Дело № 33-5960/2016
аПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень | |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Левиной Н.В., ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления строительства Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июня 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования И.Д.М. Мамед кызы к Главному управлению строительства Тюменской области об обжаловании решения об отказе в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного управления строительства Тюменской области от <.......> об отказе И.Д.М. Мамед кызы в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения.
Обязать Главное управление строительства Тюменской области выдать И.Д.М. Мамед кызы займ в размере <.......> для приобретения готового жилого помещения».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя Главного управления строительства Тюменской области С.Л.Ю., настававшей на доводах апелляционной жалобы, представителя И.Д.М.кызы – С.О.А., полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, судебная коллегия
установила:
И.Д.М. кызы обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) о признании незаконным решения Главного управления строительства Тюменской области от <.......> об отказе в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения, обязании ответчика выдать истице займ в размере <.......> руб. для приобретения готового жилого помещения. Требования мотивировала тем, что, являясь работником бюджетной сферы и состоя на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья, однако <.......> ответчик отказал в предоставлении социальной выплаты, мотивировав отказ тем, что истица зарегистрирована в жилом помещении, площадь которого на каждого члена семьи больше учетной нормы. Считала отказ незаконным, поскольку другой жилой площади не имеет, до настоящего времени проживает с дочерью в квартире, принадлежащей ее бывшему супругу, брак с которым расторгнут в <.......> году.
В судебном заседании И.Д.М. кызы, ее представитель К.К.В., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.35), исковые требования поддержали с учетом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Главного управления строительства Тюменской области Д.Ю.В., действующая на основании доверенности от <.......> (л.д.45), в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении требований.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласно Главное управление строительства Тюменской области. В апелляционной жалобе, поданной представителем Д.Ю.В., просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Считает, судом первой инстанции с нарушением процессуальных норм не привлечено к участию в деле Государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» (далее – ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки»), которое в соответствии с Положением об условиях и порядке предоставления субсидии, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 г. <.......>-п, осуществляет перечисление средств займа. Ссылаясь на Положение о Главном управлении строительства Тюменской области, утвержденное постановлением Правительства Тюменской области от 01 июня 2006 г. № 146-п, указывает, что у ответчика отсутствуют полномочия по выдаче займов гражданам, поскольку Главное управление строительства Тюменской области осуществляет перечисление средств необходимых для предоставления займов ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки». Ссылаясь на статьи 31, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, закон Тюменской области от 03 августа 1999 г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретения жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», решение Тюменской городской Думы от 30 июня 2005 г. № 225 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», считает, что у истца отсутствуют основания для предоставления социальной выплаты, поскольку И.Д.М.кызы проживает с бывшим супругом и дочерью, которая в свою очередь является также дочерью собственника помещения, они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи свыше учетной нормы.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель И.Д.М. кызы – К.К.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
И.Д.М. кызы в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы она была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истицы.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Порядок предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области регламентирован законом Тюменской области от 03 августа 1999 г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», а также Положением о порядке предоставления субсидий и займов на приобретение (строительство) жилья в Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 13 октября 2008 года № 302-п.
В соответствии со статьей 3 Закона Тюменской области от 03 августа 1999 г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета» право на получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области не менее 5 лет граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления и в организациях.
Согласно статье 5 названного Закона Тюменской области право на получение займа на приобретение (строительство) жилья имеют постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области не менее 5 лет граждане Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, в организациях.
Условия и порядок предоставления социальных выплат и займов установлены постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 г. № 60-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения» (далее также - Положение).
В силу пункта 1.1 Положения его реализацию осуществляют Главное управление строительства Тюменской области (далее - главное управление) (в части перечисления социальных выплат), государственное автономное учреждение Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» (далее - уполномоченная организация), органы исполнительной власти Тюменской области, реализующие государственную политику в сфере деятельности организаций, работникам которых предоставляются социальные выплаты.
Право на получение займа имеют работники бюджетной сферы, получившие свидетельства о предоставлении социальной выплаты в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Заем предоставляется получателю социальной выплаты на условиях целевого использования, платности, срочности и возвратности в порядке, определяемом настоящим Положением, в пределах объемов средств, предусматриваемых на эти цели в областном бюджете. Заем предоставляется получателю социальной выплаты по его заявлению, поданному в течение срока действия свидетельства о предоставлений социальной выплаты (пункт 1.9 Положения). Заем предоставляется в размере, определяемом в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения, и не может быть более 1 миллиона рублей (пункт 1.10). Социальная выплата на приобретение жилого помещения (объекта долевого строительства), уплату первоначального взноса предоставляется в размере, указанном в свидетельстве, но не более стоимости жилого помещения (объекта долевого строительства), определенной договором купли-продажи жилого помещения (участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве) (пункт 4.2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, И.Д.М. кызы является работником бюджетной сферы: оператором электронно-вычислительных и вычислительных машин в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тюменской области «Тюменская больница <.......>», с <.......> года состоит в списке очередности на жилье.
<.......>И.Д.М. кызы выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <.......> рублей.
<.......>И.Д.М. кызы обратилась в Главное управление строительства <.......> с заявлением о предоставлении ей займа на приобретение жилого помещения с учетом члена семьи - несовершеннолетней дочери И.Л.А.
<.......> истице было отказано в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение готового жилого помещения в связи с наличием оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из письма Главного управления строительства по Тюменской области от <.......>, И.Д.М. кызы снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована И.Д.М. кызы и члены ее семьи превышает норму учетной площади, установленной решением Тюменской городской Думы от <.......><.......>.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установив, что истица является служащим бюджетной сферы и лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеющим в собственности объектов недвижимости, пришел к выводу что отказ И.Д.М. кызы в предоставлении социальной выплаты и займа на приобретение жилого помещения незаконен и обязал Главное управление строительства Тюменской области выдать И.Д.М.кызы займ для приобретения готового жилого помещения в размере <.......> руб., размер которого представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Мотивы, по которым суд пришел к выводам об удовлетворении заявленных требований, являются правильными, основанными на действующем законодательстве и обстоятельствах дела.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п.1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы(п.2).
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно справке ТСЖ «<.......>» от <.......>И.Д.М. кызы зарегистрирована и проживает по адресу: <.......> совместно с мужем И.А.П. и дочерью И.Л.А.
Согласно свидетельству о расторжении брака, <.......> брак между И.А.П. и И.Д.М. кызы прекращен. Родителями И.Л.А., <.......> года рождения являются И.А.П., И.Д.М. кызы.
Указанное жилое помещение, площадью <.......> кв.м, принадлежит на праве собственности И.А.П., приобретено им у <.......> по договору передачи доли общей собственности <.......>, то есть не в период брака с истицей.
Судом также в качестве доказательств обосновано взяты показания свидетелей, опрошенных в судебном заседании, которые подтвердили отсутствие фактических брачных отношений между И.Д.М. кызы и И.А.П.
При таких обстоятельствах, учитывая что И.Д.М. кызы жилых помещений в собственности не имеет, проживает в квартире И.А.П., не являясь членом семьи собственника, районный суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Главного управления строительства Тюменской области оснований для отказа И.Д.М. кызы в предоставлении социальной выплаты и займа.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия авторов апелляционной жалобы с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ими позицию, которая была предметом исследования суда первой инстанции. Не согласиться с выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
Ссылки в жалобе на процессуальные нарушения, выразившиеся в не привлечении к участию в деле ГАУ ТО «Центр государственной жилищной политики», и невозможности возложения на ответчика обязанностей по выплате займа, не могут быть приняты во внимание как основанные на неверном толковании действующего законодательства. В соответствии с Законом Тюменской области от 03 августа 1999 г. № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», Положением о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 09 марта 2011 г. № 60-п, реализацию настоящего Положения в части перечисления социальных выплат осуществляет Главное управление строительства Тюменской области.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с этим решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления строительства Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии