ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-599/2022 от 14.03.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД ...

дело № 33-599/2022 поступило 25 января 2022 года

судья Бунаева А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2022 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Семенова Б.С., при секретаре Федоровой Ю.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 Э к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу о взыскании задолженности и компенсации морального вреда по апелляционной жалобе представителя ответчика Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу по доверенности ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 18 октября 2021 года, которым постановлено:

Исковое заявление ФИО2 Э удовлетворить частично.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу ФИО2 Э задолженность по выплате: компенсации при увольнении в размере 46 691,24 руб., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 8 678,83руб., денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 19 053,05руб., проценты за задержку выплат в размере 1 410,38руб. и компенсацию морального вреда в размере 5 000руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000руб., всего 95 833,5руб.

Обязать Межрегиональное территориальное управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в пользу ФИО2 Э рассчитать и выплатить неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 01.06.2021 г. по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу в доход муниципального образования г. Улан-Удэ госпошлину в размере 3 075руб.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., истца ФИО2, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, истец ФИО2 просила взыскать с ответчика Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу задолженность по выплате компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, составляющую 53 552,24руб., по выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере 9 974,83руб., по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в сумме 52 894,91руб., проценты за задержку выплат указанных сумм в размере 9 015,18руб. и обязать ответчика рассчитать и выплатить неустойку за задержку выплаты денежного содержания в размере не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Банка России за период с 1 июня 2021 года по день фактической выплаты задолженности по денежному содержанию, компенсацию морального вреда в размере 60 000руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 35 000руб.

Исковые требования мотивированы следующим. Истец ФИО2 в период с 1 декабря 2017 года по 30 июня 2019 года и с 15 октября 2019 года по 31 мая 2021 года замещала должность государственной гражданской службы – <...> в Байкальском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Байкальское МУГАДН). Приказом Байкальского МУГАДН от 24.05.2021 г. № 164-лс истец ФИО2 уволена с 31 мая 2021 года с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении выплачена денежная компенсация в связи с сокращением должности гражданской службы в размере четырехмесячного денежного содержания, которая составила 292 108,28руб. из расчета месячного содержания 76 027,07руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в размере 54 408,87руб. Однако в расчет указанных денежных компенсаций работодателем не включены суммы выплаченных средств материального стимулирования, являющиеся частью денежного содержания гражданского служащего. Также без учета выплаченных средств материального стимулирования работодателем выплачены отпускные за период с 2018 года по 2021 года.

Заочным решением от 2 августа 2021 года исковое заявление было удовлетворено частично. Определением суда от 20 сентября 2021 года заочное решение отменено, производство по делу возобновлено.

В заседание суда первой инстанции истец ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, заявил о применении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в отношении требований о выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, пояснив, что истец при увольнении получил все причитающиеся по закону выплаты, произведенные в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Третье лицо Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.

Суд первой инстанции постановил вышеуказанное решение о частичном удовлетворении исковых требований, с которым не согласился ответчик Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, поставив в апелляционной жалобе вопрос об отмене решения суда со ссылкой на то, что при выплате причитающихся истцу компенсаций ответчик руководствовался пунктом 7 Приказа Ространснадзора от 07.04.2021 г. № ВБ-404фс и пунктом 6 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.02.2020 г. № ВБ-108 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2020 г.», в соответствии с которыми в расчет заработной платы начисления по материальному стимулированию гражданских служащих не включаются. Также апеллянт ссылается на Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016 г., в котором указано, что нормы статьи 139 Трудового кодекса РФ о правилах исчисления средней заработной платы к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, применению не подлежат. Полагает, что ежегодное материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, имеющее целевой характер – повышение материальной мотивации гражданских служащих, Ространснадзор выплачивает не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, потому оно не подлежит включению при исчислении денежного содержания и данная позиция соответствует разъяснениям Министерства труда и социальной защиты РФ. Обращает внимание вышестоящего суда на то, что сотрудники Байкальского МУГАДН производили спорные начисления с нарушением требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 15.02.2020 г. № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений», по которому все спорные начисления должны были производиться Федеральным казначейством по Республике Бурятия. Заявитель указывает, что у суда отсутствовали основания и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, так как такой вред возмещается только в случае нарушения личных неимущественных прав.

Истцом ФИО2 принесены возражения на апелляционную жалобу с просьбой об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО2 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в заседание судебной коллегии представителя не направило.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 приведенного Указа Президента Российской Федерации от 25.07. 2006 г. № 763 предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО2 в период с 1 декабря 2017 года по 30 июня 2019 года и 15 октября 2019 года по 31 мая 2021 года замещала должность государственной гражданской службы – <...> в Байкальском МУГАДН.

На основании приказа начальника Байкальского МУГАДН от 28 ноября 2019 года № ... истец ФИО2 назначена на должность <...><...> с должностным окладом в размере 6 203руб. в месяц и с ней заключен служебный контракт от 28.11.2019г. № 145.

Приказом и.о. начальника от 24 мая 2021 года № ... истец ФИО2 уволена с государственной гражданской службы 31 мая 2021 года по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ, в связи с сокращением должности гражданской службы согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.02.2021 г. №ВБ-203фс «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и создании Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу».

Также в приказе указано, что в соответствии с пунктом 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ ФИО2 подлежат выплате компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания, в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ - компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за рабочий период с 15.10.2020 г. по 31.05.2021 г. в количестве 21,83 календарных дней.

Работодателем при увольнении ФИО2 начислена компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания, составившая 292 108,28руб., компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 54 408,87руб., исходя из размера месячного денежного содержания 76 027,07руб.

При этом из материалов дела следует, что в период работы ФИО2 выплачивалось материальное стимулирование в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.02.2020 г. №168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих Федеральных государственных органов» на основании приказа Ространснадзора от 26.02.2020 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2020 году», которым предусматривались в 2020 году объемы бюджетных ассигнований на выплату материального стимулирования гражданских служащих территориальных органов Ространснадзора (т.1 л.д. 117).

В 2021 году выплаты производились в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.03.2021 г. № 440-16 «О материальном стимулировании в 2021 году федеральных государственных гражданских служащих Федеральных государственных органов» на основании приказа Ространснадзора от 07.04.2021 г. № ВБ-404 фс «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2021 году».

Тем самым, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование в пределах дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции сослался на то, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, поэтому материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка ФИО2 для расчета и выплаты компенсации при увольнении, оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, в целом, правильными, поскольку они соответствуют нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ в их совокупности и взаимосвязи.

Денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому работодателю следовало учесть их при расчете вышеуказанных выплат.

Данный вывод соответствует и положениям пункта 7 приказа Ространснадзора от 07.04.2021 г. № ВБ-404 фс, в котором указано о необходимости включения в расчет средней заработной платы, начисляемой в случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г № 562 «Об утверждении Правил начисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», начислений по материальному стимулированию гражданских служащих.

Учитывая правовую природу спорных выплат материального стимулирования, положения Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ и непосредственные указания Ространснадзора об исчислении средней заработной платы гражданских служащих с учетом начислений по материальному стимулированию, судебная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о правомерности заявленных истцом требований законными, а доводы апелляционной жалобы, аналогичные приведенным в возражение против иска, подлежащими отклонению.

Расчет подлежащих взысканию с ответчика в пользу ФИО2 сумм выплат лицами, участвующими в деле, не оспорен, судом проверен и признан обоснованным.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что проценты за задержку спорных выплат на основании статьи 236 Трудового кодекса РФ подлежат расчету и взысканию по состоянию на день вынесения решения суда первой инстанции, которым разрешается возникший между сторонами спор по существу, без указания о возложении на ответчика соответствующей обязанности по расчету процентов по день фактической выплаты задолженности как не соответствующей требованиям закона.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу обязанности рассчитать выплатить истцу неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 1 июня 2021 года по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части.

Согласно материалам дела задолженность за период с 1 июня 2021 года по 18 октября 2021 года по выплате компенсации при увольнении составила 46 691,24руб., по выплате компенсации за неиспользованный отпуск – 8 678,83руб.

Проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении составляют на день вынесения решения суда:

- в период с 1 июня 2021 года по 14 июня 2021 года сумма пени из расчета 46 691,24руб.*14 дн.*1/150*5 % = 217,89руб.

- в период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года сумма пени из расчета 46 691,24руб.*41 дн.*1/150*5,5 % = 701.92руб.

- в период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года сумма пени из расчета 46 691,24руб.*49 дн.*1/150*6,5 % = 991,41руб.

- в период с 13 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года сумма пени из расчета 46 691,24руб.*36 дн.*1/150*6,75 % = 756,40руб.

В итоге: 217,89 + 701,92 +991,41 + 756,40 = 2 667,62руб.

Проценты за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск составляют:

- в период с 1 июня 2021 года по 14 июня 2021 года сумма пени из расчета 8 678,83руб.*14 дн.*1/150*5 % = 40,50руб.

- в период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года сумма пени из расчета 8 678,83руб.*41 дн.*1/150*5,5% = 130,47руб.

- в период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года сумма пени из расчета 8 678,83руб.*49 дн.*1/150*6,5% = 184,28руб.

- в период с 13 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года сумма пени из расчета 8 678,83руб.*36 дн.*1/150*6,75% = 140,60 руб.

В итоге: 40,50 + 130,47 +184,28+ 140,60 = 495,85 руб.

Сумма задолженности по выплате денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составила 19 053,05руб.

Согласно приказу № ... от 10.08.2020 в период с 24 августа 2020 года по 4 сентября 2020 года сумма задолженности составила:

6 048,35руб. – 13 % (786,28руб.) = 5 262,07руб., исходя из которых сумма процентов за задержку рассчитывается следующим образом:

- в период с 14 августа 2020 года по 21 марта 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб.*220 дн.*1/150*4,25 % = 328,00руб.

- в период с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб.*35 дн.*1/150*4,5 % = 55,25руб.

- в период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб.* 50 дн.*1/150* 5 % = 87,70руб.

- в период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб.*41 дн.*1/150*5,50 % = 79,11руб.

- в период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб. *49 дн.*1/150*6,5 % = 111,73руб.

- в период с 13 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года сумма пени из расчета 5 262,07руб.*36 дн.*1/150*6,75% = 85,25руб.

В итоге: 328 + 55,25 +87,7 + 79,11 + 111,73 + 85,25 = 747,04руб.

Согласно приказу № ... от 2 ноября 2020 года за период с 16 ноября 2020 года по 1 декабря 2020 года сумма задолженности составила:

12 147,25руб. – 13 % (1 579,14руб.) = 10 568,11руб., исходя из которых сумма процентов за задержку исчисляется следующим образом:

- в период с 4 ноября 2021 года по 21 марта 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб.*138 дн.*1/150*4,25 % = 413,21руб.

- в период с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб.*35 дн.*1/150*4,5 % = 110,97руб.

- в период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб.* 50 дн.*1/150* 5 % = 176,14руб.

- в период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб.*41 дн.*1/150*5,50 % = 158,87руб.

- в период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб. *49 дн.*1/150*6,5 % = 224,40руб.

- в период с 13 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года сумма пени из расчета 10 568,11руб.*36 дн.*1/150*6,75% = 171,20руб.

В итоге: 413,21+110,97+176,14 +158,87+124,40+171,20 = 1 254,79руб.

Согласно приказу №... от 9 марта 2021 года за период с 29 марта 2021 года по 2 апреля 2021 года сумма задолженности составила:

3 704,45руб. – 13 % (481,57руб.) = 3 222,88руб., исходя из которых сумма процентов за задержку исчисляется следующим образом:

- в период с 19 марта 2021 года по 21 марта 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.*3 дн.*1/150*4,25 % = 2,74руб.

- в период с 22 марта 2021 года по 25 апреля 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.*35 дн.*1/150*4,5 % = 33,84руб.

- в период с 26 апреля 2021 года по 14 июня 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.* 50 дн.*1/150* 5 % = 53,71руб.

- в период с 15 июня 2021 года по 25 июля 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.*41 дн.*1/150*5,50 % = 48,45руб.

- в период с 26 июля 2021 года по 12 сентября 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.*49 дн.*1/150*6,5 % = 68,43руб.

- в период с 13 сентября 2021 года по 18 октября 2021 года сумма пени из расчета 3 222,88руб.*36 дн.*1/150*6,75% = 55,21руб.

В итоге: 2,74+33,84+53,71 +48,45+68,43+55,21 = 259,39руб.

Сумма процентов, подлежащая к взысканию за задержку выплаты денежного содержания составляет: 2 667,62+495,85 +747,04+1 254,79+259,39 = 5 424,69 руб.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при выплате причитающихся истцу компенсаций ответчик руководствовался пунктом 6 приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.02.2020 г. № ВБ-108 и пунктом 7 приказа Ространснадзора от 07.04.2021 г. № ВБ-404фс, в соответствии с которыми в расчет заработной платы начисления по материальному стимулированию гражданских служащих не включаются, подлежит отклонению.

Так, согласно материалам дела данные выплаты осуществлялись систематически под кодом вида доходов гражданского служащего «2000» - вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, что подтверждается справками о доходах и расчетными листками.

Более того, в приказе Ространснадзора № ВБ-404фс от 07.04.2021 г. «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2021 году» указано о включении средств материального стимулирования в расчет средней заработной платы, в соответствии с чем работодателем при расчете компенсаций при увольнении истца с работы учтены суммы материального стимулирования за апрель-май 2021 года.

Следует отметить, что законодательство, регулирующее вопросы оплаты труда гражданских служащих, по состоянию на 2020 год и 2021 год изменений не претерпело, однако в 2021 году руководящими указаниями Ространснадзора непосредственно предусматривалось включение начислений по материальному стимулированию гражданских служащих в расчет средней заработной платы, в связи с чем иной подход к разрешению данного вопроса по выплатам, произведенным в 2020-2021 г.г., правомерным признан быть не может.

Ссылка в апелляционной жалобе на Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими от 22 июня 2016 года является ошибочной, поскольку содержащиеся в нем разъяснения не имеют отношения к рассматриваемому трудовому спору.

Утверждение в жалобе о том, что сотрудники Байкальского МУГАДН производили спорные начисления с нарушением требований, изложенных в постановлении Правительства РФ от 15.02.2020 г. № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений», по которому все спорные начисления должны были производиться Федеральным казначейством по Республике Бурятия, не влечет отмену данного решения.

Довод о том, что у суда отсутствовали основания и для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, так как такой вред возмещается только в случае нарушения личных неимущественных прав, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца, выразившиеся в несвоевременной выплате истцу в полном объеме денежного содержания, поэтому в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред подлежит возмещению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Принимая во внимание, что государственная пошлина судом первой инстанции была взыскана в неверном размере с учетом суммы взысканных судебных расходов, а также с учетом изменения судебного решения с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования г. Улан-Удэ государственная пошлина в размере 2 937,73 руб., рассчитанная в соответствии со статьей 333.19 Налогового кодекса РФ пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18 октября 2021 года изменить в части взыскания процентов за задержку выплат в размере 1 410,38 руб. и считать взысканными проценты за задержку выплат в сумме 5 424,69 руб., а также в части размера государственной пошлины - снизив размер взысканной государственной пошлины до 2 937,73руб.

Данное решение суда отменить в части возложения на Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу обязанности рассчитать и выплатить в пользу ФИО2 Э неустойку за задержку выплаты денежного содержания за период с 1 июня 2021 года по день фактической выплаты задолженности в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Банка России и в указанной части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: