ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6019/2016 от 21.12.2016 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Джунайдиев Г.Г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2016 г. по делу № 33-6019/2016

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Устаевой Н.Х.,

судей Магадовой А.В., Алиевой Э.З.,

при секретаре судебного заседания Меджидовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Кауловой П.М. по доверенности от 19.06. 2015года Каулова Т.М.,

на определение Советского районного суда г.Махачкалы от 10 октября 2016 года, которым постановлено:

«Заявление представителя Министерства строительства архитектуры и ЖКХ РД об отсрочке исполнения решения суда, удовлетворить.

Предоставить Министерству строительства архитектуры и ЖКХ РД отсрочку на исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03.2016г. Дело №2-1745/16 до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий лишившимся жилья в результате стихийного бедствия».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., судебная коллегия

определила:

Министерство строительства архитектуры и ЖКХ Республики Дагестан (далее - Министерство) обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03.2016г. по гражданскому делу №2-1745/16 которым удовлетворены исковые требования Кауловой П.М. на выплату субсидии гражданам лишившихся жилья в результате стихийного бедствия. В обоснование заявления указано, что решением Советский районный суд г. Махачкалы от 10.03. 2016года обязал Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД выплатить Кауловой П.М. за счет бюджета РФ 442183 рубля по мере поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам лишившихся жилья в результате стихийного бедствия. Апелляционным определением Верховного суда РД от 16 июня 2016года по апелляционной жалобе Кауловой П.М. указанное решение суда оставлено без изменения, исключив из описательной и резолютивной части решения следующее: «по мере поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия». Решение вступило в законную силу и выдан исполнительный лист, который Каулова П.М. предъявила на исполнение в Управление Федерального казначейства по РД. 13.09.2016г.

Управлением Федерального казначейства по РД в адрес Кауловой П.М. направленно уведомление №УПЛ-16-6071 о поступлении исполнительного документа. Решение Советского районного суда в силу объективных причин в установленный срок исполнить не предоставляется возможным, однако такая возможность появится в будущем, после поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим государственную политику в области строительства, архитектуры, проектирования, инженерных изысканий, градостроительства, промышленности строительных материалов, конструкций, изделий (далее - сфера строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, а также контроль за ценообразованием в области строительства.(ред. Постановления Правительства РД от 20.11.2013 № 600).

Минстрой РД является бюджетной организацией и не имеет иных средств доходов кроме как поступающие из соответствующей бюджетной системы. Финансовое состояние министерства напрямую зависит от бюджетного финансирования.

На данный момент в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ отсутствуют денежные средства позволяющие исполнить решение суда. Так как из бюджета не поступили соответствующие денежные средства на выплату субсидий гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия.

В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Отсрочка представляет собой отложение исполнения судебного решения на более поздний срок по сравнению с тем, который был определен в решении суда или установлен законом (для добровольного исполнения решения).

Таким образом, отсрочка исполнения решения отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, и основания для того должны носить исключительный характер, то есть, возникать при серьезных препятствиях и затруднениях к совершению исполнительных действий. Из смысла указанной нормы закона следует, что основаниями для отсрочки исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки и оно будет исполнено в период отсрочки. По мере поступления денежных средств на выплату субсидий гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия, решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03.2016г. по делу №2-1745/16 будет ими исполнено.

Судом постановлено приведенное выше определение.

В частной жалобе представитель Кауловой П.М. - Каулов Т.М. не согласен с данным определением, считает его незаконным, противоречивым, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене. Просит рассмотреть заявление Министерства строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РД о предоставлении отсрочки по правилам суда первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления.

Автор жалобы указал, что Советский районный суд удовлетворив ходатайство Министерства архитектуры и ЖКХ РД по сути подменил решение суда апелляционной инстанции, вернул стороны по делу в первоначальное положение, проигнорировав при этом выводы решения Верховного суда Республики Дагестан. Кроме того, определение Советского районного суда от 10.10.2016г. сделало фактически не исполнимым решение Советского районного суда от 10.03.2016г.

В силу ч.2 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба может быть рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии со статьей 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Советского районного суда от 10.03. 2016года постановлено: иск Кауловой П.М.<.> к Министерству архитектуры и ЖКХ РД удовлетворить. Обязать Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД выплатить Кауловой П. М. за счет бюджета РФ -442183 рубля по мере поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий гражданам лишившегося жил в результате стихийного бедствия. В иске к правительству РД отказать».

Апелляционным определением Верховного суда РД от 16 июня 2016года по апелляционной жалобе Кауловой П.М. постановлено: «Решение Советского районного суда оставить в силе, исключить из описательной и резолютивной части решения «по мере поступлений бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий гражданам лишившегося жилья в результате стихийного бедствия».

Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 марта 2016года вступило в законную силу 16 июня 2016года.

Каулова П.М. получив исполнительный лист, обратилась с заявлением об исполнении решения суда.

Ответчик ходатайствовал об отсрочки исполнения решения Советского районного суда от 10.03.2016г.

Разрешая заявление о предоставлении рассрочки исполнения судебного постановления, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению, при этом необходимо предоставить Министерству строительства архитектуры и ЖКХ РД отсрочку на исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03.2016г. по делу №2-1745/16 до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий лишившимся жилья в результате стихийного бедствия, поскольку Минстрой РД является бюджетной организацией и не имеет иных средств доходов кроме как поступающие из соответствующей бюджетной системы. Финансовое состояние министерства напрямую зависит от бюджетного финансирования. Также указано, что на данный момент у Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ отсутствуют денежные средства позволяющие исполнить решение суда. Так как из бюджета не поступили соответствующие денежные средства на выплату субсидий гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсрочке исполнения решения суда до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия.

Как считает судебная коллегия данный вывод отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер.

В Определении от 18.04.2006 N 104-О Конституционный Суд РФ указал, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Правильным является довод частной жалобы о том, что указывая об отсрочке исполнения решения суда до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия.

Суд первой инстанции сделал фактически не исполнимым решение Советского районного суда от 10.03.2016г.

Основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, при исполнении решения суда вступившего в законную силу должен быть обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, предоставляя Министерству отсрочку исполнения решения суда до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия нарушает принцип обязательности судебных постановлений, при этом не учел, что предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии серьезных уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда. Между тем доказательств наличия таких уважительных причин ответчиком представлено не было.

Более того, предоставление отсрочки исполнения решения суда от 10.03 2016 года по делу приведет к необоснованному затягиванию исполнения решения суда на длительный срок, что также является недопустимым.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым определение Советского районного суда г. Махачкалы от 10.10.2016г. по делу №2-1745/16 оставить без изменения, исключив из описательной и резолютивной части определения следующее: «до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидии гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия», отсрочив указанное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03 2016 года по данному делу до 01 июля 2017года.

Руководствуясь ст. ст. 331, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

определение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 октября 2016 года оставить без изменения, исключив из описательной и резолютивной части определения следующее: «до поступления бюджетных средств из бюджета РФ на выплату субсидий лишившимся жилья в результате стихийного бедствия», предоставить Министерству строительства архитектуры и ЖКХ РД отсрочку на исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от 10.03.2016г. по делу №2-1745/16 по иску Кауловой П.М. к Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РД и Правительству Республики Дагестан о выплате субсидий гражданам, лишившимся жилья в результате стихийного бедствия, до 01 июля 2017года.

Председательствующий

Судьи