ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6015/2017 от 23.05.2017 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья ФИО3 Дело

ФИО2 ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> 23 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кутыревой Е.Б.

судей: ФИО9, Никитиной И.О.

при секретаре: ФИО6

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе администрации города Н.Новгорода

на решение ФИО2 районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ

по иску ФИО10 к Администрации <адрес> о признании решения незаконным в части, о включении периодов работы в муниципальный стаж

заслушав доклад судьи ФИО2 областного суда ФИО9, объяснения представителя администрации города Н.ФИО7, ФИО10 судебная коллегия ФИО2 областного суда

УСТАНОВИЛА:

ФИО10 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> о признании решения Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в г. Н. Новгороде от ДД.ММ.ГГГГ № *** незаконным в части, о включении периодов работы в муниципальный стаж мотивировав заявленные требования следующим.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № *** ис. управления по труду и работе с населением ад­министрации г. Н.Новгорода в адрес истца поступил отказ во включении в муниципальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера Производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского горисполкома в муниципальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. С данным отказом ФИО10 не согласна.

Ссылаясь на Конституцию СССР 1977 года и Указ Президиума Верховного ФИО1 СССР от ДД.ММ.ГГГГ, Указ Президиума Верховного ФИО1ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, которым был утвержден Пере­чень отделов и управлений исполнительных комитетов краевых, областных ФИО1 народных депутатов, ФИО1 народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах ФИО1 народных депутатов ФИО1, образуемых соответствую­щими ФИО1 народных депутатов согласно раздела 5 Приложения; Положение о производственном жилищно-ремонтном управлении Горьковско­го горисполкома считает, что производственное жилищно-ремонтное управление Горьковского горисполкома входило в структуру Горьковского гориспол­кома, а профессиональная деятельность инженера носила функции государственного управления и должна относиться к муниципальной службе.

Считая, что спорные правоотношения должны регулироваться, в том числе, пунктами 2,5,7 статьи 28 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в ФИО2<адрес>», ст. 24 Закона ФИО2<адрес> N 11-3 от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе и муниципальных должностях в ФИО2<адрес>», п. 9 ч. 1 ст. 28 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в ФИО2<адрес>» просила суд признать незаконным решение Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в муниципальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и включить в муниципальный стаж указанной период в должности инженера производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского горисполкома.

Истец ФИО10 в суде первой инстанции исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу спора.

Представитель ответчика администрации <адрес> (по доверенности) ФИО8 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, просил в иске отказать.

РешениемФИО2 районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: исковые требования ФИО10 удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в г. Н. Новгороде от ДД.ММ.ГГГГ № *** в части не включения в муниципальный стаж ФИО10 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела Производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского гориспокома.

Включить в муниципальный стаж ФИО10 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела Производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского гориспокома.

В апелляционной жалобеадминистрации города Н.Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО2 областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия считает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

По данному делу указанные требования закона судом первой инстанции выполнены не были, в связи с чем постановлено решение, не соответствующее установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, а также нормам материального права ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З "О муниципальной службе в ФИО2<адрес>" в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) должностей в органах местного самоуправления (с ДД.ММ.ГГГГ до введения в действие реестра муниципальных должностей муниципальной службы муниципального образования);

6) должностей в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии ФИО2<адрес> и других субъектов Российской Федерации;

7) должностей в органах государственной власти и управления ФИО1, СССР, союзных республик (в том числе выборных должностей):

а) в высших органах государственной власти и управления СССР и ФИО1 (аппарате Президента СССР и аппаратах президентов союзных республик; Верховных ФИО1 СССР, союзных, автономных республик и их президиумах; ФИО1 (правительствах) СССР, союзных, автономных республик и их представительствах за рубежом, в союзных и республиканских министерствах и ведомствах);

б) в управлениях, комитетах и объединениях союзного и республиканского подчинения, государственных концернах, ассоциациях, других государственных организациях, созданных на базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений решениями правительств СССР, союзных и автономных республик;

в) в местных органах государственной власти и управления (на освобожденных должностях в областных, краевых ФИО1 народных депутатов, ФИО1 народных депутатов автономных областей и округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских ФИО1 народных депутатов (ФИО1 депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах, отделах, управлениях и комитетах исполкома);

г) в органах народного контроля, судах, прокуратуре, арбитраже;

д) в ФИО1 народного хозяйства всех уровней;

8) должностей в организациях и учреждениях, выполнявших в соответствии с законодательством функции государственного управления:

а) в аппаратах центральных профсоюзных органов Союза ССР, профсоюзных органов союзных республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах; на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в профкомах органов государственной власти и управления;

б) в аппаратах ЦК КПСС, ЦК КПСС союзных республик, крайкомов, обкомов, райкомов и горкомов; на освобожденных выборных должностях в этих органах, а также в аппаратах и на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления, предприятий, организаций и учреждений с правами райкома до ДД.ММ.ГГГГ (до момента введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР);

в) в Комитете Конституционного надзора СССР;

г) в постоянном представительстве СССР в ФИО1 Экономической Взаимопомощи;

д) в международных организациях за границей, если перед направлением за границу работник работал в органах государственной власти и управления;

9) иных должностей, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа № *** от ДД.ММ.ГГГГФИО10 была принята ДД.ММ.ГГГГ в Производственное жилищно-ремонтное управление Горьковского горисполкома на должность инженера службы инженерного оборудования управления, ДД.ММ.ГГГГ уволена с должности в связи с сокращением численности аппарата управления.

ФИО10 обратилась в Комиссию по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в городе Нижнем Новгороде с заявлением о назначении ей льготной пенсии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № *** ФИО10 отказано во включении в ее муниципальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела Производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского гориспокома.

Удовлетворяя исковые требования ФИО10 о включениив муниципальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела Производственного жилищно-ремонтного управления Горьковского гориспокома суд первой инстанции исходил из того, что Производственное жилищно-ремонтное управление Горьковского горисполкома входило в структуру Горьковского гориспол­кома. Профессиональная деятельность инженера носила функции государственного управления и должна относиться к муниципальной службе.

Судебная коллегия считает, что данный вывод сделан при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права в виду следующего.

Статьей 1 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в ФИО2<адрес>» предусмотрено, что муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)».

Согласно ст. 5 вышеуказанного Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З должность муниципальной службы в ФИО2<адрес> (далее также - должность муниципальной службы) - должность в органе местного самоуправления, аппарате контрольно-счетного органа муниципального образования, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, контрольно-счетного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2.Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в ФИО2<адрес>,утвержденным настоящим Законом.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата контрольно-счетного органа муниципального образования, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром должностей муниципальной службы в ФИО2<адрес>.

В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона,

1. Реестр должностей муниципальной службы в ФИО2<адрес> представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, и является приложением 1 к настоящему Закону.

3. Предусмотренные в Реестре должностей муниципальной службы в ФИО2<адрес> должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаются муниципальным служащим путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

В соответствии с ч.3 статьи 29 Закона ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 99-З (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О муниципальной службе в ФИО2<адрес>»

3. Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы муниципального служащего, являются:

1) трудовая книжка;

2) при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах деятельности, - справки с места службы (работы), из архивных учреждений, выписки из приказов и других документов, подтверждающих трудовой стаж;

3) военный билет или справки военных комиссариатов, подтверждающих стаж военной службы.

Согласно Конституции СССР 1977 года и Указа Президиума Верховного ФИО1 СССР от ДД.ММ.ГГГГ-VIII, городские ФИО1 народных депутатов и их исполнительные комитеты относились к системе органов государственной власти и управления.

В части включения периодов работы в отделах и управлениях исполнительных комитетов ФИО1 народных депутатов, имевших место до 1992 года, стаж государственной и муниципальной службы периодов работы учитываются согласно Перечню отделов и управлений исполнительных комитетов краевых, областных ФИО1 народных депутатов, ФИО1 народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах ФИО1 народных депутатов в ФИО1, который является приложением к Указу Президиума Верховного ФИО1ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ

Функциональные обязанности лиц, замещавших должности в указанных выше отделах и управлениях должны соответствовать функциональным обязанностям лиц, замещавших должности, предусмотренные Реестрами Должностей государственной или муниципальной службы области. Указанные лица должны принимать управленческие решения областного или местного значения, нести ответственность за их осуществление, обеспечивать исполнение полномочий органов государственной власти и управления или органа местного самоуправления.

Указом Президиума Верховного ФИО1ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Пере­чень отделов и управлений исполнительных комитетов краевых, областных ФИО1 народных депутатов, ФИО1 народных депутатов автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах ФИО1 народных депутатов ФИО1, образуемых соответствую­щими ФИО1 народных депутатов, согласно Приложению.

Согласно разделу 5 Приложения «Отделы и управления исполнительных комитетов го­родских ФИО1 народных депутатов городов краевого, областного и окружного подчинения»в состав исполнительного комитета городского ФИО1 народных депутатов входило Управление жилищно - коммунального хозяйства.

В штатном расписании исполкома Горсовета, действующем с 1978 по 1991 года, утвержденном решением Облисполкома № *** от ДД.ММ.ГГГГ, Производственно-ремонтное управлениене значится.

Согласно Справке учета стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в городе Н.Новгороде, в архивных документах на базе упраздненного Хозрасчетного Управления жилищного хозяйства Горисполкома с ДД.ММ.ГГГГ было созданоПроизводственное жилищно-ремонтное управление Горисполкома (ПЖРУ), которое являлось специализированной организацией по эксплуатации, ремонту жилого фонда Горисполкома и областного производственного жилищно-ремонтного управления.

Согласно Положению о производственном жилищно-ремонтном управлении Горьковско­го горисполкома, управление организовано на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и в своей деятельности руководствовалось Конституцией ФИО1, постановлениями и распоряжениями правительства СССР и ФИО1, приказами и инст­рукциями министерства жилищно-коммунального хозяйства, решениями и распоряжениями ис­полкома областного и городского ФИО1 народных депутатов.

Из штатного расписания работников аппарата Производственного жилищно-ремонтного управления на 1983 и 1985 годы следует, что вышестоящей организацией для Производственного жилищно-ремонтного управления горисполкома являлось Производственное жилищно-ремонтное объединение управление жилищно-коммунального хозяйства облисполкома и управление входило в систему жилищно-коммунального хозяйства ФИО1.

Производственное жилищно-ремонтное управление Горьковского горисполкома, действовала как хозрасчетная организация с правами юридического лица.

Задачами управления являлось разработка и осуществление мероприятий по улучшению содержания и сохранности жилищного фонда, повышение уровня эксплуатации и благоустройства жилых домов, совершенствование их технического и санитарного состояния и дальнейшее улучшение обслуживания проживающего в домах населения, контроль за правильным использованием жилого фонда, в том числе переселенческого, служебного, а также освобождающегося в связи с выездом квартиросъемщиков.

Для осуществления указанных задач на управление возлагалось: хозяйственно-финансовое и техническое руководство, контроль за работой жилищно-ремонтных трестов исполкомов райсоветов; обеспечение подготовки всей технической документации на капремонт жилого фонда по заказам жилищно-ремонтных трестов исполкомов райсоветов; контроль за осуществлением жилищно-ремонтными трестами прав и обязанностей заказчика по капитальному ре­монту и повышению технического благоустройства жилищного фонда, утверждением проектов и смет на эти работы, а также за приемкой выполненных работ; разработка перспективных и теку­щих планов по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда, труду и заработной плате, организации подготовки и повышения квалификации кадров, учет и плановое распределение их для жилищной системы, а также планов по материально-техническому снабжению организаций жилищного хозяйства; организация бухгалтерского и оперативного учета, контроль за его поста­новкой и соблюдением финансовой дисциплины и осуществление контрольно-ревизионной рабо­ты по всем подведомственным организациям; рассмотрение и принятие решений по жалобам на действия должностных лиц жилищных управлений города и районов и других подведомственных организаций (проектная контора, трест «Ремстрой», городское объединенное бюро технической инвентаризации).

Замещаемые истицей должности: инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела, исходя из буквального толкования применяемых норм закона, отсутствуют в Реестре должностей муниципальной службы, а доказательств их соответствия по своим функциональным обязанностям обязанностям лиц, замещавшим должности, предусмотренные Реестрами должностей государственной или муниципальной службы, в материалы дела не представлено, кроме того, как не оспаривается самой ФИО10, каких-либо функций по принятию управленческих решений областного или местного значения на данных должностях она не выполняла.

Таким образом, приведенные истцом аргументы не свидетельствует о том, что Производственное жилищно-ремонтное управление Горьковского горисполкома входило в структуру Горьковского гориспол­кома, а профессиональная деятельность инженера службы инженерного оборудования, инженера производственного отдела, инженера производственно-технического отдела носила функции государственного управления или соотносилась с должностями муниципальной службы.

Следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имелось.

Тот факт, что распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** Производственное жилищно-ремонтное управление было ликвидировано и на его базе было созда­но жилищное управление администрации <адрес>, работа в котором является муниципальной службой, не является безусловным доказательством обоснованности и правомерности требований ФИО10, поскольку использование материальных ценностей ликвидированного управления для создания иного учреждения (предприятия, организации) не свидетельствует об их едином организационно-правовом статусе.

Тот факт, что работа управления контролировалось исполкомом Горьковского городского Со­вета трудящихся, Управление имело круглую печать с обозначением своего наименования и на­ходилось в городе Горьком, структура, штатное расписание управления утверждалось исполко­мом, а начальник управления назначался и освобождался от должности решением исполкома Горьковского городского ФИО1 депутатов трудящихся по согласованию с областным управлени­ем коммунального хозяйства также не свидетельствует об обоснованности заявленных требований, поскольку управление не было наделено полномочиями органа государственной власти и не наделено организационно-распорядительными функциями, закрепленными законодательством за региональными органами исполнительной власти ФИО1 народных депутатов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение ФИО2 районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО10 к Администрации <адрес> о признании решения незаконным в части, о включении периодов работы в муниципальный стаж -отказать.

Председательствующий

Судьи