Судья: Лайшева Ю.И. Дело № 33-5953/2021
УИД 24RS0005-01-2020-000273-31
2.092
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Сударьковой Е.В.
судей - Михайлинского О.Н., Наприенковой О.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.
гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным отказа в признании участником программы по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3
на решение Бирилюсского районного суда Красноярского края от 15 января 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации Бирилюсского района Красноярского края о возложении на Администрацию Бирилюсского района Красноярского края обязанности включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список граждан-участников муниципальной программы Бирилюсского района Красноярского края «Предоставление социальных выплат гражданам на переселение из непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока в Бирилюсском районе», для приобретения жилья в рамках Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1710, - отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к администрации Бирилюсского района Красноярского края о признании незаконным отказа о признании участником программы по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья. Свои требования истцы мотивировали тем, что ФИО1 с 25 июня 1980 г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. С 1982 года по 22 августа 2008 года осуществляла трудовую деятельность в <адрес>. Совместно с ней в жилом помещении по указанному адресу проживают ее супруг ФИО2 и сын ФИО3
ФИО2 с августа 1982 г. и по декабрь 2002 г. работал в п. Малая Кеть в Пировском ЛТХ, который в 2005 году прекратил свою деятельность.
Они проживали в доме контейнерного типа, который является временным сооружением и был предоставлен для совместного проживания.
8 августа 2008 г. указанный жилой дом уничтожен в результате пожара вследствие чего, они были вынуждены выехать за пределы п. Малая Кеть.
Полагают, что отвечают всем условиям государственной программы по переселению граждан из непредназначенных для проживания помещений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, в рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» от 30 декабря 2017 г. №1710, и подлежат включению в список участников указанной программы. С целью получения государственной поддержки для приобретения жилья, они обратились к ответчику с заявлением о признании участниками программы, однако администрацией Бирилюсского района Красноярского края во включении их в список граждан-участников программы отказано по тем основаниям, что ФИО2 с 2003 г. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Однако при этом не учтено, что наличие такого договора не свидетельствует об утрате Г-выми права на участие в государственной программе, поскольку договор социального найма был оформлен исключительно для возможности работать в Пировском ЛТХ на лесозаготовительном участке, занимаемое помещение по своему назначению и состоянию является аналогичным тому, в котором Г-вы проживали ранее, а именно помещением контейнерного типа, непредназначенным для проживания, переезд в которое являлся вынужденным, в связи с разрушением дома по <адрес>.
С учетом уточнений просили включить ФИО1, ФИО2, ФИО3 в список участников программы по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, для приобретения (строительства) жилья, в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1710.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Г-вы, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований. Ссылаются на неправильное установление судом фактических обстоятельств дела, поскольку жилое помещение в поселке Малая Кеть является местом их постоянного жительства, истцы там зарегистрированы по месту жительства, иных жилых помещений не имеют, выезд в другой населенный пункт носил вынужденный характер.
Администрацией Бирилюсского района Красноярского края представлены письменные возражения, в которых ответчик выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании истцы ФИО2, ФИО1 и представитель ФИО1 Адвокат Кузнецов С.А., действующий по ордеру от 26 мая 2021 года № 000815, апелляционную жалобу поддержали полностью по изложенным выше основаниям.
Истец ФИО3 и представитель ответчика, представители третьих лиц администрации Малокетского сельсовета, Министерства строительства Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не уведомили, ходатайства об отложении слушания дела не заявляли.
Судебная коллегия считает возможным в силу ч.3 статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения принятого по делу решения.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ст. 16 ЖК РФ).
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела истица ФИО1 и ФИО2 являются супругами с 2 мая 1984 г. В браке у истцов родился ребенок сын ФИО3. Все члены семьи Г-вых зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, кв. 1.(ФИО1 с 25 июня 1980 г., ФИО2 с 17 сентября 2001 г., ФИО3 с 8 декабря 2005 г.).
Согласно трудовой книжке ФИО2 в период с 3 июля 1982 г. по 17 декабря 2002 г. истец работал в Пировском Лестранхоз, правопреемником которого является ОАО «Пировский ЛТХ», откуда был уволен по сокращению штата. После 17 декабря 2002 г. сведения о трудовой деятельности ФИО2 отсутствуют.
Согласно трудовой книжке ФИО1 с 1 августа 1983 г. она трудоустроена воспитателем детского сада (работодатель Пировский ЛТХ), откуда 11 марта 1993 г. переведена в Малокетский сельсовет воспитателем детского сада, и 1 октября 2003 г. уволена в связи с ликвидацией детского сада. 1 декабря 2003 г. ФИО1 приняла на работу заведующим МУК Малокетским сельским клубом, где работала до 21 апреля 2008 г., после чего была переведена заведующей в МУК Малокетский сельский клуб, откуда также была уволена 22 августа 2008 г. по собственному желанию. Далее трудовая деятельность ФИО1, согласно трудовой книжке осуществлялась в различных организациях на территории г. Красноярска в период с 1 сентября 2008 г. по 11 апреля 2014 г.
Судом также установлено, что с 2008 года по месту регистрации никто из членов семьи Г-вых не проживает.
8 августа 2010 г. жилой дом по <адрес> уничтожен в результате пожара. Согласно справке выданной ФИО1 от АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», восточно-сибирский филиал, Ачинское отделение, Большеулуйский дополнительный офис от 4 июля 2019 года № 2402.01/99. По состоянию на 3 апреля 1999 г. прав собственности на объекты недвижимого имущества за ФИО1, ФИО2, ФИО3, в Бирилюсском районе не зарегистрировано. Из ответов Администрации Бирилюсского района Красноярского края от 27 октября 2020 г. следует, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 бюджетных средств на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на территории Бирилюсского района не получали, жилые помещения муниципального жилищного фонда им не предоставлялись.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной и федеральной собственности не значиться. Согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность от 26 мая 2003 г. Администрация Малокетского сельсовета передала в собственность ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
4 июля 2019 г. истцы обратились в Администрацию Бирилюсского района Красноярского края с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилого фонда по договору социального найма, которое удовлетворено, о чем ФИО1 направлено уведомление от 3 сентября 2019 г.
Согласно ответу Администрации Бирилюсского района Красноярского края от 22 ноября 2019 г. о рассмотрении обращения ФИО1, по результатам рассмотрения обращения сообщили, что в соответствии с п. 2 приложения №15(3) к государственной программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710 право на участие в указанной программе ФИО1 и члены ее семьи не имеет, поскольку ее семья в составе трех человек выехала из п. Малая Кеть в 2008 г., в 2010 г. в результате пожара строение в котором прописаны истцы, по адресу: <адрес>, сгорело полностью. Соответственно семья ФИО1 не может быть участником мероприятия по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам проживающим в непредназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, так как фактически не проживает на территории Малая Кеть в строении, не предназначенном для проживания, поскольку таковое отсутствует.
Аналогичный по своему содержанию ответ Министерства строительства Красноярского края от 3 февраля 2020 г. направлен в адрес ФИО1 Согласно предоставленного истцом распоряжения конкурсного управляющего ОАО «Пировский лестранхоз» ФИО4 от 4 февраля 2003 г., ФИО2 в счет невыплаченной компенсации оформлено и передано имущество ОАО «Пировский ЛТХ», в том числе и жилой дом ИЗКт 54/36/18, 1982 г. ввода в эксплуатацию (Нижнеудинский ЗИЗКТт: - Завод Инвентарных Зданий Контейнерного типа), расположенный по адресу: <адрес>, с принадлежащим к нему земельным участком площадью 10 соток.
Из технического заключения ООО «Елена» следует, что по фотографиям здания, расположенного по адресу: <адрес>, и по распоряжению конкурсного управляющего, установлено, что обследуемое здание имеет признаки жилого помещения, по внешнему виду несущие конструкции здания в работоспособном состоянии, однако отнести данное строение к капитальным не представляется возможным в связи с отсутствием признаков капитальности, то есть здание не имеет капитального заглубленного фундамента, стены здания каркасного типа, по конструктивным особенностям здание является временным строением.
В настоящее время по договору найма жилого помещения заключенного между ФИО11 и ФИО1 истица с супругом проживает в <адрес>. Жилое помещение передано по договору коммерческого найма на срок с 6 июня 2016 г. по 6 июня 2026 г.
Отказывая истца в удовлетворении требований, суд со ссылкой на статьи 15,16,51 ЖК РФ, а также положения Государственной программы Российской Федерации
« Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 года № 1710, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания истцов участниками государственной программы по обеспечению жильем, поскольку они не отвечают требованиям Программы.
Судебная коллегия считает обоснованными указанные выводы суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы истцов о том, что они соответствуют критериям участников государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» были предметом проверки судом первой инстанции и обоснованно отклонены как не состоятельные.
Согласно п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего востока утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
( Приложение № 15(3)) мероприятия по обеспечению жильем граждан реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев:
а) гражданин постоянно проживает на территории муниципального образования, расположенного на территории Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края, Красноярского края, Амурской области, Иркутской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа, в помещении, не соответствующем положениям статей 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - помещения);
б) помещение предоставлено гражданину для проживания до 25 декабря 1991 г. либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение предоставлено до 25 декабря 1991 г., и совместно проживает с таким лицом в этом помещении;
в) гражданин признан или может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением таких граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, в случае, если такие жилые помещения находятся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
г) ранее гражданин не являлся получателем мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с Приложением к Порядку предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, из краевого бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24 декабря 2019 г. №760-п (Правила предоставления социальных выплат гражданам на переселение из не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, для приобретения жилья, Порядка признания граждан участниками мероприятия и формирования списков граждан – участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году) Правила регулируют предоставление социальных выплат гражданам на переселение из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока (далее - мероприятие), предполагают предоставление социальных выплат гражданам, проживающим в не предназначенных для проживания строениях, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, для приобретения (строительства) жилья.
Для участия в мероприятии, в целях использования социальной выплаты, гражданин до 1 марта планируемого года подает заявление (приложение N 1 к настоящим Правилам) в орган местного самоуправления по месту жительства.
Орган местного самоуправления в 10-дневный срок со дня получения документов, указанных в пунктах 1, 2 настоящего раздела, организует работу по проверке сведений, содержащихся в этих документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником мероприятия.
Основаниями для отказа граждан участником мероприятия являются:
а) несоответствие граждан требованиям, указанным в пункте 5 раздела 1 мероприятия;
б) непредставление или неполное представление документов, устанавливаемых соответственно в подпунктах "а" - "ж" пункта 1 настоящего раздела;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Согласно Постановлению Администрации Бирилюсского района Красноярского края №440 от 29 ноября 2019 г., утверждена муниципальная программа Бирилюсского района Красноярского края «Предоставление социальных выплат гражданам на переселение их непредназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока в Бирилюсском районе».
Из пп. 1 п. 2.3.1 раздела 2.3 Паспорта указанной муниципальной программы следует, что участником программы может быть гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям:
- гражданин постоянно проживает на территории администрации Малокетского сельсовета Бирилюсского района в помещении, не отвечающем требованиям, установленным для жилых помещений ст.ст. 15, 16 ЖК РФ;
- указанное помещение было предоставлено гражданину для проживания до 25 декабря 1991 г. либо гражданин является членом семьи лица, которому такое помещение было предоставлено до 25 декабря 1991 г. и совместно проживает с ним в таком помещении.
Постоянное проживание гражданина на территории администрации Малокетского сельсовета Бирилюсского района, а также факт предоставления помещения гражданину (строительство помещения гражданином) для проживания подтверждаются:
- справкой администрации Малокетского сельсовета;
- документом, выданным, органом регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства гражданина;
- платежными документами об уплате жилищных и коммунальных платежей;
- документом, подтверждающим наличие у гражданина трудовых отношений, осуществляемых в период промышленного освоения районом Сибири и Дальнего Востока, и т.д.
Установив, что семья истицы с 2008 года не проживает на территории п. Малая Кеть, поскольку имеет другое постоянное место жительства, а также то, что жилое помещение, предоставленное им для проживания в 2010 году уничтожено в результате пожара, суд пришел к правильному выводу о том, что семьи истцов не отвечает критерием участников государственной программы.
Доводы жалобы истцов о том, что они были вынуждены выехать с постоянного места жительства из п. Малая Кеть не нашли подтверждения исследованными доказательствами, поскольку из показаний допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей следует, что на момент выезда жилой дом по <адрес> находился в пригодном для проживания состоянии, истцы перед выездом распродали свое имущество и скот. Сохранение регистрации на территории п. Маялая Кеть до настоящего времени, не порождает права быть признанными участниками программы.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда мотивированы и подтверждаются исследованными по делу доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч.4 статьи 330 ГПК РФ самостоятельными основаниями для отмены постановленного по делу решения судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Бирилюсского районного суда Красноярского края от 15 января 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: