ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6022/2021 от 09.06.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Степанюк Д.С. Дело № 33-6022/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 9 июня 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Гулян Р.Ф., Бабайцевой Е.А.,

при секретаре Яковенко Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-252/2021 по исковому заявлению Мирошниковой Екатерины Николаевны к ООО «Концессии теплоснабжения» об обязании ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета отопления, обязании произвести перерасчет ООО «Концессии теплоснабжения»

по апелляционной жалобе Мирошниковой Екатерины Николаевны

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 16 февраля 2021 г., которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Мирошниковой Екатерине Николаевне к ООО «Концессии теплоснабжения» об обязании:

ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии «<.......>» (№ <...>);

производить расчеты за потребленные коммунальные услуги за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании показаний, установленных в данной квартире индивидуальных приборов учета тепловой энергии «<.......>» № <...>);

принять в качестве расчета за ранее потребленные коммунальные услуги по отоплению, переданные в ООО «Концессии теплоснабжения» показания установленных ДД.ММ.ГГГГ индивидуальных приборов учета тепловой энергии «<.......> (№ <...>) и выполнить перерасчет платежей за отопление, начиная с начала отопительного сезона с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., выслушав представителя Мирошниковой Е.Н. - Аханова Д.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Мирошникова Е.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Концессии теплоснабжения» об обязании ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета отопления, обязании произвести перерасчет ООО «Концессии теплоснабжения».

Требования мотивированы тем, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>

Между ней и ООО «Концессии Теплоснабжения» заключен прямой договор № <...> от ДД.ММ.ГГГГ л/№ <...> на поставку тепловой энергии.

ДД.ММ.ГГГГ в квартире были установлены <.......> измерителя тепловой энергии отопления «<.......>», о чем был составлен акт сдачи-приемки выполненных работ индивидуальных приборов учета и составлена монтажная карта установки измерителей тепловой энергии <.......>, после чего ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к поставщику тепловой энергии с требованием о введении в эксплуатацию измерителей тепловой энергии «<.......>», с приложением документов по вводу в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в вводе в эксплуатацию индивидуального прибора учета.

ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в ООО «Концессии теплоснабжения», с приложением технических сведений измерителя тепловой энергии «<.......>».

ДД.ММ.ГГГГ получен повторный отказ на заявленные требования.

В связи с этим, с учетом уточненных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд возложить на ООО «Концессии теплоснабжения» обязанность ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии «<.......>» (№ <...>), произвести расчеты за потребленные коммунальные услуги за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на основании показаний, установленных в данной квартире вышеуказанных приборов учета тепловой энергии «Индивид», принять в качестве расчета за ранее потребленные коммунальные услуги по отоплению, переданные в ООО «Концессии теплоснабжения» показания, установленные ДД.ММ.ГГГГ индивидуальных приборов учета тепловой энергии «Индивид» и выполнить перерасчет платежей за отопление, начиная с начала отопительного сезона, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Суд постановил указанное выше решение.

Не согласившись с постановленным судом решением, Мирошникова обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 2 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее по тексту Правил предоставления коммунальных услуг), раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители.

В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 28 августа 2020 г. № 485/пр утверждены «Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения» (дата вступления в силу с 26 сентября 2020 г.) (далее по тексту Критерии наличия (отсутствия) технической возможности) из содержания которых следует, что критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

Согласно пункту 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Аналогичные требования были закреплены в п. 3 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов и порядка ее заполнения» (период действия с 1 сентября 2012 г. по
25 сентября 2020 г.).

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что между истцом Мирошниковой Е.Н. и ООО «Концессии Теплоснабжения» заключен прямой договор 345/2018 от ДД.ММ.ГГГГ л/с № <...> на поставку тепловой энергии.

Согласно представленному истцом «Акта сдачи-приемки выполненных работ индивидуальных приборов учета» и «<.......>» ДД.ММ.ГГГГ в помещении <адрес> установлены четыре прибора (№ <...>) согласно свидетельства об утверждении типа средств измерений от ДД.ММ.ГГГГ «<.......>», изготовитель ООО «<.......>».

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к поставщику тепловой энергии с требованием о введении в эксплуатацию измерителей тепловой энергии <.......>», с приложением «Акта сдачи-приемки выполненных работ индивидуальных приборов учета» и «<.......>».

ДД.ММ.ГГГГ письмом ООО «Концессия Теплоснабжения» уведомила заявителя о невозможности ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета «<.......>» и необходимости подачи заявления по допуску распределителя.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в ООО «Концессии теплоснабжения», с приложением технических сведений измерителя тепловой энергии «Индивид».

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Концессия Теплоснабжения» уведомила заявителя о необходимости подачи заявки о допуске узла учета тепловой энергии в соответствии с п.81 (4) раздела 7 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал, что истцом не соблюден предварительный порядок подачи заявки в ООО «Концессия Теплоснабжения» на установку приборов (№ <...>) «<.......>», изготовитель ООО «<.......>», поскольку до установки приборов собственником жилого помещения не подана заявка в ООО «Концессии Теплоснабжения» по форме установленной п.81 Правил предоставления коммунальных услуг.

Одним из обстоятельств, имеющих значение по делу, является установление технической возможности по вводу в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.

Судом первой инстанции истребован комиссионной акт осмотра технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ООО «<.......>», из которого следует, что в вышеуказанном жилом доме проходит вертикальная системы отопления (развод) труб; система отопления однотрубная; в <адрес> истцом на радиаторах установлены четыре прибора «<.......>», изготовитель ООО «<.......>».

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В суде первой инстанции не оспаривалось то обстоятельство, что в жилом доме не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета теплоэнергии.

Пункт 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, с учетом оснащения распределителями более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2013 г. № АКПИ13-540 в признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от
29 декабря 2011 г. № 627 отказано.

Таким образом, при указанных обстоятельствах для начисления платы за предоставляемую коммунальную услугу следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о том, что истец лишена возможности оплачивать коммунальную услугу по теплоснабжению исходя из фактически потребленного объема, поскольку доводы сводятся к ошибочному толкованию законодательства.

Многоквартирный дом по <адрес> а имеет вертикальную разводку внутридомовых систем отопления, таким образом, с учетом названных Правил и вертикальной конструкции внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, суд первой инстанции правомерно отказал Мирошниковой Е.Н. в удовлетворении исковых требований к ООО «Концессия Теплоснабжения» об обязании ввода в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии «<.......>», обязании произвести перерасчет за потребленные коммунальные услуги за отопление квартиры.

Доводы апелляционной жалобы истца о технической возможности измерения получаемой тепловой энергии, с учетом представленных писем завода изготовителя, посредством индивидуального прибора учета тепловой энергии «Индивид» повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, не могут быть приняты судебной коллегией, данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, основания для переоценки которых у судебной коллегии отсутствуют.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мирошниковой Екатерины Николаевны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: