Судья Рудых Г.М. дело № 33-5975/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2014 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.,
при секретаре Тороповой Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.М.Б. о признании незаконным отказа комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в выдаче градостроительного плана.
по апелляционной жалобе представителя А,М.Б.-Б.Е.Е.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 марта 2014 года, которым постановлено:
требования А.М.Б. о признании незаконным отказа комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в выдаче градостроительного плана – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Балашовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.М.Б, обратился в суд с заявлением, указывая о том, что он является собственником жилого дома и земельного участка по <адрес> 5 ноября 2013 года он обратился в комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о выдаче градостроительного плана названного земельного участка. Однако в удовлетворении его заявления было отказано. Считал отказ необоснованным, поскольку земельный участок находится в собственности.
Сославшись на указанные обстоятельства, просил признать незаконным отказ комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в выдаче градостроительного плана на строительство индивидуального жилого дома и обязать его выдать градостроительный план.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель А.М.Б.-Б.Е.Е. оспаривает постановленное по делу решение и просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Выслушав представителя комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Ж.М.А. возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как усматривается из материалов дела, А.М.Б, является собственником земельного участка, расположенного по <адрес>, с видом разрешенного использования – возведение жилых построек. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, право собственности заявителя на него зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15 сентября 2010 года № 36\1087, названный земельный участок находится в границах территориальной зоны Д2-1 (зона застройки объектами общественно-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда).
5 ноября 2013 года А.М.Б. обратился в комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с заявлением о выдаче градостроительного плана в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Согласно уведомлению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда за № ар18158-13 А.М.Б, отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка. Данное решение мотивировано тем, что земельный участок по <адрес> расположен в границах территориальной зоны Д2-1, индивидуальное жилищное строительство в которой не предусмотрено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемое решение комитета по градостроительству и архитектуре соответствует нормативным правовым актам и принято в пределах компетенции органа местного самоуправления.
С обоснованностью таких выводов судебная коллегия не может в связи со следующим.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1,2 данной статьи).
В силу этого градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Согласно положениям части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
В соответствии с частью 17 статьи 46 (об особенностях подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа) названного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, не требуется проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 данной статьи (регламентируют последовательность действий органов местного самоуправления в связи с подготовкой документации и вопросы проведения публичных слушаний). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. При этом названные нормы не предусматривают возможности установления дополнительных требований или ограничений для получения заинтересованными лицами градостроительного плана земельного участка.
В силу статей 42, 43, 48, 51, 52, 53, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является лишь одним из ряда документов, необходимых для ведения строительства, и не служит безусловным основанием для выдачи разрешения на строительство или для ввода объекта в эксплуатацию, если при этом нарушаются требования закона.
При таком положении комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда неправомерно отказал заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка, такой отказ нарушает его права и свободы, создает препятствия к их осуществлению.
Нормативный акт, на который сослался комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в своем уведомлении – постановление администрации Волгограда от 16 сентября 2011 года № 2783 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка в виде отдельного документа», в соответствии с которым допускается отказ в предоставлении названной услуги в случае несоответствия назначения объекта капитального строительства градостроительным регламентам, является подзаконным, и не может противоречить федеральному законодательству.
При таких данных, постановленное судом решение об отказе в удовлетворении заявления А.М.Б. не соответствует требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ о законности и обоснованности судебного решения.
Судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении названных требований и в силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ обязать комитет по строительству и архитектуре администрации Волгограда выдать А.М.Б.. градостроительный план.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 25 марта 2014 года отменить, постановить по делу новое решение, которым признать незаконным отказ комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в выдаче А.М.Б, градостроительного плана на земельный участок по <адрес> обязав комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда выдать заявителю градостроительный план названного земельного участка.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского областного суда И.Б.Балашова