ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-598/2014 от 30.01.2014 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Мартыненко Т.Ф.          Дело №33-598/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе

председательствующего Маньковой Е.Н.,

судей Малахова В.А., Маренниковой М.В.,

при секретаре Бедианашвили Н.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле 30 января 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз «Дружба» на решение Первомайского районного суда Ярославской области от 15 ноября 2013 года, которым постановлено:

Обязать СПК (колхоз) «Дружба» (ИНН №, КПП №, ОГРН №, государственная регистрация ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес>):

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченный орган документы, предусмотренные п.3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 года № 710, либо п. 4.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального значения), утвержденного приказом Минприроды РФ от 15.03.2005 г. № 61, для получения лицензии на право пользования недрами через артезианскую скважину № № в <адрес>;

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны для артезианских скважин: №№ в <адрес>; без номера в <адрес>;

- в срок до 18.10.2014 года организовать зоны санитарной охраны артезианских скважин: № № в <адрес>; без номера в <адрес>.

Заслушав доклад судьи областного суда Малахова В.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд к Сельскохозяйственному производственному кооперативу колхоз «Дружба» с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о присуждении к исполнению в натуре обязанности по оформлению права пользования недрами, разработке проекта зон санитарной охраны скважин и организации указанных зон в соответствии с проектом.

В обоснование исковых требований указал, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о недропользовании в деятельности СПК (колхоз) «Дружба» установлено, что СПК использует в производственной деятельности артезианскую скважину № № в <адрес> с нарушением требований законодательства, а именно: осуществляет добычу пресной воды из подземных источников для производственных целей предприятия в отсутствие оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами.

Из ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» следует, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В силу ст. 16 Закона «О недрах» оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются уполномоченным органом, в порядке установленном приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 г. № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности». Согласно п.п. 3, 4 данного порядка для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, заявитель подготавливает заявку, которая должна содержать: 1) данные о заявителе, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами, в том числе: наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождения - для юридического лица; фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариально); копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально); 2) данные о руководителях или владельцах заявителя и лицах, которые представляют его при получении лицензии, включая: решение уполномоченных органов управления заявителя о назначении единоличного исполнительного органа организации (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариально) или доверенность, выданная в установленном порядке; выписка из единого государственного реестра юридических лиц; выписка из реестра акционеров заявителя (для акционерных обществ); 3) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, включая: копию бухгалтерского баланса заявителя за год, предшествующий подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии; документальные данные о наличии собственных, в том числе привлеченных средств на осуществление пользования недрами (договоры займа, кредита и др.); справку налоговых органов о наличии (отсутствии) задолженности заявителя по уплате налоговых платежей, а также платежей при пользовании недрами; 4) данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков, включая сведения о наличии технологического оборудования, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр; 5)информацию о предыдущей деятельности заявителя, в том числе: данные о полученных заявителем лицензиях на пользование участками недр; сведения о выполнении заявителем условий пользования недрами. К заявке должны быть приложены дополнительные сведения, которые в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения должны содержать: целевое назначение использования подземных вод; обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития; требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений; паспорт и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения; наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны; наличие имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами; современное состояние подземных вод по данным ведения мониторинга состояния недр. Кроме того, к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие в собственности (пользовании) земельного участка или предварительное согласие органа управления земельными ресурсами либо собственника (владельца) на предоставление земельного участка, а также схема расположения проектируемого водозаборного сооружения.

В нарушение указанных требований законодательства, СПК колхоз «Дружба» осуществляет добычу пресной воды из подземных источников для производственных целей предприятия в отсутствие оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами.

В соответствии с ч.5 ст.59 Водного кодекса РФ, при размещении водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны предусматриваться меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на объекты окружающей среды.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не должны являться источниками факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Санитарные нормы и правила СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны; источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяют санитарные требования к организациям, осуществляющим эксплуатацию источников водоснабжения.

В соответствии с указанными санитарными номами и правилами, зоны санитарной охраны (ЗСО) создаются на всех источниках подземного водоснабжения независимо от их ведомственной принадлежности, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 2.3. Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Пункт 2.4. названных Санитарных "правил в качестве меры, обеспечивающей, санитарную охрану подземных вод, предусматривает организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения.

Согласно пункту 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В нарушение указанных требований законодательства СПК (колхоз) «Дружба» не разработан проект зон санитарной охраны водозаборов подземных вод. Зоны санитарной охраны скважин не организованы.

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор просил в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченный орган документы, предусмотренные п. 3 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 г. № 710, либо п. 4.1. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках федерального значения), утвержденного приказом Минприроды РФ лот 15.03.2005 г. № 61, для получения лицензии на право пользования недрами через артезианскую скважину № № в <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект зон санитарной охраны для артезианских скважин № № в <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать зоны санитарной охраны артезианских скважин № № в <адрес>

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об изменении решения. Доводы жалобы сводятся к неправильному применению норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, выслушав заместителя Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шаталова А.Н., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержат оснований к отмене решения и подлежат оставлению без удовлетворения.

Удовлетворяя исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора, суд исходил из того, что СПК колхоз «Дружба» самовольно осуществляет добычу пресной воды из подземных источников для питьевых и хозяйственно-бытовых целей предприятия в отсутствие оформленной в установленном порядке лицензии на право пользования недрами, тем самым нарушает требования законодательства о недропользовании, экологического и санитарного законодательства. При этом суд учел, что осуществление хозяйственной и иной деятельности без разрешительных документов представляет угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку только при наличии таких документов допускается осуществление выше указанной деятельности в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

С указанными выводами суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается и считает их правильными, основанными на обстоятельствах дела и законе.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.

Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон, а именно ст.ст. 11, 16, ч. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах», ч. 5 ст. 59 Водного кодекса РФ, ст.ст. 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.4059-01, судом истолкован и применен правильно.

Довод апелляционной жалобы о том, что СПК колхоз «Дружба» предпринимает действия по получению лицензии на право пользования недрами для геологического изучения недр с целью поисков и оценки местонахождений подземных вод для питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения населения и технического обеспечения водой животноводческого комплекса для последующего получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, разработки проекта зон санитарной охраны для артезианской скважины № № в <адрес> и организации зоны санитарной охраны данной скважины, судебная коллегия считает не опровергающим выводы суда.

Статьей 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Аналогичные положения закреплены в ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу положений п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 года № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Из положений статей 11, 12, 17.1 Закона «О недрах» и названных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

Данный порядок установлен Приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 г. № 710 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности».

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых согласно ст. 29 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1. Аналогичные положения закреплены в п. 4 Положения о государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 69.

Обжалуемое решение предусматривает способ его исполнения путем получения СПК колхоз «Дружба» лицензии на право пользования недрами для геологического изучения недр.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что разработка проекта зоны санитарной охраны и организация зоны санитарной охраны артезианской скважины подлежат осуществлению после получения лицензии на право пользования недрами для их геологического изучения, поскольку положения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» являются самостоятельной нормативной базой для возложения на ответчика обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны и организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и не связывают их исполнение с предварительным получением лицензий на недропользование и выполнением гидрогеологических работ.

Обязанности по получению лицензии на предоставление права пользования недрами в отношении артезианской скважины без номера в <адрес> обжалуемое решение на ответчика не возлагает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае консервации артезианской скважины без номера в <адрес> у ответчика не будет необходимости в организации зон санитарной охраны указанной скважины, не основаны на нормах действующего законодательства. Из содержания Санитарных норм и правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а также Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» не следует, что консервация скважины, в отличие от ее тампонажа, освобождает владельца скважины от обязанности по разработке проекта и организации зоны санитарной охраны источника подземного водоснабжения.

Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.

По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоз «Дружба» на решение Первомайского районного суда Ярославской области от 15 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи