ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6019/19 от 12.09.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Красноперова И.Г. Дело № 33-6019/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.

судей Черной Л.В., Бачинской Н.Ю.

при секретаре Родионовой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.

12 сентября 2019 года

дело по апелляционной жалобе представителя Жихарева Антона Владимировича по доверенности Щетинниковой Ирины Викторовны на решение Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 27 мая 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Жихарева Антона Владимировича в лице представителя по доверенности адвоката Щетинниковой Ирины Викторовны, предъявленных к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России, о признании незаконными приказов о присвоении специальных званий «лейтенант внутренней службы», «старший лейтенант внутренней службы», присвоении специального звания «капитан внутренней службы» отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения представителя Жихарева А.В. по доверенности Щетинниковой И.В. в поддержание доводов жалобы, возражения представителя УФСИН России по Ярославской области и ФСИН России по доверенностям Большаковой Ю.В. по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Жихарев А.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Ярославской области, ФСИН России о признании незаконными приказов от 18 марта 2016 года -лс и от 31 октября 2018 года -л о присвоении первого и очередного специального звания, возложении на ответчика УФСИН России по Ярославской области обязанности по присвоению истцу специального звания «капитан внутренней службы» с 16 февраля 2016 года.

Требования мотивированы тем, что с 03.08.2007г. по 24.02.2014г. Жихарев А.В. проходил службу в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, в период прохождения которой ему было присвоено специальное звание «капитан полиции».

С 16.02.2016г. Жихарев А.В. принят на службу в уголовно-исполнительную систему.

Приказом от 18.03.2016г. -лс директора ФСИН России истцу присвоено первое специальное звание «лейтенант внутренней службы» с 16 февраля 2016 года.

Приказом от 31 октября 2018 года -л, подписанным врио начальника УФСИН России по Ярославской области, Жихареву А.В. присвоено очередное специальное звание «старший лейтенант внутренней службы» с 09 октября 2018 года.

29.10.2018г. истец обратился в Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Ярославской области с рапортом о решении вопроса о присвоении ему звания «капитан внутренней службы» и включении срока прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет).

30.11.2018г. УФСИН РФ по Ярославской области по результатам рассмотрения рапорта принято решение об отказе в присвоении ему звания «капитан внутренней службы» и включении срока прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в льготном исчислении в стаж службы (выслугу лет). Отказ мотивирован тем, что на момент приема на службу в уголовно-исполнительную систему 16.02.2016г. взаимозачет службы в уголовно-исполнительной системе с иными видами государственной службы, в том числе с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на законодательном уровне не урегулирован.

Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на своевременное присвоение ему звания «капитан внутренней службы».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения - об удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения и подлежит оставлению без удовлетворения.

Отказывая Жихареву А.В. в удовлетворении заявленных требований суд обоснованно исходил из того, что порядок присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, определенный Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным, Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года №4202-1, не предусматривает установления соответствия специальных званий сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ специальным званиям сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также учета сроков выслуги в специальных званиях сотрудников органов наркоконтроля при присвоении специальных званий сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Положение статьи 46 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предусматривающее при назначении на должность в УИС и присвоении первого специального звания возможность учета специального звания, полученного гражданином при прохождении государственной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, к спорным правоотношениям не подлежит применению, поскольку действует с 1 августа 2018 года. Самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований является пропуск истцом трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением трудового спора.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и положениях закона.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Представленным по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.

Содержащиеся в решении выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подробно и убедительно мотивированы. Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 03.08.2007г. по 24.02.2014г. Жихарев А.В. проходил службу в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ.

Согласно выписке из приказа УФСКН по Ярославской области от 24.02.2014 - лс Жихарев А.В. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании пп. 1 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по собственному желанию) и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля 24.02.2014г. (л.д. 17).

В период службы в органах наркоконтроля Жихареву А.В. было присвоено очередное специальное звание - капитан полиции, что подтверждается архивной выпиской от 03.08.2012г. л/с (л.д. 32).

С 16.02.2016г. Жихарев А.В. принят на службу в уголовно-исполнительную систему.

Приказом от 18.03.2016г. -лс, подписанным директором ФСИН России, Жихареву А.В., оперуполномоченному отделения по противодействию преступным группам, взаимодействию с правоохранительными органами и борьбе с терроризмом оперативного отдела Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области, присвоено первое специальное звание среднего начальствующего состава - лейтенант внутренней службы (л.д. 38).

Приказом от 31.10.2018г. -л, подписанным врио начальника УФСИН России по Ярославской области, лейтенанту внутренней службы Жихареву А.В., начальнику оперативного отдела федерального казенного учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Ярославской области» с 09.10.2018г. присвоено очередное специальное звание - старший лейтенант внутренней службы (л.д. 42).

Прохождение службы в уголовно-исполнительной системе согласно статье 21 Федерального закона от 21.07.1998г. №117-ФЗ до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе регулировалось Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1.

Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» вступил в силу с 1 августа 2018 года (статья 99).

В соответствии со статьей 22 Положения, действие которого распространялось на сотрудников уголовно-исполнительной системы (в период трудоустройства истца в уголовно-исполнительную систему 16.02.2016г.), специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.

В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.

Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.

Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, который установлен статьей 24 Положения.

Зачет службы в специальных званиях, присвоенных в период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, при присвоении специальных званий внутренней службы законодательством, действовавшим до 1 августа 2018 года, не предусматривался.

Статьей 22 Положения предусмотрена возможность присвоения первых специальных званий гражданам при назначении на должности только старшего и высшего начальствующего состава до майора включительно, однако должность истца на момент его трудоустройства на службу в уголовно-исполнительную систему относилась к должности среднего начальствующего состава.

Согласно статям 2, 4, 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются: последовательное присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по прошествии установленного времени пребывания в определенном классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании после их присвоения впервые; сохранение присвоенного классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при освобождении от замещаемой должности федеральной государственной службы или увольнении с федеральной государственной службы.

При переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, период пребывания в соответствующем специальном звании учитывается только при переводе с одного вида службы на другой, а при увольнении с федеральной государственной службы специальное звание, в данном случае капитан полиции только сохраняется.

При указанных обстоятельствах доводы апеллянта о наличии оснований для присвоения истцу при поступлении на службу в уголовно-исполнительную систему звания «капитан внутренней службы» со ссылкой на положения Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» судебная коллегия во внимание не принимает, так как они основаны на неверном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при поступлении истца на службу в уголовно-исполнительную систему ему было присвоено первое специальное звание - лейтенант внутренней службы, соответствующее занимаемой должности, на основании статьи 22 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, и очередное специальное звание - старший лейтенант внутренней службы в соответствии со статьями 42,43 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, действовавших на момент присвоения соответствующих специальных званий, при этом нарушений прав истца на своевременное присвоение ему звания не допущено.

Кроме того, самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска является пропуск истцом трехмесячного срока для обращения в суд с требованием об оспаривании приказа от 18.03.2016г. -лс о присвоении истцу специального звания «лейтенант внутренней службы».

Ошибочное указание суда в обжалуемом решении на пропуск истцом срока для обращения в суд, установленного частью 4 статьей 74 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ, действовавшего с 1 августа 2018 года, на правильность постановленного судом решения не повлияло.

На сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы распространяется трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (часть 1 статьи 349 Трудового кодекса РФ).

Специальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в УИС, действовавшими в период принятия оспариваемого приказа, сроки обращения сотрудника в суд, в том числе с требованием о признании незаконным решения о присвоении специального звания, не установлены. В соответствии со ст. 11 ТК РФ подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Учитывая, что истец узнал о присвоении ему звания «лейтенант внутренней службы» в 2016 году, что апеллянтом не оспаривается, а обратился в суд в феврале 2019 года, доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска, не представлено, суд пришел к правильному выводу о применении положения пункта 2 статьи 199 ГК РФ, согласно которому истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Указание в апелляционной жалобе на неоднократные обращения истца в УФСИН России по Ярославской области в досудебном порядке, не может расцениваться в данном случае в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд, поскольку не препятствовало истцу обратиться в суд с иском в пределах установленного законом трехмесячного срока со дня, когда он узнал о нарушенном праве.

В целом доводы жалобы фактически сводятся к повторению позиции, изложенной в суде первой инстанции. Всем доводам и представленным доказательствам в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не имеется.

По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя Жихарева Антона Владимировича по доверенности Щетинниковой Ирины Викторовны на решение Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 27 мая 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи