ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-598/2017 от 14.09.2017 Верховного Суда Республики Ингушетия (Республика Ингушетия)

Дело Председательствующий – ФИО1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2017 г. <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего – ФИО1,

судей – ФИО1, ФИО1

ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО1 в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о возмещении причиненного материального ущерба

по апелляционному представлению заместителя Военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО1 на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск оставлен без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи ФИО1, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор – войсковая часть 04062 ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Военной прокуратурой – войсковая часть 04062 проведена проверка исполнения должностными лицами военного комиссариата Республики Ингушетия законодательства о сохранности федеральной собственности, в ходе которой установлен причиненный государству материальный ущерб. Так, проведенной проверкой установлено, что в период с декабря 2011 г. в должности начальника отделения социального обеспечения военного комиссариата Республики Ингушетия состоит ФИО1 В военном комиссариате РИ работа по вопросам оплаты ритуальных услуг возложена на отделение социального обеспечения, однако начальником этого отделения - ФИО1, данная работа надлежащим образом не организована, возложенные на него обязанности игнорированы, что повлекло необоснованные выплаты и причинение материального ущерба государству. В 2015-2016 гг. отделением военного комиссариата РИ по заявлению граждан ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 о возмещении расходов на оплату ритуальных услуг по захоронению ветеранов Великой Отечественной войны - ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 произведен сбор документов, которые представлены в военный комиссариат РИ для рассмотрения вопроса о производстве выплаты. По заявлениям вышеназванных граждан произведены выплаты в размере: 17 000 руб., 17 152 руб., 17 152 руб., 18 250 руб. и 17 152 руб. соответственно. В исковом заявлении указано, что представленные документы содержат сведения о понесенных заявителями затратах на приобретение ковра, ткани, ваты, марли и других предметов, компенсацию затрат на которые Порядок не предусматривает, в связи с чем, по мнению истца, государству причинен материальный ущерб на общую сумму 86 706 руб. Просил суд взыскать с ответчика причиненный государству материальный ущерб в сумме 86 706 руб.

В судебном заседании представитель истца – заместитель Военного прокурора – войсковая часть 40062 ФИО1 исковое заявление поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить.

Ответчик ФИО1 иск не признал и просил отказать в его удовлетворении.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.

На указанное решение суда заместителем Военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО1 подано апелляционное представление, в котором просит решение Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В письменном возражении ответчик ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционного представления, письменные возражения, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, начальником отделения социального обеспечения военного комиссариата РИ ФИО1 в 2015-2016 гг. по заявлению граждан ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 о возмещении расходов на оплату ритуальных услуг по захоронению ветеранов Великой Отечественной войны - ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 произведен сбор документов, которые представлены в военный комиссариат РИ для рассмотрения вопроса о производстве выплаты, в последующем эти выплаты произведены.

Истец в своем исковом заявлении ссылается на нарушение ответчиком норм, установленных законодательством и повлекшие необоснованные выплаты, что за собой причинило материальный ущерб государству.

В силу ст. 33 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата ритуальных услуг не производится, если похороны лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, произведены за счет государства или в случае выплаты социального пособия, установленного статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", либо пособия на погребение согласно пункту 21 постановления Совета ФИО1 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Согласно положению Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ
"О ветеранах" погребение участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны и ветеранов военной службы осуществляется в соответствии с Порядком погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденным ФИО1 Министерства ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", а также с применением норм, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников".Погребение участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны и ветеранов военной службы организуется военным комиссариатом муниципального образования, имеющего статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований, субъектов РФ. Для организации похорон погибших (умерших) создается комиссия по организации похорон, выделяются необходимый личный состав и транспорт, о чем объявляется в ФИО1 тех должностных лиц, которые организуют погребение погибших (умерших).

Комиссия по организации похорон совместно с родственниками погибшего (умершего) или лицами, взявшими на себя обязанность осуществить погребение погибшего (умершего):

определяет место погребения (кремации) и организует оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего);

организует доставку погибшего (умершего) в морг, оказание услуг моргом, предоставление гроба, урны и венка, перевозку тела из морга к месту прощания с погибшим (умершим) и погребения (кремации);

организует подготовку портрета погибшего (умершего);

готовит предложения о месте, времени и порядке прощания с погибшим (умершим);

организует отдание воинских почестей при погребении погибших (умерших) в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ;

обеспечивает прибытие почетного эскорта, оркестра, почетного караула и других подразделений к месту захоронения точно к назначенному сроку;

организует при необходимости оказание медицинской помощи лицам, участвующим в погребении.

Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы осуществляется за счет средств федеральных органов исполнительной власти. При этом оплате подлежат оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более чем установленном законом.

В соответствии со ст. 24 вышеназванного Федерального закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области ФИО1, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле" настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В разъяснениях начальника главного финансово-экономического управления Министерства ФИО1 Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх.180/4/4-121 по выполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ указано, что согласно статистическим данным на территории Российской Федерации проживает более 120 наций и народностей, имеющих свои многовековые обряды, обычаи и традиции. Определенный пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ перечень ритуальных услуг и похоронных принадлежностей при погребении погибших( умерших) защитников Отечества, подлежащих оплате за счет средств МО РФ, не в полной мере отражает обрядовые действия, традиции и обячаи различных наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации( например, для осуществления мусульманского захоронения вместо гроба и венка требуются доски, ткань, носилки).Учитывая, что пп.2 п.1 ст.9 Федерального закона « О погребении и похоронном деле» гарантируются предоставление и доставка на безвозмездной основе помимо гроба и других предметов, необходимых для погребения, за счет средств Минобороны России, в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, подлежат ритуальные услуги и похоронные принадлежности, необходимые при погребении погибших ( умерших) защитников Отечества с учетом обычаев и традиций различных наций и народностей Российской Федерации.

Эти Разъяснения доведены до военных комиссариатов субъектов РФ, поскольку в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и в ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ не учтены особенности обрядов захоронения конфессий и религий.

Разъяснения Главного финансово - экономического управления являются обязательными к исполнению для военных комиссариатов субьектов РФ, незаконными не признаны и органами прокуратуры не опротестованы.

В письменном ответе Духовного центра мусульман РИ от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого исследована в судебном заседании, приведен перечень необходимых материальных ценностей и услуг, необходимых при погребении, исходя из национальных обрядов (транспортные слуги, пиломатериал, саван, зеленый шелк, ковер, покрывало, носилки и т.д.).

Как видно из материалов дела, ответчик в своей деятельности при возмещении расходов на оплату ритуальных услуг при погребении умерших строго руководствовался нормами законодательства и указаниями вышестоящего командования Вооруженных Сил РФ, в связи с чем судебная коллегия полагает, что истец не доказал наличие прямого действительного ущерба, причиненного Российской Федерации ответчиком.

Исходя из изложенного, судебная коллегия считает обжалуемое решение суда первой инстанции обоснованным, мотивированным, принятым с учетом всех обстоятельств дела, а также в соответствии с нормами закона, в связи с чем, оснований для отмены не находит.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное представление заместителя военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО1 на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

Решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Военного прокурора – войсковая часть 04062 ФИО1 в защиту интересов Российской Федерации к ФИО1 о возмещении причиненного материального ущерба оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи