Дело № 33-599/2019 Докладчик Гришина Г.Н. Судья Степанова Л.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Гришиной Г.Н. и Яковлевой Д.В.,
при секретаре Амелиной Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 21 февраля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области на решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Владимирской области» по выполнению возложенных на него законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания осужденных на участке колонии-поселения, непринятию мер к выделению и оборудованию объектов коммунально-бытового назначения.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Владимирской области» в срок до 1 апреля 2019 года обеспечить финансирование, выделить и оборудовать на участке колонии-поселения следующие помещения: комнату отдыха, кладовую для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнату быта, комнату для умывания, постирочную и сушилку.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области обеспечить дополнительное финансирование мероприятий по выделению и оборудованию в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области следующих помещений: комнаты отдыха, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки, в случае недостаточности у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области собственных средств.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения представителя ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области Лапиной И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, помощника Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области Субботина А.П., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» (далее – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области) и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее – УФСИН России по Владимирской области) о признании незаконным бездействия администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области по выполнению возложенных на него законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания осужденных на участке колонии-поселения, непринятию мер к выделению и оборудованию объектов коммунально-бытового назначения; обязании ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в срок до 1 апреля 2019 года выделить и оборудовать на участке колонии-поселения комнату отдыха, кладовую для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнату быта, комнату для умывания, постирочную и сушилку; обязании УФСИН России по Владимирской области обеспечить дополнительное финансирование мероприятий по выделению и оборудованию в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области вышеуказанных помещений.
В обоснование иска указано, что по результатам проведенной проверки состояния законности в деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области выявлены нарушения требований ст. ст. 12, 99 УИК РФ и ведомственных нормативных актов, выразившиеся в отсутствии на участке колонии-поселения комнаты отдыха, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки. По результатам проверки в адрес руководства ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области вносилось представление от 21 марта 2018 года № 2-9-2018, между тем, ответчиком достаточных мер к устранению нарушений не предпринято. Указал, что бездействие ФКУ-4 УФСИН России по Владимирской области влечет неисполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение.
В судебном заседании помощник Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шездюков М.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области Лапина И.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что нормы, установленные Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Министерства юстиции РФ, утвержденной Приказом Министерства юстиции России № 130-дсп от 2 июня 2003 года, должны соблюдаться при проектировании, строительстве и оборудовании учреждений УИС. Учитывая, что общежитие колонии-поселения для осужденных было построено ранее, а именно в 1960 году, положения вышеуказанной Инструкции применяться не должны. Также указала, что после получения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области представления от 21 марта 2018 года № 2-9-2018 в адрес УФСИН России по Владимирской области был направлен запрос о предоставлении денежных средств с приложением дефектной ведомости. Денежные средства для проведения капитального ремонта были получены на счет ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в августе 2018 года. В настоящее время на территории ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области проводится перепланировка объекта с учетом требований действующего законодательства, проводится закупка строительных материалов в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (л.д. 76-79).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчики ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области просят решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции. Дополнительно указывают, что в компетенцию УФСИН России по Владимирской области не входят полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в связи с чем, без доведения до УФСИН России по Владимирской области соответствующего объема денежных средств исполнить требования по обеспечению финансирования указанных прокурором мероприятий не представляется возможным. Полагают, что бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области материалами дела не подтверждается.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражениях на нее, не находит оснований для отмены решения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области не выполняет возложенные на него обязанности, определенные ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», бездействием данного учреждения нарушаются права осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения, на надлежащие коммунально-бытовые условия в соответствии с положениями ст. 99 УИК РФ, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования, принимая во внимание то обстоятельство, что обеспечение зданий общественного и административно-бытового, производственного назначения осуществляется за счет средств ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, а при их недостаточности – за счет средств Российской Федерации, выделяемых УФСИН России по Владимирской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая их законными и обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. В соответствии с п. 7 ст. 13 Закона РФ № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в том числе, обязаны обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно со ст. 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденной Приказом Министерства юстиции России от 1 июня 2003 года № 130-дсп, при исправительном учреждении оборудуются общежития для осужденных.
Приказом ФСИН РФ от 27 июля 2006 года № 512 утверждены, в том числе, нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2).
Разделом I данного Приложения предусмотрено наличие в общежитии для осужденных оборудованных в установленном порядке следующих помещений: комнаты отдыха, кладовой для хранений обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки.
Таким образом, осужденные, проживающие в общежитиях при колонии-поселения, должны быть обеспечены минимальными нормами материально-бытового обеспечения.
Из материалов дела следует, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области требований уголовно-исполнительного законодательства, которым не соблюдены минимальные нормы материально-бытового обеспечения. В помещениях, занимаемых осужденными участка колонии-поселения, отсутствуют комната хранения личных вещей повседневного пользования, комната быта и другие объекты коммунально-бытового назначения.
По результатам проведенной проверки в адрес начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области вносилось представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства (л.д. 8-11).
Из ответа руководителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области от 21 марта 2018 года, а также из справок прокурора о результатах проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства от 10 апреля 2018 года и от 8 июня 2018 года следует, что представление рассмотрено и удовлетворено частично, однако не устранены нарушения, требующие денежного вложения (л.д. 12-18).
7 августа 2018 года в адрес УФСИН России по Владимирской области был направлен запрос о предоставлении денежных средств в размере 5 820 874 рублей на проведение косметического ремонта в отрядах, помещений участка колонии-поселения, ОСУОН, ШИЗО/ПКТ. До настоящего времени строительные материалы не приобретены ввиду отсутствия финансирования (л.д.13).
Факт отсутствия в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области на участке колонии-поселения помещений комнаты отдыха, кладовой для хранений обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки ответчиками не оспаривается.
Согласно объяснениям представителя ответчиков ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области денежные средства в размере 800 000 рублей поступили на счет ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, в настоящее время ведутся строительные работы и работы по перепланировке здания (л.д. 96, оборот).
Из Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области следует, что является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности, предметом и целью деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативно правовых актов (л.д. 19-33).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области по выполнению возложенных на него законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания осужденных на участке колонии-поселения, непринятию мер к выделению и оборудованию объектов коммунально-бытового назначения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что УФСИН России по Владимирской области не имеет самостоятельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, не являются основанием для отказа в иске.
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, утвержденному приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518, управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (п.4).
В соответствии с п. 4.1 Устава ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области управление Учреждением осуществляют ФСИН России, УФСИН по Владимирской области и руководство Учреждения.
Положением п. 5.8 данного Устава предусмотрено, что источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации. При недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12).
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда, которым на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области возложена обязанность обеспечить финансирование, выделить и оборудовать на участке колонии-поселения помещения, а на УФСИН России по Владимирской области возложена обязанность обеспечить дополнительное финансирование ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области вышеуказанных мероприятий в случае недостаточности у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области собственных средств является законным и обоснованным. Отсутствие или недостаточность финансирования не являются основанием для несоблюдения установленных правил в области материально-бытового обеспечения осужденных.
Ссылка УФСИН России по Владимирской области в жалобе на то, что, нормы, установленные Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений УИС Министерства юстиции РФ, утвержденной Приказом Министерства юстиции России № 130-дсп от 2 июня 2003 года, должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и не распространяют свое действие на административные здания ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, введенные в эксплуатацию до 2003 года, является несостоятельной. Применение данной Инструкции исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию ранее.
Иных доводов апелляционная жалоба ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области не содержит.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд первой инстанции обоснованно установил срок обязания ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области обеспечить финансирование, выделить и оборудовать на участке колонии-поселения необходимые помещения до 1 апреля 2019 года, который является разумным и учитывает баланс интересов сторон спора.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вязниковского городского суда Владимирской области от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области» и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий Никулин П.Н.
Судьи Гришина Г.Н.
ФИО1