Судья Гачегова Е.И.
Дело №33-5950
1 июля 2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В.,
судей Пьянкова Д.А. и Судневой В.Н.
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 1 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 марта 2013 г., которым постановлено:
«Признать незаконным уведомление Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми №147 от 25.06.2012 г.
Возложить на Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми обязанность поставить ФИО1 с семьей из 6 человек на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» с момента его обращения в органы местного
Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения представителя Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми ФИО2, действующей по доверенности, истца ФИО1, его представителя ФИО3, изучив материалы дела судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в Ленинский районный суд с иском в суд к Комитету социальной защиты населения администрации г. Перми в котором просил:
Признать незаконным решение Комитета социальной защиты населения администрации город Перми от 25 июня 2012 г. №147.
Обязать Комитет социальной защиты населения администрации город Перми принять решение о включении семьи истца в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о предоставлении его семье, которая является многодетной, в собственность земельного участка в соответствии с Законом Пермского края №871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае». В соответствии с решением ответчика от 25.06.2012 г. истцу в постановки на такой учет было отказано ввиду того, что семья не соответствует требованиям ст. 1 указанного закона. Данный отказ истец считает незаконным и подлежащий отмене, поскольку он противоречит закону и нарушает его имущественные права. На основании изложенного просит признать решение об отказе в постановке на учет незаконным, включить в реестр многодетных семей, обратившихся за предоставлением в собственность земельного участка.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, •изложенные в исковом заявлении
Представитель ответчика - Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми - в судебном заседании суда первой инстанции с заявленными требованиями не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ответчика, указывая на то, что суд не применил закон подлежащий применению, неправильно истолковал закон.
Ссылаясь на положения ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, Закон Пермского края от 01 декабря 2011 г.№ 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», указывает на то, что истец при обращении с заявлением не предоставил документы, подтверждающие проживание его супруги ФИО4 на территории Пермского края более 5 лет. Представленные истцом с заявлением справки «***» не содержали сведений о достаточргом периоде проживания и виде регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания супруги истец представил только в суд. Таким образом, полный перечень документов истец при обращении в Комитет не предоставлял.
Указывая на положения п.2.3.2 Порядка ведения учета многодетных семей в г. Перми в целях предоставления земельных участков (утв. Постановлением администрации г. Перми от 28 апреля 2012 г. №198), полагает, что у ответчика не имелось правовых оснований для истребования дополнительных документов и направления запросов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась третье лицо ФИО4, извещенная о месте и времени судебного заседания.
Представитель Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми ФИО2 на удовлетворении жалобы настаивала, указав дополнительно на то, что суд вынес решение о постановке на учет семьи из 6 человек, тогда как при обращении в Комитет состав семьи истца был 5 человек.
Истец и его представитель ФИО3 просили в удовлетворении жалобы отказать.
Судебная коллегия, заслушав мнение сторон, изучив представленные документы, проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом истец ФИО5, его супруга ФИО4, их дети ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО5, ФИО5 являются гражданами Российской Федерации, что следует из их паспортов и свидетельств о рождении. Истец и члены его семьи проживают совместно, что следует из справок ТСЖ, на праве собственности либо на ином праве члены семьи истца земельными участками не обладают. Истец и его супруга постоянно проживают на территории Пермского края более 5 лет, что следует из отметки в паспорте истца. ФИО4 в период с сентября 2006 г. но июль 2009 г. ФИО4 имела регистрацию в г. Перми по ул. ****, с 23.09.2009 г. по 23.09.2012 г. имела регистрацию по месту пребывания на территории Пермского края, **** с 21.05.2012 г. постоянно зарегистрирована в г. Перми на ул. ****.
30 мая 2012 г. истец обратился с заявлением в Комитет социальной защиты населения администрации г. Перми с просьбой поставить на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство в соответствии с Законом Пермского края «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае».
В данном заявлении истец просил предоставить земельный участок ему и его
семье, состоящей из супруги ФИО9, детей ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО5 К заявлению истцом были приложены копии паспортов его, супруги и дочери ФИО6, свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении детей, справка о регистрации по месту жительства с сентября 2006 г. по июль 2009 г. ТСЖ «***». справка о составе семьи ТСЖ «***».
Данное заявление было рассмотрено Комитетом социальной защиты населения администрации г. Перми, и 25 июня 2012 г. истцу в постановке на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство было отказано на основании ст. 1 Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК и получено истцом 19 июля 2012 г.
15 октября 2012 г. истец обратился с настоящими требованиями в суд.
05 ноября 2012 г. у истца родился сын ФИО5
Оценивая доводы искового заявления и установленные обстоятельства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходя из положений ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, положений ст.1, 3 Закона Пермского края от 1 декабря 2011 г. №871-ПК, и признал наличие права истца постановку на учет в целях последующего предоставления земельного участка с момента обращения к ответчику. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1,2,3 ст.1 Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК «О бесплатной предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» (в редакции от 01 декабря 2011 г.) земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Под многодетной семьей понимаются граждане, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), имеющие на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка трех и более несовершеннолетних детей (в том числе пасынков, падчериц, а также усыновленных детей), а также детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации....
Условиями бесплатного предоставления многодетной семье земельных участков являются: а) все члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации; б) все члены многодетной семьи на дату подачи заявления проживают совместно (за исключением членов семьи, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации), при этом родители многодетной семьи зарегистрированы на территории Пермского края по месту жительства не менее пяти лет; в) члены многодетной семьи не имеют земельного участка в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, или члены многодетной семьи имеют земельный участок в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Пермского края, размер которого меньше минимального размера, установленного в соответствии с Законом Пермской области от 02.09.2003 N 965-193 "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность".
Согласно ч.1, 2 ст. 3 Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК Земельные участки предоставляются органами местного самоуправления Пермского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции, многодетным семьям в собственность однократно бесплатно и подлежат оформлению на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.
Учет многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется по месту их проживания на основании заявления многодетной семьи в орган местного самоуправления Пермского края о предоставлении в собственность земельного участка. Порядок ведения учета многодетных семей в соответствии с настоящим Законом определяется органами местного самоуправления Пермского края.
К заявлению о предоставлении в собственность земельного участка прилагаются: 1) копии свидетельств о рождении всех несовершеннолетних членов многодетной семьи; 2) копии паспортов гражданина Российской Федерации всех совершеннолетних членов многодетной семьи; 3) копии документов, подтверждающих усыновление (удочерение) всех несовершеннолетних членов многодетной семьи (при наличии усыновленных (удочеренных) детей); 4) копия свидетельства о браке - для супругов (не распространяется на неполную семью); 5) справка, подтверждающая факт обучения в образовательном учреждении на очной форме обучения, - для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 6) выписка из домовой или похозяйственной книги или справка о регистрации членов многодетной семьи по месту жительства; 7) справка о составе семьи; 8) справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая, что родители не лишены родительских прав; 9) справка из органов опеки и попечительства, подтверждающая, что в отношении усыновленных (удочеренных) детей не отменено усыновление (удочерение).
Согласно ч. 6 ст. 3 указанного Закона Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является: 1) ранее принятое в соответствии с настоящим Законом органом местного самоуправления Пермского края решение о предоставлении земельного участка многодетной семье в собственность бесплатно при повторном обращении этой многодетной семьи; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, установленных настоящим Законом; 3) несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона.
В соответствии с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из содержания оспариваемого решения, основанием для в предоставлении земельного участка явилось несоответствие многодетной семьи требованиям и условиям, указанным в статье 1 настоящего Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК.
Вместе с тем, оспариваемое истцом решение является неконкретным и не полным, поскольку не содержит выводов о несоответствии семьи отдельным положениям либо всем требованиям ст.1 Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК и обоснование данного решения.
Фактически, как следует из материалов дела, истец был ознакомлен с основанием для отказа в постановке на учет по причине несоответствия его супруги требованиям Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК в части проживания на территории Пермского края более 5 лет только в судебном заседании.
Очевидно, что оспариваемое решение нарушало права заявителя, лишенного таким образом возможности установить законную причину отказа в постановке на учет и реализации права на получение земельного участка.
Поскольку указанное решение, таким образом, не соответствовало требованиям закона, нарушало права заявителя, суд обоснованно принял решение о его отмене.
В силу ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, при отмене решения ответчика, исследовав представленные документы, в том числе документы, подтверждающие проживание его супруги на территории Пермского края более 5 лет. обоснованно пришел к выводу о соответствии истца и его семьи требованиям ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК и обязал ответчика поставить Мамаджанян Гайка Ашотовича с семьей из 6 человек на учет в целях дальнейшего предоставления земельного участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, доводов жалобы, пояснений сторон, ответчиком фактически не оспаривается наличие у истца и членов его семьи в настоящее время права на получение земельного участка в соответствии с Законом Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК.
Доводы жалобы о том, что истец не предоставил полный пакет документов, подтверждающих наличие у его семьи права на получение земельного участка и правильности принятого решения, судебная коллегия отклоняет, поскольку основанием для отказа в постановке на учет послужило не непредставление документов, а несоответствие семьи истца требованиям закона, которое получило должную оценку и не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Кроме того, поскольку решение ответчика безусловно подлежало отмене судом в связи с его несоответствием требованиям закона, суд был вправе разрешении заявленных требований истребовать и принимать решение о возложении обязанности по устранению допущенного нарушения на основании доказательств представленных в ходе судебного заседания.
Доводы жалобы, аналогичные доводам возражения на исковое заявление, служили предметом судебного разбирательства, получили правильную и обоснованную оценку в решении суда. Суд, при разрешении доводов заявления установив фактическую причину отказа в постановке на учет, оценив ее исходя из фактических обстоятельств дела, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что право на предоставление земельного участка у истца и членов его семьи имеется.
То обстоятельство, что судом была возложена обязанность по постановке на учет семьи из 6 человек, а не 5 человек, как было указано в заявлении истца, на правильность принятого решения не влияет, поскольку данный вывод суда подтверждается материалами дела, не противоречит положениям ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края от 01 декабря 2011 г. №871-ПК.
При изложенных обстоятельствах доводы жалоб ответчиком не могут повлечь
отмену решения. Иные доводы к отмене решения суда в апелляционных жалобах не заявлены.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 27 марта 2013 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Комитета социальной защиты населения администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: