ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-5989/2015 от 30.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Татарникова Т.В. Дело № 33-5989/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Явкиной М.А.,

судей Сачкова А.Н., Новоселовой Е.Г.,

при секретаре Ахроменко А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Барнаулкапстрой» на решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Барнаулкапстрой» о возложении обязанности согласовать строительство дома.

Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Барнаульский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Барнаулкапстрой», в котором, с учетом уточнений, просил согласовать строительство объекта капитального строительства 9-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А в <адрес> Алтайского края с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что ОАО «Барнаулкапстрой» осуществляет строительство 9-этажного жилого дома по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А, на удалении 7,72 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, без согласования с собственником аэродрома Барнаул, чем нарушает требования воздушного законодательства.

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, с учетом определения того же суда от ДД.ММ.ГГ об исправлении описки, исковые требования Барнаульского транспортного прокурора удовлетворены.

На ОАО «Барнаулкапстрой» возложена обязанность согласовать строительство объекта капитального строительство 9-ти этажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А в <адрес> Алтайского края с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации.

Взыскана с ОАО «Барнаулкапстрой» в доход бюджета муниципального образования городского округа <адрес> государственная пошлина в размере 200 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ОАО «Барнаулкапстрой» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на положения ст. 15 Воздушного кодекса Российской Федерации, Правила пользования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ № 138. Полагает ссылку суда о том, что застройщик не освобожден от обязанности соблюдения особых условий использования приаэродромной территории неосновательной. Судом не дана надлежащая правовая оценка тем обстоятельствам, что схема территориального планирования Алтайского края не содержит границ приаэродромной территории аэропорта <адрес>. Невозможно установить на какой территории осуществляется строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А в <адрес> Алтайского края. Суд незаконно сделал вывод, что строительство вышеуказанного объекта может препятствовать нормальной эксплуатации аэродрома.

В письменных возражениях Барнаульский транспортный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (п. 1). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (п. 2).

В соответствии со ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства обеспечивается посредством безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным Приказом Минобороны, Минтранса, Роскосмоса от ДД.ММ.ГГ N 136/42/51, «контрольная точка аэродрома» - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.

На основании статьи 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие поселений, а также строительство и реконструкция объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Как следует из статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации, а размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юридических лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.

В соответствии с пунктом 2 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно абзацам 1 и 2 пункта 58 вышеназванных Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория, границы которой определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 48 пункта 7 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных совместным Приказом Минобороны, Минтранса, Роскосмоса от ДД.ММ.ГГ N 136/42/51, «контрольная точка аэродрома» - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат.

Согласно п.п. «а» п. 60 Правил в пределах границ района аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) запрещается строительство без согласования старшего авиационного начальника аэродрома (вертодрома, посадочной площадки): объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома (вертодрома).

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ОАО «Барнаулкапстрой» в настоящее время осуществляет строительство 9-этажного жилого дома по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А на удалении 7,72 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, что подтверждено актом обследования приаэродромной территории от 28.10.2014, ответом ОАО «Барнаулкапстрой», разрешением на строительство, инструкцией по производству полетов в районе аэродрома Барнаул.

Согласно карты структуры воздушного пространства района аэродрома Барнаул строительство жилого <адрес>А по Павловскому тракту в <адрес> осуществляется в приаэродромной территории аэродрома Барнаул, то есть в пределах окружности радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, данная территория согласно пункта 58 Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** является зоной с особыми условиями использования территории.

В настоящее время данный жилой дом не достроен, в эксплуатацию не введен.

Как следует из ответа ТУ Росимущества в Алтайском крае взлетно-посадочная полоса, автомобильная дорога на БПРМ, ворота раздвижные, летное поле, магистрально-рулежная дорожка, сооружение-перрон, соединительная рулежная дорожка РД «А», здание трансформаторной подстанции ТП-2, здание трансформаторной подстанции ТП-8, сопряжение, соединительная рулежная дорожка РД «С», соединительная рулежная дорожка РД «D», расположенные по Павловскому тракту,226 в <адрес> являются собственностью Российской Федерации, сданы в аренду ОАО «Авиапредприятие «Алтай».

Письмом Росавиации от ДД.ММ.ГГ № АН1.04-2214 «О согласовании руководителями межрегиональных территориальных управлений Росавиации проектирования, строительства объектов в пределах - приаэродромных территорий» руководителям межрегиональных территориальных управлений Росавиации поручено согласование проектирования, строительства объектов в пределах приаэродромной территории на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов (вертодромов, посадочных площадок), расположенных на подконтрольной территориальному органу Росавиации территории.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что жилой дом по <адрес> тракт, 303А в <адрес> расположен на приаэродромной территории, и для которого получение согласования строительства с собственником аэродрома Барнаул в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, является обязательным условием. Однако доказательств, выполнения таких требований, представлено не было, что является основаниям для удовлетворения настоящих исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, и проведенной в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценкой доказательств по делу.

Довод жалобы о невозможности установить на какой территории осуществляется строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Павловский тракт, 303А в <адрес> Алтайского края, признается несостоятельным, поскольку опровергается материалами дела, в том числе актом обследования приаэродромной территории от 28.10.2014, согласно которому данный дом удален от контрольной точки аэродрома Барнаул на 7, 72 км, то есть в пределах 30 км ( л.д.11-12).

При этом в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение данных норм, стороной ответчика не представлены доказательства, расположения спорного строящегося жилого дома на ином расстоянии от контрольной точки аэродрома Барнаул.

Ссылка в жалобе на то, что застройщик освобожден от обязанности соблюдения особых условий использования приаэродромной территории, основана на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем во внимание судебной коллегией не принимается.

Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили его оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда, жалоба не содержит.

Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалобы являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

апелляционную жалобу ответчика открытого акционерного общества «Барнаулкапстрой» на решение Железнодорожного районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: