Председательствующий: Бажина Т.В. Дело № 33-5967/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Подвязниковой Н.А.,
судей Шукеновой М.А., Емельяновой Е.В.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ рассмотрела в судебном заседании 17 сентября 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика - ООО «<...>» - ФИО5 на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 13 мая 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Признать деятельность интернет – сайта <...> "http<...> "http://<...> "http://<...> "http://<...> "http://<...> "http://<...> в части предоставления неограниченному кругу лиц персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей незаконной.
Обязать ООО «<...>» прекратить деятельность интернет – сайта http://<...> "http://<...> "http<...> "http://<...> "http://<...> "http://<...> "http://<...> в части предоставления неограниченному кругу лиц персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей и запретить передачу персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей иным сайтам с вышеуказанными правами.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<...>» в доход бюджета г. Омска в счет уплаты госпошлины <...> /<...>/ рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области обратилось в суд с иском к ООО «<...>» в защиту неопределенного круга лиц, указав, что в ходе мониторинга информационно – телекоммуникационной сети Интернет было установлено, что ООО «<...>» через системы управления баз данных «Контрагент» предоставляет платные услуги любым юридическим и физическим лицам по формированию для них выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Выписка из ЕГРИП содержит следующие категории персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения, гражданство, пол, регистрационные данные. ООО «<...>» является оператором, обрабатывающим персональные данные граждан – индивидуальных предпринимателей, предоставляя их, включая запрещенные законодательством РФ к обработке категории персональных данных, любым юридическим и физическим лицам на своем сайте «http<...> "http<...> "http<...> "http<...> "http://<...> "http<...>». При этом, ООО «<...>» не является государственным органом, уполномоченным для предоставления государственных услуг и осуществления функций, возложенных на ФНС России. Истец просил признать деятельность интернет – сайта http<...> в части предоставления неограниченному кругу лиц персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей незаконной, обязать ООО «<...>» прекратить деятельность интернет – сайта «<...>» в части предоставления неограниченному кругу лиц персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей и запретить делегирование доменных имен иным сайтам с вышеуказанными правами.
В судебном заседании представители Управления Роскомнадзора по Омской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить. Дополнительно пояснили, что под запретом делегирования доменных имен иным сайтам в исковом заявлении подразумевается запрет передачи персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей иным сайтам. Возложение на ответчика данной обязанности необходимо для предотвращения возможного копирования информации с интернет–сайта «<...>» на какой-либо иной интернет–сайт, зарегистрированный под иным именем.
Представитель ответчика - ООО «<...>» - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - ООО «<...>» - ФИО5 просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Возражая против постановленного решения, указывает, что судом первой инстанции ошибочно не применены положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому согласие индивидуального предпринимателя на обработку и распространение оператором сведений из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не требуется, поскольку такие сведения являются общедоступными и открытыми. Кроме того, указывает, что судом неправомерно распространено действие положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» на индивидуальных предпринимателей, поскольку индивидуальные предприниматели не относятся к субъектам персональных данных и действие обозначенного закона на них не распространяется.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель истца - Управления Роскомнадзора по Омской области просит постановленное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом (л.д. 132, 138-142).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика - ООО «<...>» - ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, представителей истца – Управления Федеральной службы по надзору связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области – ФИО2, ФИО3, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая правовая оценка, обстоятельства дела установлены верно, нарушений в применении норм процессуального и материального права не допущено.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов осуществляется за плату, если иное не установлено федеральными законами.
Размер платы за предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, регистрирующий орган бесплатно предоставляет содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также определенным федеральными законами лицам.
Из материалов дела следует, что ООО «<...>» имеет годовое абонентское обслуживание одного рабочего места на предоставление доступа к открытым и общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
10.02.2014 в адрес Управления Роскомнадзора по Омской области поступило обращение индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросу размещения на сайте «<...>» данных о ее месте рождения и месте проживания.
По данному обращению Управлением Роскомнадзора по Омской области была проведена проверка, в ходе которой установлен факт предоставления владельцем интернет–сайта «<...>» и системы управления баз данных «Контрагент» ООО «<...>» доступа неограниченному кругу лиц к персональным данным граждан – индивидуальных предпринимателей без их согласия по следующим ссылкам: «<...>». ООО «<...>» через системы управления баз данных «Контрагент» предоставляет платные услуги любым юридическим и физическим лицам по формированию для них выписок из Единых государственных реестров юридических лиц и предпринимателей содержит следующие категории персональных данных граждан – индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения, гражданство, пол, регистрационные данные.
Полагая, что ответчиком допущены нарушения Федерального закона «О персональных данных», истец обратился в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ.
Давая оценку правомерности заявленных исковых требований, установив, что ООО «<...>» фактически является оператором, обрабатывающим персональные данные граждан – индивидуальных предпринимателей, предоставляя их, включая запрещенные законодательством РФ к обработке категории персональных данных, любым физическим и юридическим лицам на своем сайте «<...>», без согласия индивидуальных предпринимателей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
Судебная коллегия считает вывод суда соответствующим закону и установленным им обстоятельствам дела.
Доводы жалобы представителя ответчика о неверном применении судом при разрешении спора норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», сводятся к несогласию с принятым решением, повторяют позицию стороны ответчика по делу, вызваны ошибочным толкованием норм материального права и не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда. Мотивы необоснованности этих доводов отражены в решении суда, с которыми судебная коллегия соглашается, так как они основаны на совокупности исследованных судом доказательств в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, и определяет принципы, условия и правила обработки персональных данных (ст.ст. 1 и 4, ч. 1 ст. 6).
По смыслу ч. 1 ст. 6, ст. 7, ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, обработка персональных данных, в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Одним из таких федеральных законов является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который предусматривает, что содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения, в том числе такие, которые, по смыслу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, относятся к персональным данным физического лица, являются открытыми и общедоступными, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, а также определяет порядок их предоставления (ст. 6).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта в соответствии с которым сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном п. 5 настоящей статьи.
Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 25 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 № 630, сведения об индивидуальном предпринимателе, предусмотренные приложением 2 к настоящим Правилам, за исключением подпунктов «в» - дата и место рождения, «е», «з», «и», «р» предоставляются по запросу любого юридического или физического лица, составленному в произвольной форме и содержащему запрашиваемые сведения. Сведения о месте жительства предоставляются по запросу, предоставленному лично физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность.
Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н (действующим с 19.05.2014) утвержден ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений и документов.
Порядка установлено, что запрос о соответствии или несоответствии сведений о персональных данных конкретного физического лица (индивидуального предпринимателя), изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРИП, представляется в виде бумажного документа непосредственно физическим лицом, запрашивающим такие сведения (далее - заявитель), в любой территориальный орган ФНС России, уполномоченный на представление сведений из ЕГРИП. Одновременно с запросом заявителем представляется документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрос о предоставлении содержащихся в ЕГРИП сведений о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства) представляется в виде бумажного документа непосредственно заявителем в любой территориальный орган Федеральной налоговой службы, уполномоченный на предоставление сведений из ЕГРИП. Одновременно с запросом заявителем представляется документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, сведения о дате и месте рождения, о месте жительства индивидуального предпринимателя являются персональными данными, которые предоставляются уполномоченным на то органом и в соответствии с указанным выше Порядком.
В то время как из материалов дела следует, что в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставленной ООО «<...>» в ответе на запрос, указаны персональные данные ФИО1, в числе которых ОГРНИП, ИНН, фамилия, имя, отчество, число, месяц и год рождения, место рождения, пол, гражданство.
Указанная выше информация относится прямо к определенному физическому лицу.
Согласно ст. 3, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Таким образом, доводы жалобы о том, что индивидуальный предприниматель не подпадает по действие Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что ответчиком персональные данные индивидуального предпринимателя предоставляются по электронному запросу любого лица, без предоставления документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных
При этом действующим законодательством Российской Федерации в области персональных данных установлено обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Субъект персональных данных реализует свое право запрещать или разрешать обработку своих персональных данных.
Вместе с тем, на сайте ответчика отсутствует информация, подтверждающая наличие согласия граждан на обработку их персональных данных либо иных законных оснований на обработку указанных персональных данных.
Незаконное распространение персональных данных граждан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" нарушает права и свободы человека и гражданина при обработке его персональных данных.
Таким образом, ответчиком допущено нарушение упомянутых выше положений как Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Несогласие с оценкой судом представленным доказательствам не является основанием к отмене постановленного решения. Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Суждение ответчика о немотивированности постановленного решения суда являются несостоятельными, поскольку из решения видно, что суд первой инстанции обосновал свои выводы и привел основания, по которым удовлетворил заявленные требования.
Каких-либо иных, правовых доводов, служащих основанием для отмены или изменения судебного решения в оставшейся части апелляционная жалоба не содержит.
Проверив дело с учетом требований ст. 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, судебная коллегия считает, что судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и решение судом по делу вынесено правильное, законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 13 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - ООО «<...>» - ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: