Председательствующий: Мальцева И.А. № 33-5965/2022
2-479/2022
55RS0034-01-2022-000616-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 12 октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей областного суда Магденко И.Ю., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Рудаковой Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области на решение Тарского городского суда Омской области от 28 июня 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, взыскании излишне удержанного налога на доходы физических лиц и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области (ИНН <***>) в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт <...>, выдан 23.03.2017 ОУФМС России по Омской области в Тарском районе, код подразделения 550-034) недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере 45522 (сорок пять тысяч пятьсот двадцать два) рубля 36 коп., излишне удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 2349 (две тысячи триста сорок девять) рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказать».
Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, излишне удержанного налога, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что с 22.01.2019 г. она была принята на государственную гражданскую службу на должность специалиста 1 категории в отдел камеральных проверок № 2. Приказом начальника Межрайонной ИФНС от 25.06.2021 г. с истцом был расторгнут служебный контракт, и она была освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должностей в государственном органе. При увольнении ей было начислено четырехмесячное денежное содержание в размере 72 280 руб. 32 коп., выплачено 69 931 руб. 32 коп., так как был неправомерно удержан налог на доходы физических лиц в размере 2 349 руб. С размером данной выплаты истец не согласна, так как в содержание не были включены суммы материального стимулирования и разовых премий. Сумма недоплаченных денежных средств по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составила – 45 522 руб. 48 коп. Согласно приведенным расчетам считает, что размер месячного содержания должен составлять 29 450 руб. 65 коп., а компенсация за 4 месяца составила 117 802 руб. 80 коп.
Просила взыскать Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области задолженность по компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – 45 522 руб. 48 коп., излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере 2 349 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 9 России по Омской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве. Указала, что порядок исчисления денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы закреплен в постановлении Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих». Средства ежеквартального материального стимулирования и полученное дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда не учитывались при расчете соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 указанных Правил. При увольнении истец получила компенсацию в размере своего четырехмесячного денежного содержания, рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства. Возражал против взыскания компенсации морального вреда, так как данные требования не основаны на законе, нарушения прав истца не было допущено.
Представитель третьего лица УФНС России по Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в отзыве, согласно которому дополнительные выплаты, к которым относятся материальное стимулирование, не учитываются при расчете выплат при сокращении. Просила в иске отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области ФИО4 просит решение отменить. Указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, относится к иным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в соответствующем году, за качество исполнения определенных обязанностей. При этом средства материального стимулирования не входят в состав гарантированного денежного содержания, выплачиваются по отдельным локальным актам государственного органа, не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных задач, не могут быть учтены при расчете компенсации при увольнении.
Кроме того, полагает, что налог в данном случае был удержан на законным основаниях в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Из материалов дела следует, что 22.01.2019 г. между Межрайонной ИФНС № 2 по Омской области и ФИО1 заключен служебный контракт № 401, по которому последняя принята на должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 2 в Межрайонной ИФНС № 2 по Омской области.
Приказом от 25.06.2021 г. № 01-04-02/151 заключенный с ФИО1 служебный контракт от 22.01.2019 г. № 401 был расторгнут 30.06.2021 г., она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В связи с увольнением по данному основанию ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в размере четырехмесячного денежного содержания – 69 931 руб. 32 коп., также произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск.
С 23.08.2021 г. Федеральной налоговой службой России утверждена новая структура Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области, в соответствии с которой Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Омской области и Межрайонная Федеральной налоговой службы № 2 по Омской области присоединены к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска, которая переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области (приказ Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области от 19.05.2021 г. № 01-06/118@).
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 настаивала на взыскании с ответчика недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), они подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Произведя арифметический расчет размера месячного денежного содержания с учетом сумм выплаченного материального стимулирования, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 не была выплачена часть компенсации в сумме 45 522 руб. 36 коп., которая была взыскана в ее пользу.
Решение суда в части взысканного судом размера компенсации при увольнении сторонами не обжалуется.
Рассматривая дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему
Положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 06.09.2007 года № 562 (далее - Правила).
Положения п. 2 Правил содержат отсылочные нормы к ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применительно к составу денежного содержания гражданского служащего.
В силу п. 8 Правил в случае, предусмотренном подп. «д» п. 1 названных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подп. «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 названной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 названного указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных требований о составе ее денежного содержания для исчисления спорных компенсационных выплат относится определение правовой природы произведенных ей налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.
В соответствии с абз. 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В материалы дела стороной ответчика были представлены информационные письма ФНС России от 06.08.2020 г., 12.04.2021 г., адресованные управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), из которым следует, что в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (второе полугодие 2020, на 2021 год) Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Приказами ФНС от 25.06.2020 г., 18.09.2020 г., 04.12.2020 г., 14.04.2021 г. утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС.
Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь УФНС России по Омской области до сведения ИФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ИФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования (письма УФНС России по Омской области от 19.09.2020 г., 20.11.2020 г., 18.05.2021 г.)
Во исполнение указанных поручений Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2020-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый балл территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 22.09.2020 г., от 08.12.2020 г., от 15.04.2021 г.).
Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области от 30.06.2020 г. № 02-03-11/09дсп, от 19.09.2020 г. № 02-03-11/10дсп, от 23.09.2020 № 02-03-11/14дсп, от 23.11.2020 г. № 02-03-11/15дсп, от 09.12.2020 № 02-03-11/19дсп, от 15.02.2021 г. № 01-04-02/24, от 19.04.2021 г. № 02-03-11/4дсп, от 20.05.2021 г. № 02-03-11/5дсп, от 23.06.2021 г. № 02-03-11/5/1дсп осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 2 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
Не свидетельствует об обратном и указание в приведенных выше информационных письмах ФНС России, адресованных управлениям ФНС по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС России, на то, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда.
Как уже было указано выше, данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и безусловно подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 г. № 14-04-05/34482, в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (п. п. 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
С учетом изложенного доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает необходимым принять во внимание разъяснения, изложенные в Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.03.2019 г. № 18-4/10/В-2197, от 05.05.2021 г. № 14-0/10/В-5300, согласно которым в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных ч. ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении.
Доводы жалобы основаны на ином толковании правовых норм, оснований согласиться с которым не имеется.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании с ответчика излишне удержанных сумм налога на доходы физических лиц, районный суд пришел к выводу о том, что законных оснований для удержания налога на доходы физических лиц с выплаченных истцам сумм компенсационных выплат при увольнении не имелось, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу истца ФИО1 излишне удержанную сумму НДФЛ в размере 2 349 руб.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в указанной части судебная коллегия не усматривает в силу следующего.
В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным в том числе пунктом 8.2 части 1 названной статьи (по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из вышеизложенного правового регулирования компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, ограничение необлагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера выплат, установленное для выходных пособий, соответственно, абз. 7 п. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ и абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса РФ, не применяется.
В связи с этим компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Данная позиция подтверждается в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 г. № 03-04-05/59242, от 26 июля 2021 г. № 03-04-05/59581 и от 1 декабря 2021 г. № 03-04-07/97412.
Поскольку с истцом ФИО1 служебный контракт расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», выплаченная ей в связи с этим сумма компенсации освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания.
Доводы жалобы о правомерном удержании с истца сумм налога на доходы физических лиц с компенсации, выплаченной истцу при увольнении с государственной гражданской службы по сокращению, в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка, основаны на неверном толковании положений законодательства и подлежат отклонению.
Разрешая заявленные требования, установив, что что ответчиком допущено нарушение прав истца на получение в полном объеме причитающихся при увольнении выплат, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно абз. 4 п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работника, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Суд первой инстанции обоснованно учел нарушение прав ФИО1, требования разумности и соразмерности компенсации причиненному моральному вреду, учел вину ответчика в нарушении трудовых прав истца, степень перенесенных работников страданий, в связи с неполной и несвоевременной выплатой в полном объеме заработной платы. Оснований для снижения размера компенсации морального вреда не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тарского городского суда Омской области от 28 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 14.10.2022.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи________Сковрон Н.Л.секретарь судебного заседания___________________ (подпись) « » 2022 года |