ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6008/2015 от 30.06.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Этвеш К.Н. Дело № 33-6008/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Параскун Т.И.,

судей Бредихиной С.Г., Костогладовой О.Г.,

при секретаре Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Город» и дополнения к ней, апелляционную жалобу третьего лица администрации Железнодорожного района г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года

по делу по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Город» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия

установила:

Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Город» (далее – ООО «УК «Город»), в котором просил признать незаконным бездействие ООО «УК «Город» по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома № *** по <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства; обязать ООО «УК «Город» обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома № *** по <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:

- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГ года;

- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;

- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки, установлено, что на расстоянии около *** метров от дома № *** по <адрес> имеется контейнерная площадка, на которой расположено 6 контейнеров для накопления отходов, которые на момент проверки частично заполнены. Прилегающая территория площадью около 3 кв.м. загрязнена твердыми бытовыми отходами ( бытовой мусор, строительный мусор, мебель, деревянные изделия и др.). Обустройство и содержание указанного места накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Так, ограждение контейнерной площадки частично разрушено, имеется с 2-х сторон, твердое покрытие отсутствует, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы и графика вывоза бытовых и крупногабаритных отходов также отсутствуют. Контейнеры для накопления отходов не окрашены. На контейнерной площадке расположено 6 контейнеров, тогда как допустимо не более 5. Указанная контейнерная площадка предназначена для обслуживания многоквартирных домов по <адрес>

В нарушении законодательства место для сбора мусора и твердых бытовых отходов от многоквартирного дома № <адрес> отсутствует жильцы указанного дома для выброса мусора используют контейнерную площадку, находящеюся около дома № <адрес>. В свою очередь, контейнерная площадка возле дома № <адрес>, не соответствует требования действующим законодательства, следовательно, не может быть признана надлежащим местом накопления отходов. Организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом № <адрес> в г.Барнауле, является ООО «УК «Город». Ответственность за содержание мусоросборников и территорий прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведение которой находится дом (п.2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»). Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, размещение мест временного хранения отходов от дома № <адрес> Алтайского края с управлением не согласовывалось.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворены.

Признано незаконным бездействие общества с ООО «УК «Город» по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома № <адрес> в г.Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.

На общество с ООО «УК «Город» возложена обязанность обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного дома № 112 по пр. Социалистический в г. Барнауле в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства, в том числе:

- организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до 31 мая 2015 года;

- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории;

- организовать ежедневный вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории.

С ООО «УК «Город» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение полностью и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судебный акт вынесен с грубейшим нарушением норм процессуального права, в рамках данного гражданского дела ответчик был лишен использовать процессуальные права, представленные законодательством о гражданском судопроизводстве, так как не был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, что служит основанием для отмены судебного акта, ответчик узнал о принятом решении только 11.04.2015 года, получив копию указанного судебного решения по почте.

В дополнительной жалобе на указанное решение ответчик также указывает на то, что принятый судебный акт подлежит отмене, указывая на неисполнимость решения суда в связи отсутствием в настоящее время порядка согласования, в связи с этим, отсутствии у администрации возможности согласования размещения мест временного накопления твердых бытовых отходов.

Также указывает на то, что контейнерная площадка является совмещенной, предназначенной для обслуживания многоквартирных домов по адресам: <адрес>. Указанные дома кроме ответчика обслуживаются ООО «УК «Прогресс», ООО «ЖКО «Алтай» на которых обязанность по организации размещения мест временного хранения отходов также должна быть возложена, данное обстоятельство не исследовалось судом, также не принят во внимание тот факт, что в указанных исковых требованиях истец обязывает оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить удобные подъезды для автотранспорта именно в отношении многоквартирного дома № <адрес>, однако контейнерная площадка по адресу: <адрес> является совмещенной, не ясно каким образом ООО «УК «Город» может исполнить данную обязанность, ведь оборудование площадки твердым покрытием и установление ограждения должно осуществляться по всему периметру контейнерной площадки, не только под контейнером, предназначенным для накопления отходов жителями многоквартирного дома № <адрес>.

В апелляционной жалобе администрация Железнодорожного района г. Барнаула просит решение отменить в части возложения обязанности на ответчика организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией Железнодорожного района города Барнаула, ссылаясь на то, что п.п. 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах г. Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 № 249, администрации районов определяют места временного хранения бытовых отходов для производителей в порядке, установленном постановлением администрации города. Соответствующее постановление администрации города Барнаула «Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов» от 30.11.2006 №3043 утратило силу постановлением администрации г.Барнаула от 21.01.2014 №55. В настоящее время порядок согласования мест временного хранения бытовых отходов не установлен, в связи с чем, у администрации района отсутствует возможность согласования мест временного хранения отходов. Указанные обстоятельства делают решение суда в части возложения обязанности на ответчика согласовать с администрацией района место временного накопления отходов неисполнимым.

В возражениях на апелляционную жалобу Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение без изменения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в своем ходатайстве просит рассмотреть дело в их отсутствий, Управление поддерживает позицию Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Глотова А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители ответчика Кисанов Е.Ю., Кудинова А.Е. доводы апелляционной жалобы поддерживали, просили решение суда отменить.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнений, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобах, дополнений к ним, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по их доводам.

Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г № 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Пунктами 11, 24, 25, 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Железнодорожного района г. Барнаула. В ходе осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГ в *** минут, помощником прокурора составлен акт проверки соблюдения природоохранного законодательства, согласно которому на расстоянии около 25 метров от дома № <адрес> имеется контейнерная площадка, на которой расположено 6 контейнеров для накопления отходов, которые на момент проверки частично заполнены. Прилегающая территория площадью около 3 кв.м. загрязнена твердыми бытовыми отходами (бытовой мусор, строительный мусор, мебель, деревянные изделия и др.). Обустройство и содержание указанного места накопления отходов не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства. Так, ограждение контейнерной площадки частично разрушено, ограждение имеется с 2-х сторон, твердое покрытие отсутствует, информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации вывозящий отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов также отсутствуют. Контейнеры для накопления отходов не окрашены. На контейнерной площадке расположено 6 контейнеров, по нормативу допустимо не более 5.

Согласно информации, предоставленной администрацией Железнодорожного района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ., контейнерная площадка по адресу: <адрес> предназначена для обслуживания многоквартирных домов по следующим адресам: <адрес> (ООО УК «Город»), <адрес> (ООО «УК»Прогресс»), <адрес> (ООО ЖКО «Алтай»), <адрес> (ООО УК «Город») (л.д.***).

Согласно сведениям, полученным из администрации Железнодорожного района г. Барнаула, размещение вышеуказанной контейнерной площадки с администрацией не согласовывалось. Также в администрации отсутствует информация о том, согласовывались ли по указанным адресам контейнерные площадки Управлением Роспотребнадзором по Алтайскому краю. По информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, Управление размещение мест временного хранения отходов по адресам: <адрес> не согласовывалось(л.д.***).

Управление многоквартирным домом № <адрес> осуществляет ООО «Управляющая компания «Город»(л.д***).

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями ст.ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №59-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», Правилами и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, п. 6.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах России, утв. приказом Госстроя России от 15.12.1999 №153, п.п. 2.4, 3.10 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утв. решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 №349, п. 7.6, 14.1 Правил благоустройства территории городского округа – города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 №110 и исходил из доказанности факта наличия нарушений требований законодательства со стороны ООО «Управляющая компания «Город» при организации и оборудовании мест для сбора мусора и бытовых отходов от многоквартирного дома № *** по <адрес>, а также того обстоятельства, что ответчиком на момент рассмотрения дела доказательств устранения указанных нарушений не представлено.

Судебная коллегия, исходя из доводов апелляционных жалоб, соглашается с выводом суда об удовлетворении требований.

Доводы апелляционных жалоб о том, что возложение на ООО «УК «Город» организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с администрацией Железнодорожного района неправомерно, в связи с отсутствием утвержденного порядка согласования в настоящее время, решение суда неисполнимо в данной части, не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.

Решением Барнаульской городской Думы от 27 августа 2010 года №349, в пределах, предоставленных полномочий, утвержден «Порядок сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах города Барнаула»

Пунктом 2.3.1 Порядка сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27.08.2010 №349, на администрации районов города возложена обязанность по определению мест временного хранения бытовых отходов для их производителей (собственников) в порядке, установленном постановлением администрации города, а также ведение реестров и учет мест временного хранения бытовых отходов, с присвоением им учетных номеров.

В соответствии с п.2.4 указанного Порядка товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации оборудуют объекты накопления отходов в жилищном фонде по согласованию с администрациями районов.

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Действительно, постановление администрации г.Барнаула от 30.10.2006 года N3043 "Об утверждении порядка размещения мест временного хранения отходов" признано утратившим силу на основании Постановления администрации города Барнаула от 21 января 2014г. N55. Иной порядок порядка согласования размещения мест временного хранения органом местного самоуправления не утвержден.

Вместе с тем, отсутствие утвержденного порядка согласования размещения мест временного хранения отходов при наличии установленной законом обязанности администрации Железнодорожного района г.Барнаула определять места хранения отходов на правильность выводов суда не влияет и не освобождает администрацию от исполнения указанной обязанности.

Доводы жалобы о том, что обязанность по организации размещения мест временного хранения отходов должна быть возложена не только на ООО «УК «Город», но и на ООО «УК «Прогресс», ООО «ЖКО «Алтай» поскольку контейнерная площадка является совмещенной, предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов, а также о невозможности исполнить обязанность по оборудованию площадки только под контейнером, предназначенным для накопления отходов жителями многоквартирного дома № <адрес>, судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном случае судом разрешены требования о признании незаконным бездействие общества ООО «УК «Город» по обеспечению обустройства и содержания мест временного накопления отходов в отношении конкретного дома, без относительно к контейнерной площадке по адресу <адрес>.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы ответчика о нарушении судом процессуальных прав ответчика, выразившихся в не извещении ответчика о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Судебное извещение о дате рассмотрения дела судом направлялось в адрес ответчика юридического лица, в материалах дела имеется уведомление о вручении судебного извещения, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются.

Как разъяснено в п. 11 Постановления N 23 Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

Поскольку на ответчика возложена обязанность организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула Алтайского края в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац 5, 6 решения в части срока, до которого ответчики обязаны произвести иные действия.

Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционных жалоб.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Город» и дополнения к ней, апелляционную жалобу третьего лица администрации Железнодорожного района г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года оставить без удовлетворения.

Уточнить абзац 5, 6 резолютивной части решения Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 16 марта 2015 года, изложив их в следующей редакции:

- оборудовать площадки для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до ДД.ММ.ГГ года;

- установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

Председательствующий

Судьи: