ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-591/2014 от 16.01.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Беликов Н.М. гражданское дело № 33-591/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Грымзиной Е.В.,

судей Волковой И.А., Алябьева Д.Н.,

при секретаре Слета К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО к отделу ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в принятии заявления на государственную регистрацию брака незаконным и обязании принять заявление о заключении брака,

по апелляционной жалобе ФИО

на решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2013 года, которым в удовлетворении искового заявления ФИО о признании действия начальника отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района ФИО, выразившегося в отказе в принятии заявления на государственную регистрацию брака между ФИО и ФИОоглы, незаконными и обязании отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района принять заявление на государственную регистрацию брака между ФИО и ФИОоглы, было отказано.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

ФИО обратилась в суд с иском к отделу ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области о признании отказа в принятии заявления на государственную регистрацию брака незаконным и обязании принять заявление о заключении брака.

В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области ею было подано заявление о регистрации брака с гражданином ФИОоглы.

В этот же день извещением начальника отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области ей было отказано в принятии заявления, поскольку у ФИОоглы отсутствуют необходимые документы, а именно: документ, удостоверяющий личность, и справка, подтверждающая его семейное положение.

Считала, что действия должностного лица, выразившиеся в отказе принятия заявления о государственной регистрации брака являются незаконными, так как не соответствуют действительности и противоречат нормам действующего законодательства, при этом указала, что гражданин ФИОоглы, с которым она желает заключить брак, с 2007 года отбывает наказание в исправительном учреждении в ФКУ СИЗО № <...> УФСИН России по Волгоградской области, в связи, с чем его подпись была удостоверена начальником исправительного учреждения.

Считала, что поскольку для подтверждения отсутствия препятствий для заключения брака в отдел ЗАГС совместно с заявлением представлены нотариально заверенная копия свидетельства о расторжении предыдущего брака гражданина ФИОоглы и свидетельство о расторжении предыдущего брака ФИО, то заявления, представленные в отдел ЗАГС администрации Ленинского муниципального района соответствуют нормам действующего законодательства, и обстоятельств, препятствующих заключению брака между ней и ФИОоглы, предусмотренных статьёй 14 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Просила признать действия начальника отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области ФИО, выразившиеся в отказе в принятии заявления на государственную регистрацию брака между ФИО и ФИОоглы незаконными и обязать отдел ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области принять заявление на государственную регистрацию брака между ФИО и ФИОоглы.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, считая, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации, независимо от гражданства лиц, вступающих в брак, определяются законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 156 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния в Российской Федерации определён положениями Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее по тексту – Закон об актах гражданского состояния).

Пунктом 1 статьи 7 Закона об актах гражданского состояния установлено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Пунктом 19 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (далее по тексту – Административный регламент), утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 412, предусмотрено, что заявители вправе предоставлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать органам, предоставляющим государственную услугу, в установлении содержания норм семейного права.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 24 Административного регламента для государственной регистрации заключения брака заявители предоставляют документы, удостоверяющие личности.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона об актах гражданского состояния лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или многофункциональный центр для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 статьи 26 Закона об актах гражданского состояния, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершённой на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении (пункт 2 статьи 26 Закона об актах гражданского состояния).

На основании статьи 11 Закона об актах гражданского состояния допускается отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе, в случаях если государственная регистрация противоречит Закону об актах гражданского состояния, а также если документы, которые представлены в соответствии с Законом об актах гражданского состояния, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом об актах гражданского состояния и иными нормативными правовыми актами.

По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.

Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО, являющаяся гражданкой Российской Федерации, обратилась в отдел ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области по вопросу государственной регистрации заключения брака с гражданином Республики Азербайджан, находящимся в ФКУ СИЗО № <...> УФСИН России по Волгоградской области.

При этом заявителем были предъявлены незаверенные копии свидетельства о расторжении брака ФИО-оглы на азербайджанском языке и его перевода на русский язык.

Кроме того, ФИО не были предоставлены документ удостоверяющий личность гражданина ФИОоглы и справка о его семейном положении.

Сотрудниками отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области истице ФИО был разъяснён порядок оформления необходимого пакета документов, в том числе, и порядок оформления документа, подтверждающего семейное положение гражданина Республики Азербайджан.

Разрешая дело, суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеприведёнными нормами материального права и обоснованно исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для признания действий должностных лиц отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области незаконными.

Пунктом 1 статьи 4 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее по тексту – Конвенция), заключенной в городе Минске 22 января 1993 года, вступившей в силу 19 мая 1994 года, для Российской Федерации 10 декабря 1994 года (с изменениями от 28 марта 1997 года), установлено, что учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с положениями Конвенции.

На основании статьи 15 Конвенции, центральные учреждения юстиции Договаривающихся Сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения о действующем или действовавшем на их территориях внутреннем законодательстве и о практике его применения учреждениями юстиции.

Согласно статье 26 Конвенции, условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства – законодательством Договаривающейся Стороны, являющейся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательства Договаривающейся Стороны, на территории которой заключается брак.

Между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой был заключен Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 года).

Согласно Правилам государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждённым Кабинетом Министров Азербайджанской Республики от 31 октября 2003 года № 145, при отсутствии в архиве актовых записей гражданского состояния заявителю выдаётся справка об отсутствии актовой записи гражданского состояния. На основе обращения заявителя указанная справка о семейном положении выдаётся отделом регистрации по месту жительства гражданина, при этом в ней указываются имя, фамилия и отчество лица, период проверки и название отдела регистрации.

Справка о семейном положении гражданина Республики Азербайджан ФИОоглы представлен не была.

Условия заключения брака на территории Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 156 СК РФ, определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого он является в момент заключения брака, при этом, иностранные граждане, вступающие в брак на территории Российской Федерации, пользуясь законодательством того государства, гражданином которого он является, обязаны соблюдать требования семейного законодательства, содержащиеся в статье 14 СК РФ, которые являются обязательными при вступлении в брак и являются обстоятельствами, препятствующими заключению брака.

Исходя из положения статьи 14 СК РФ, не допускается заключение брака, в том числе между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Из изложенного следует, что ни при каких случаях не допускается заключение брака, если хотя бы одно обстоятельство из указанных в статье 14 СК РФ относится к любой стороне (сторонам) желающей (им) вступить в брак, в связи с чем, каждый иностранный гражданин или лицо без гражданства обязано, при вступлении в брак на территории Российской Федерации, подтвердить соответствующими документами факты возможности беспрепятственно вступить в брак на территории Российской Федерации, которыми могут быть справки, удостоверенные нотариусами или консульскими учреждениями.

При таких обстоятельствах, являясь гражданином Республики Азербайджан, проживающим за границей на территории Российской Федерации, для регистрации брака на территории Российской Федерации и подтверждения семейного положения ФИОоглы был обязан предоставить справку о его семейном положении.

Доказательств наличия иного правового регулирования предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации с предоставлением документов, подтверждающих содержание норм иностранного семейного права, истицей ФИО в порядке пункта 19 Административного регламента представлено не было.

В силу абзаца 4 части 1 статьи 26 Закона об актах гражданского состояния одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить документы, удостоверяющие личности лиц, вступающих в брак, при этом действующее семейное законодательство Российской Федерации ни при каких условиях не освобождает лиц, вступающих в брак, от обязанности представить в орган ЗАГС документы, удостоверяющие их личности, в связи с чем предоставление ФИОоглы документа, удостоверяющего личность, является его обязанностью, а не правом.

С учётом установленных обстоятельств и правоотношений сторон, руководствуясь законом, подлежащим применению, суд пришёл к правильному выводу о правомерности действий должностных лиц отдела ЗАГС администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области.

По мнению судебной коллегии, обстоятельства, имеющие значение по делу, судом установлены правильно, при этом всем собранным доказательствам дана полная, объективная оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), оснований считать её неправильной у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы о том, что Административный регламент, как и аналогичные нормативные документы, регулирующие семейные взаимоотношения, не содержат оснований для отказа в государственной регистрации заключения брака, судебной коллегией не принимаются по следующим основаниям.

Как указывалось ранее, в силу пункта 1 статьи 11 Закона об актах гражданского состояния отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если документы, которые представлены в соответствии с Законом об актах гражданского состояния, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ним Законом об актах гражданского состояния и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем непредоставление хотя бы одного из документов, поименованного в Законе об актах гражданского состояния, для государственной регистрации заключения брака влечёт отказ в принятии указанного заявления.

Также судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку противоречат представленным суду доказательствам и обстоятельствам дела.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>