В окончательной форме изготовлено 30.09.2022
Судья Доколина А.А. Дело № 33-6015/2022
УИД 76RS0014-01-2022-000503-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Поздняковой Т.В.
судей Кузьминой О.Ю., Брюквиной С.В.
при секретаре Хлестковой О.Г.
26 сентября 2022 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле гражданское дело по апелляционной жалобе департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на решение Кировского районного суда города Ярославля от 29 марта 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Калашникова Михаила Борисовича удовлетворить.
Установить факт преимущественного проживания Калашникова Михаила Борисовича на территории г.Ярославля с 01.09.2016 года по настоящее время.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить Калашникову Михаилу Борисовичу на территории г.Ярославля благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Брюквиной С.В., судебная коллегия
установила:
Калашников М.Б., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском, в котором просил установить факт его преимущественного проживания на территории г. Ярославля; обязать департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области предоставить истцу на территории г. Ярославля благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 28 кв.м.
В обоснование заявленных требований Калашников М.Б. ссылается на то, что он является нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета. До настоящего времени гарантированное истцу законом право на получение жилого помещения не реализовано.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым ответчик – ДИЗО Ярославской области не согласился, подав на решение суда апелляционную жалобу.
Ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
О времени и месте судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом. Соответствующая информация также размещена на сайте Ярославского областного суда 06.09.2022.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, исследовав материалы дела, заслушав Калашникова М.Б., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его правильным, соответствующим материалам дела и закону.
В соответствии с частью 1 ст. 109-1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1-3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29.02.2012) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п. 1 указанной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1, ранее, чем до достижения ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 п. 1 ст. 8 этого Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона.
В Список включаются лица, указанные в абз. 1 пункта 1 ст. 8 и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В силу пункта 7 ст. 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8, ни иные статьи названного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 ст. 8 Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и т.п.). По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Закон Ярославской области от 09.11.2007 № 85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области» не может устанавливать очередность при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями. На основании ч. 5 ст. 76 и ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относятся социальная защита и жилищное законодательство, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применению подлежит федеральный закон.
Из материалов дела следует, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом департамента образования Ярославской области от 21.03.2014 №11-жс Калашников М.Б. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями органами государственной власти Ярославской области.
Мать истца - ФИО1 решением Рыбинского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Отец несовершеннолетнего - ФИО2. умер ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением администрации Некоузского муниципального района Ярославской области от 20.12.2010 № 933 «Об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним Калашниковым М.Б.» опекуном (попечителем) над несовершеннолетним Калашниковым М.Б назначена Калашникова М.Д.
Калашников М.Б. зарегистрирован по адресу:
Постановлением администрации Октябрьского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области от 09.12.2013 №129 указанный жилой дом, находящийся в муниципальной собственности, признан непригодным для проживания.
Судом установлено, что истец проживает в г. Ярославле и имеет регистрацию по месту пребывания и фактического места жительства по адресу: общежитие, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания №1333 от 13.10.2021, сроком с 13.10.2021 по 30.06.2023 (л.д.8), выданным ОВМ ОМВД России по Кировскому городскому району.
Судом также установлено, что в период с 01.09.2016 по 31.08.2021 Калашников М.Е. являлся студентом очной формы обучения специальность: Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Историческое образование, Географическое образование.
В настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ) истец обучается в магистратуре по указанной специальности, предполагаемое окончание обучения: 31.08.2023.
Согласно справке, выданной МОУ «Средняя школа №» г.Ярославля (л.д.9), Калашников М.Б. работает в данном среднем общеобразовательном учреждении в должности учителя с 01.09.2021.
До настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Калашниковым М.Б. исковых требований об установлении факта преимущественного проживания истца в г. Ярославле в период с 01.09.2016 (даты поступления в по настоящее время и наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязательства по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда на территории г. Ярославля, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права являются несостоятельными. Ссылка в апелляционной жалобе на то, что удовлетворение искового заявления приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в список ранее истца, не может быть основанием для отказа в иске, поскольку в силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При отсутствии в Федеральном законе указания на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, специализированных жилых помещений в порядке очередности удовлетворение иска по настоящему делу не нарушает права иных лиц.
При разрешении спора суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения. Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены или изменения решения, поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда города Ярославля от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи