ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5984/13 от 29.10.2013 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Соловьянова Г.А.

Дело № 33-5984/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

29 октября 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Задорневой Н.П.

судей

Шурловой Л.А., Тепловой Т.В.

при секретаре

Фатневой Т.Е.

при участии прокурора Ледовской Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора г. Пятигорска

на решение Пятигорского городского суда от 07 августа 2013 года по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», филиалу ГУП «СКВК - Пятигорский Водоканал» о признании действий незаконными, запрете совершения определенных действий, возложении обязанности произвести перерасчет начисленных сумм,

по докладу судьи Шурловой Л.А.,

установила:

Заместитель прокурора г. Пятигорска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», филиалу ГУП «СКВК - Пятигорский Водоканал» и просил признать незаконными действия ответчиков по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды на территории г. Пятигорска; запрете совершать указанные действия на территории г. Пятигорска; возложить обязанность на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение на общедомовые нужды, начисленной жильцам многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета воды и не оборудованных водоразборными устройствами в период времени с сентября 2012 года по апрель 2013 года.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по коллективным обращениям жителей многоквартирных домов г. Пятигорска, необорудованных общедомовыми приборами учета воды, о необоснованном начислении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице Пятигорского филиала коммунальных платежей на общедомовые нужды по водоснабжению и водоотведению за период сентябрь 2012 года - апрель 2013 года. Ответчики обосновывая начисление платы за общедомовые нужды в многоквартирных домах,ссылается на Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года, Постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края № 68/2 от 22.11.2011 года и приказ Министерства ЖКХ СК № 301-о/д, указывая следующее: начисление на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды, производится пропорционально общей площади квартиры, количество проживающих в квартирах не влияет на сумму оплаты за общедомовые нужды. В норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды включены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (промывка системы отопления, заполнение внутридомовых систем водоснабжения после ремонтов, потери после аварийных ситуаций, уборка мест общего пользования). Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что 68 многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «ЭК- Рост», 31 многоквартирный дом, находящийся в управлении ООО УК «Новый город», 124 многоквартирных дома, находящиеся в управлении ОАО «Управление жилым фондом», 3 многоквартирных дома, находящихся в управлении ООО УК «Коммунальщик», 4 многоквартирных дома, находящихся в управлении ООО УК «Коммунальщик-1», 6 многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «КМВ-Строй», не имеют водозаборных устройств. Собственниками помещений в многоквартирных домах влажная уборка помещений общего назначения и придомовой территории либо не производится, либо осуществляется с использованием воды, взятой из водоразборных устройств, расположенных в квартирах жильцов. Расход воды осуществляется через индивидуальные приборы учета воды, в соответствии с которыми абоненты оплачивают потребленную коммунальную услугу. Аналогичным образом обстоит вопрос с водоотведением. Ремонтные работы, связанные с гидравлическим испытанием системы водоснабжения, заполнением ее после проведения ремонтных работ либо замены, каждый месяц не производятся. Согласно информации ООО УК «Новый город», из 32 многоквартирных домов лишь в одном доме - по ул. Московской, 14/11 однократно в сентябре 2012 года проводились такие ремонтные работы. Из 124 многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Управление жилым фондом», такие работы проводились также однократно в 8 домах. В многоквартирных домах вода на общедомовые нужды собственниками помещений либо обслуживающей организацией не используется. Неисполнение ответчиками требований Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» по оснащению до 01.07.2013 года приборами учета используемых энергетических ресурсов, образует условия, при существовании которых абоненты, вынуждены осуществлять оплату фактически неоказанной услуги на основании нормативов потребления, а не фактического потребления.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Пятигорска в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц - отказано.

В апелляционном представлении помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. просила решение суда отменить. В обоснование указала, что судом не дана оценка указанным в иске действиям ответчиков, которые в период с 01 сентября 2012 года по 30 апреля 2013 года не выполняя мероприятия по принудительному оборудованию коллективными приборами учета воды в многоквартирных домах не оборудованных водоразборными устройствами использовали предоставленное право взимать плату за общедомовые нужды по нормативам потребления в соответствии со ст.157 ЖК РФ и п.п.40,44 и 48 Правил №354. Выводы суда о том, что технологические потери имеют место быть во всех многоквартирных домах, несостоятельны, поскольку в норматив потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденный приказом Министерства ЖКХ Ставропольского края от 29 августа 2012 года № 301-о/д включены нормативные технологические потери коммунальных ресурсов. Из 400 многоквартирных домов только в 9 домах однократно в сентябре 2012 года проводились ремонтные работы, связанные с гидравлическим испытанием системы водоснабжения, в большинстве домов отсутствует водоразборные устройства. Выводы суда о том, что требования прокурора не направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц ошибочны, поскольку незаконные действия ответчиков повлекли за собой рост социальной напряженности, многочисленные обращения граждан в прокуратуру города по вопросам необоснованного начисления платы за воду на общедомовые нужды по нормативам потребления за фактически не оказанные услуги. Тогда как согласно п.4 ст.27,п.3 ст.35 ФЗ №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного количества граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В своих возражениях на апелляционную жалобу полномочный представитель филиала ГУП «СКВК - Пятигорский Водоканал» Магулаев М.А. просил решение суда оставить без изменения. В обоснование указал, что поскольку круг лиц по исковому заявлению прокурора г. Пятигорска определен, полномочий на предъявление заявления в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ у прокурора не имелось. Обращение прокурора в интересах определенных граждан без их привлечения к участию в деле нарушает права этих граждан на судебную защиту. С 01 сентября 2012 года в платежном документе, направляемом потребителю отдельно выделена сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Объем коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяются между собственниками помещений пропорционально доли в праве на общее имущество. Плата по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды начисляется независимо от наличия либо отсутствия кранов, иных водоразборных устройств, так как основанием для применения данного норматива является отсутствие общедомового прибора учета. Тот факт,что на момент проверки общедомовые приборы учета были установлены не в полном объеме не доказывает бездействие предприятия, поскольку срок оснащения приборами учета законодателем установлен до 01 июля 2013 года. По состоянию на 28 июня 2013 года общедомовые приборы учета установлены в полном объеме.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении и в возражении на него, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В. об отмене обжалуемого решения по доводам апелляционного представления, пояснения полномочных представителей ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Чернявскую Е.В., Ващенко С.Н.об оставлении решения суда без изменения по основаниям, изложенным в их возражении на представление прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Существенных нарушений норм процессуального законодательства не допущено.

В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

В обоснование заявленного иска прокурор сослался на то, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП «СКВК - Пятигорский Водоканал» фактически осуществлял начисление платы за оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды жителям многоквартирных домов за фактически не поставленную воду, не выполняя в полном объеме обязанность по принудительному оборудованию коллективными приборами учета в многоквартирных домах г. Пятигорска.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 01 сентября 2012 года № 354, Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 16 мая 2013 года №131-о/д «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение в Ставропольском крае», п.18,19 Постановления Правительства РФ от 03 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения» и пришел к тому выводу, что действия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП «СКВК - Пятигорский Водоканал» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужны на территории г. Пятигорска законны, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено начисление такой платы по нормативам потребления, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъектов РФ и независимо от наличия либо отсутствия водозаборных устройств.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Договоры холодного и горячего водоснабжения коммунального ресурса), заключенные с ресурсоснабжающей организацией относятся к отдельным видам договора энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 548 ГК РФ.

Согласно нормам ст. 544 ГК РФ, оплата коммунального ресурса производится за фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными его учета, причем, учет коммунального ресурса, исходя из смысла ч. 2 ст. 539 ГК РФ, производится абонентом.Установленный порядок является обязательным как для ресурсоснабжающей организации, так и для каждого, кто к ней обратится для заключения договора о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания данного помещения и (если данное помещение является квартирой) общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Поэтому обязанность по оплате коммунального ресурса, израсходованного собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе и на содержание общего имущества, лежит на собственнике в соответствии с законом.

Общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Оплата собственниками потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод по индивидуальным приборам учета при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

При отсутствии общедомового прибора учета, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают коммунальный ресурс по нормативу, при наличии общедомового - исходя из его показаний, при наличии общедомового и индивидуальных приборов учета - пропорционально их показаниям.

В любом случае, общее количество потребленного собственниками помещений многоквартирного дома коммунального ресурса должно быть оплачено ресурсоснабжающей организации.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг,которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, даны определения основных понятий: «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды" - норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определяется исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды ( п.29 Правил № 306).

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2009 I №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе их из строя, утрате, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ.

ч. 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусматривает расчет размера платы за коммунальные услуги при отсутствии прибора учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из указанной нормы материального права определенно следует, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии таких приборов - рассчитывается по нормативам потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органом государственной власти субъекта РФ.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определен разделом III приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.

В Ставропольском крае нормативы потребления коммунальных услуг утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края приказом от 29.08.2012 г. № 301-о/д. С 01.06.2013 г. действует Приказ от 16.05.2013г. №131-о/д Министерства жилищно-коммунального хозяйства «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение в Ставропольском крае», согласно которого норматив потребления на общедомовые нужды по водотведению отсутствует.

Согласно п.40 вышеуказанных Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении; и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Иного способа начисления и оплаты таких услуг действующим законодательством не предусмотрено.

Суд первой инстанции верно основываясь на системном толковании норм Жилищного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения» пришел к тому выводу, что действующее законодательство предусматривает начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления на общедомовые нужды абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, при условии выполнения работ по содержанию общего имущества в соответствии с Правилами № 491 и Постановлением № 290, независимо от наличия либо отсутствия кранов, иных водоразборных устройств в целях уборки помещений общего пользования и полива газонов.

Основанием для применения нормативов на общедомовые нужды является отсутствие принятого в эксплуатацию общедомового прибора учета.

Доводы апелляционного представления об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат материалам дела.

Как видно из материалов дела, в городе Пятигорске 1686 многоквартирных дома, каждый из которых обслуживается организацией оказывающей услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении правил содержания общего в многоквартирном доме….» и Постановлением правительства РФ от 03.04.2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме..»

Общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах перечислены в п.18 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, а перечень минимальных общих работ установлен в п.18,19 Постановления № 290, это: контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; промывка систем водоснабжения для удаления накипно- коррозионных отложений; и иные работы.

В материалах дела сведения тому, что данные работы и услуги, при которых требуется использование холодного водоснабжения, связанные с гидравлическим испытанием системы водоснабжения, заполнением системы после проведения таких работ, промывки участков водопровода каждый месяц не производились, расход воды на общедомовые нужды многоквартирных домах не осуществлялся, не имеется.

Согласно п. 12, ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Как следует из материалов дела по состоянию на 28.06.2013 г. общедомовые приборы учета в многоквартирных домах города Пятигорска установлены в полном объеме, то есть в установленный законом срок до 01.07.2013 года и бездействия со стороны ГУП «Водоканал» по установке данных приборов учета коммунальных ресурсов суд первой инстанции обоснованно не усмотрел. В силу закона такая обязанность по установке общедомовых приборов учета возникла в первую очередь у собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Критерии определения неопределенного круга лиц в гражданском процессуальном законодательстве отсутствуют. Вместе с тем, по смыслу ст. 45 ГПК РФ группа лиц считается неопределенной, если отсутствует возможность установить личность каждого участника.

Заместитель прокурора г.Пятигорска обратился в суд с иском в защиту нарушенных прав неопределенного круга лиц: собственников и нанимателей жилых помещений в более чем 200 многоквартирных домах, расположенных на территории г. Пятигорска.

Однако из искового заявления следует, что в настоящем иске имеется возможность указать конкретно каждого из жильцов многоквартирных домов, в интересах которых предъявлен иск прокурором, поэтому неопределенность круга лиц в данном споре отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что иск прокурором предъявлен вне рамок предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Доводы апелляционного представления о том, что категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, несостоятелен, поскольку препятствий к установлению собственников, нанимателей и иных лиц, зарегистрированных в данных многоквартирных домах, которые в силу Жилищного Кодекса РФ несут ответственность за предоставляемые коммунальные услуги, судебная коллегия не усматривает.

Остальные доводы апелляционного представления сводятся к несогласию с судебным решением и влекут к переоценке доказательств, оцененных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи, с чем, являются несостоятельными, а потому не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.327.1-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Пятигорского городского суда от 07 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление старшего помощника прокурора г. Пятигорска без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи