ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5929/2017 от 22.06.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Певина Е.А.

Докладчик Карболина В.А. Дело № 33-5929/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Мулярчика А.И.

судей Карболиной В.А., Грибанова Ю.Ю.

при секретаре Е.В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 22 июня 2017 гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.С.Н. на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 10 апреля 2017 года, которым исковые требования К.С.Н. к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, возложении обязанности по предоставлению данной субсидии оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Карболиной В.А., объяснения представителя К.С.Н.Х.Н.М., представителя Министерства строительства Новосибирской области – Б.Т.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

К.С.Н. обратилась в суд с иском к Министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, возложении обязанности по её предоставлению.

В обоснование исковых требований указала, что 13.12.2011 года между ней и ООО «Главновосибирскстрой-2» был подписан договор участия в долевом строительстве. 04.06.2012 года между ней и застройщиком было подписано дополнительное соглашение к договору.

В соответствии с условиями договора застройщик обязался построить объект недвижимости - многоквартирный жилой дом по <адрес> и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать ей объект долевого строительства - <адрес>, состоящую из трех комнат, расположенную на 22-м этаже в 1-м подъезде, а участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства ( п. 1-2 договора).

Застройщик обязался окончить строительство до 25.06.2012 года и получить разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не позднее 31 августа 2012 года и передать объект долевого строительства участнику долевого строительства в срок, не превышающий двух месяцев с даты получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 3.4, 3.8, 3.9 договора).

Она выполнила обязанность по оплате цены договора в полном объеме, оплатив 4 070 121 рублей.

Договор долевого участия прошел государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Новосибирской области, 04.07.2012 года произведена государственная регистрация дополнительного соглашения к договору.

В соответствии с условиями договора застройщик обязан получить разрешение на ввод здания в эксплуатацию не позднее 31.08.2012 года, соответственно, передать объект долевого строительства участнику не позднее 31.10.2012 года.

Свои обязательства в указанный срок застройщик не исполнил.

Определением Арбитражного суда НСО от 02.09.2014 года в отношении застройщика введена процедура банкротства - наблюдение.

Определением Арбитражного суда НСО от 26.03.2015 года в отношении застройщика введена процедура банкротства - внешнее управление сроком на шесть месяцев, до 26 сентября 2015 года. Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 26 октября 2015 года продлен срок внешнего управления до 26.01.2016 года.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 23.12.2014 года истец включена в реестр требований кредиторов о передаче жилого помещения - трехкомнатной <адрес> общей площадью 91,15 кв.м., расположенной на 22-м этаже в 1-м подъезде многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой по адресу: <адрес>.

Для завершения строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (стр)ДД.ММ.ГГГГ был создан ЖСК «Альянс».

ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Альянс» заключил с застройщиком в лице внешнего управляющего Е.С.А. агентский договор .

ДД.ММ.ГГГГ застройщику было выдано разрешение на ввод объекта строительства в эксплуатацию.

Таким образом, завершение строительства объекта произошло не за счет средств застройщика, а за счет средств членов кооператива.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов в размере 96 050 рублей.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства НСО ей было отказано в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома по тем основаниям, что жилой дом по адресу: <адрес> (первая очередь), введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

На момент подачи искового заявления у нее имеется задолженность по оплате взноса на завершение строительства перед кооперативом в размере 96 050 рублей.

На основании изложенного, истец просила признать незаконным отказ Министерства строительства НСО от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома; обязать ответчика включить ее в реестр граждан на предоставление субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалуемое представителем К.С.Н., который в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд применил положения подпункта 6 пункта 6 Положения об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства в редакции, не действующей в спорный период.

Обращает внимание на то, что в период спорных правоотношений действовала редакция подпункта 6 пункта 6 Положения, который не содержал в себе условия о том, что разрешение на строительство должно быть оформлено на ТСЖ (ТСН) либо ЖСК, членом которого является заявитель.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между К.С.Н. и ООО «Главновосибирскстрой-2» был подписан договор -ГЛ-168 участия в долевом строительстве, согласно которому с учетом дополнений ООО «Главновосибирскстрой-2» обязалось передать истцу <адрес> (стр.), в срок не позднее 31 октября 2012 года.

Как усматривается из материалов дела, в указанный срок обязательства застройщиком исполнены не были.

Определением Арбитражного суда НСО от 02.09.2014 года в отношении застройщика введена процедура банкротства - наблюдение.

Для завершения строительства многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой, расположенные по адресу: <адрес> (стр), 15.06.2016 года был создан ЖСК «Альянс».

11 декабря 2015 года мэрией г. Новосибирска ООО «Главновосибирскстрой-2» выдано разрешение на ввод указанного объекта в эксплуатацию (л.д.75-78).

Из справки ЖСК «Альянс» от 06.04.2017 года следует, что задолженность К.С.Н. в дополнительных расходах, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес> (стр.), составляет 96 050 рублей.

20.04.2016 года истец обратилась в Минстрой НСО с заявлением о предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов в размере 96050 рублей.

Уведомлением от 27.04.2015 года № 1733/45 Министерством строительства НСО истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату дополнительных расходов со ссылкой на то обстоятельство, что субсидия предоставляется на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов (л.д.74).

Постановлением администрации Новосибирской области от 09.03.2010 N 80-па «Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Новосибирской области» утверждено Положение об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов.

В п.1 Постановления от 09.03.2010 N 80-па установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Новосибирской области, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков, нуждающиеся в соответствии с жилищным законодательством в жилых помещениях, имеют право на получение субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов, в размере не более 200000 рублей.

Положением определены условия и порядок предоставления гражданам, вложившим денежные средства в строительство многоквартирных домов в Новосибирской области и пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов.

В п.6 Положения установлено, что субсидия предоставляется гражданину при соблюдении следующих условий:

1) наличие заключенного гражданином договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, инвестиционного договора, договора паенакопления либо наличие заключенного договора уступки права требования или соглашения о передаче правомочий по договору участия в долевом строительстве, инвестиционном договоре, договоре паенакопления, заключенных до указанного в договоре участия в долевом строительстве, инвестиционном договоре, договоре паенакопления срока ввода в эксплуатацию многоквартирного дома и/или срока передачи гражданам жилых помещений, по которым нарушение застройщиком (жилищным, жилищно-строительным кооперативом) обязательства о сроке ввода в эксплуатацию многоквартирного дома превышает один год;

2) исполнение гражданином в полном объеме обязанности по уплате цены договора (паевого взноса), подтвержденное соответствующими платежными документами (приходным кассовым ордером, актом о взаиморасчетах между застройщиком и участником долевого строительства или платежным поручением) либо решением (определением) суда;

4) членство гражданина в товариществе собственников жилья (далее - ТСЖ), либо в товариществе собственников недвижимости (далее - ТСН), либо в жилищно-строительном кооперативе (далее - ЖСК), действующем в целях завершения строительства многоквартирного дома;

6) наличие действующего разрешения на строительство многоквартирного дома, выданного и (или) продленного в порядке, установленном градостроительным законодательством, ТСЖ (ТСН) либо ЖСК, членом которого является заявитель, и действующему в целях завершения строительства многоквартирного дома.

Пунктом 10 указанного Положения, предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидий:

1) представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения;

2) несоблюдение условий предоставления субсидий, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, выявленная при проведении проверки министерством;

4) на момент обращения заявителем в полном объеме оплачены дополнительные расходы, необходимые для завершения строительства многоквартирного дома;

5) заявитель и/или члены семьи заявителя не являются гражданами, нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

Как следует из содержания данного Положения, предоставление субсидий носит заявительный характер, при этом, целью предоставления субсидии является материальная помощь гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков для завершения строительства многоквартирных домов, т.е. на момент обращения с заявлением на получение субсидии строительство жилого дома не должно быть завершено, т.к. из смысла данного Положения не следует, что оно носит компенсационный характер и направлено на возмещение гражданам расходов фактических, понесенным ими при завершении строительства дома, либо по которым имеется отсроченная непогашенная задолженность.

Кроме того, одним из условий выплаты субсидии является наличие действующего разрешения на строительство многоквартирного дома, выданного и (или) продленного в порядке, установленном градостроительным законодательством, ТСЖ (ТСН) либо ЖСК, членом которого является заявитель, и действующему в целях завершения строительства многоквартирного дома.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая решение и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что разрешение на строительство жилого дома по <адрес> выдавалось либо продлялось ЖСК «Альянс». При этом, как следует из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию данное разрешение выдано ООО «Главновосибирскстрой-2».

Доводы апеллянта о том, что разрешение на строительство является действующим, были проверены судом первой инстанции и установлено, что согласно ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.

Таким образом, выдавая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, компетентный орган подтверждает факт окончания строительства соответствующего объекта, и, соответственно, разрешение на строительство, утрачивает свою силу по той причине, что строительство завершено и застройщиком реализовано предоставленное ему на основании разрешения на строительство право на строительство объекта капитального строительства.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд применил положения подпункта 6 пункта 6 Положения об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства в редакции, не действующей в спорный период, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию, выданного 11.12.2015 года мэрией города Новосибирска, является основанием для отказа в предоставлении субсидии в связи с тем, что субсидия предоставляется на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов.

Поскольку строительство многоквартирного дома завершено, то правовые основания для предоставления субсидии истцу у Министерства строительства НСО отсутствовали.

Таким образом, не являются основанием к отмене решения доводы апеллянта о том, что в период спорных правоотношений действовала редакция подпункта 6 пункта 6 Положения, который не содержал в себе условия о том, что разрешение на строительство должно быть оформлено на ТСЖ (ТСН) либо ЖСК, членом которого является истец, однако, согласно подпункта 6 пункта 6 Положения об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов, в редакции от 12.10.2015г., действующей на момент обращения истца с заявлением в Минстрой НСО (апрель 2016г.) также указано, что субсидия предоставляется гражданину при наличии действующего разрешения на строительство многоквартирного дома, выданного и (или) продленного в порядке, установленном градостроительным законодательством.

Согласно п.15 указанного Положения, гражданин в течение месяца со дня перечисления на его счет в кредитной организации субсидии обязан передать поступившие денежные средства застройщику многоквартирного дома и представить в министерство копию платежного документа, подтверждающего передачу денежных средств застройщику.

Министерство осуществляет контроль за целевым использованием денежных средств на финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий, и обеспечение возврата необоснованно полученных субсидий, не израсходованных по целевому назначению ( пункт 16 Положения).

Таким образом, наличие разрешения на ввод в эксплуатацию мэрией г.Новосибирска, является основанием для отказа в предоставлении субсидии, так как не будет выполнено условие о расходовании ее по назначению – субсидия предоставляется на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов. Данное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано ООО «Главновосибирскстрой-2».

Строительство многоквартирного дома завершено, правовых оснований для передачи поступивших денежных средств застройщику нет и как следствие, у министерства отсутствовали основания для предоставления истцу субсидии.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, для которой судебная коллегия не находит оснований, указаний на обстоятельства и доказательства, которые бы опровергали выводы суда и могли бы повлиять на существо вынесенного решения.

Нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено, решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Новосибирска от 10 апреля 2017 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.С.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: