Судья Боклагова С.В. Дело № 33-6032/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2013 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Анненковой К.К., Раковского В.В., при секретаре Стрельцовой А.В., с участием прокурора Христич Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Орска об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности
по апелляционной жалобе Администрации г.Орска Оренбургской области
на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 июня 2013 года, которым иск прокурора Советского района г. Орска удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Акчуриной Г.Ж., судебная коллегия
установила:
Прокурор Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Советский жилищно-коммунальный сервис–5» об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности.
Указал, что прокуратурой района по заявлению Макрушиной М.Н. от 06.03.2013 г. проведена проверка санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности в деятельности ООО «Советский ЖКС-5» и администрации г. Орска.
Управление и обслуживание домов № *** по ул. ***, а также домов *** по ул. *** по пер. *** осуществляется ООО «Советский ЖКС-5» в соответствии с договорами на оказание услуг по ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов от 01.03.2012 г.
В перечень обслуживаемых ООО «Советский ЖКС-5» объектов входят мусорные контейнерные площадки, расположенные по следующим адресам домов: *** (пять контейнеров), *** (семь контейнеров), *** (пять контейнеров), *** (один контейнер), *** (четыре контейнера), *** (четыре контейнера).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённые Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170, определяют, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, а также содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.
В ходе осмотра 15.03.2013 прокуратурой района с участием специалиста-эксперта Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора Галимовой Н.Т. проведена проверка мусорных контейнерных площадок, расположенных на территории пос. Мясокомбинат г. Орска, находящихся на облуживании ООО «СЖКС-5», в ходе которой установлены нарушения.
Прокурор просил обязать ООО «Советский жилищно-коммунальный сервис -5» устранить выявленные нарушения:
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы ( 5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,50куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу *** в срок до 01.05.2013г.
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы ( 5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,2куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу *** в срок до 01.05.2013г.
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы ( 5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,01куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу *** в срок до 01.05.2013г.
устранить переполненность мусорного контейнера, объемом 0,75 куб.м, отходами производства и потребления: ТБО, стеклянные отходы ( 5 класс опасности), отходы бумаги и картона незагрязненные ( 5 класс опасности), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), мусор строительный (класс опасности не подтвержден), расположенного на контейнерной площадке, по адресу *** в срок до 01.05.2013г.
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы ( 5 класс опасности), отходы бумаги и картона незагрязненные (5класс опасности), мусор строительный (класс опасности не подтвержден), общий объем захламления составляет 0,01 куб.м, в радиусе пяти метров контейнерной площадки, расположенной по адресу *** в срок до 01.05.2013г.
Обязать ООО «Советский жилищно-коммунальный сервис -5» устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
восстановить частично отсутствующее ограждение мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, общей площадью один кв.м., в срок до 01.05.2013
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить два мусорных контейнера, расположенных на расстоянии метра от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, в срок до 01.05.2013;
восстановить частично отсутствующее ограждение (4 кв.м.) с правой боковой стороны мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, в срок до 01.05.2013;
осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 7 м. от ближайшего жилого дома, расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанного жилого дома, в срок до 01.05.2013;
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить один контейнер, расположенный по адресу: ***, в срок до 01.05.2013;
восстановить частично отсутствующее ограждение (3 кв.м.) с правой и левой боковых сторон мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, в срок до 01.05.2013;
осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 5 м. от детской игровой площадки, а также МДОАУ «Детский сад № 16 «Петушок», расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанных детской игровой площадки, а также МДОАУ «Детский сад № 16 «Петушок, в срок до 01.05.2013;
осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 9 м. от ближайшего жилого дома, расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанного жилого дома, в срок до 01.05.2013;
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить четыре контейнера, расположенных по адресу: ***, в срок до 01.05.2013.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от части требований об обязании ООО «Советский жилищно-коммунальный сервис-5» устранить захламление почвы отходами производства и потребления в связи с добровольным удовлетворением требований.
Определением суда от 30.04.2013г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечена Администрация Советского района г. Орска.
Определением суда от 28.05.2013г. к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика по делу привлечена Администрация г. Орска.
Представитель истца Майдоненко В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил обязать Администрацию г. Орска устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности, предоставить срок до 01.08.2013года.
Представитель ответчика Администрации г. Орска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Представитель ответчика ООО «СЖКС-5» Овсянюк А.А. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что управляющая организация ООО «СЖКС-5» осуществляет сбор и вывоз БТО. Контейнерные площадки, на обслуживание не принимались, на балансе ООО «СЖКС-5» не числятся.
Представитель третьего лица Администрация Советского района г. Орска Баранова Е.А., в судебном заседании исковые требования не признала.
Определением суда от 20.06.2013 г. принят от представителя истца отказ от иска в части требований об обязании ООО «Советский жилищно-коммунальный сервис-5» выполнения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности в части требований:
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы (5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,50куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу ***;
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы (5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,2куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу ***;
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы (5 класс опасности). Общий объем захламления составляет 0,01куб.м, в радиусе пяти метров от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу ***;
устранить переполненность мусорного контейнера, объемом 0,75 куб.м, отходами производства и потребления: ТБО, стеклянные отходы (5 класс опасности), отходы бумаги и картона незагрязненные (5 класс опасности), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), мусор строительный (класс опасности не подтвержден), расположенного на контейнерной площадке, по адресу ***;
устранить захламление почвы отходами производства и потребления, состав отходов: ТБО, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (4 класс опасности отхода), стеклянные отходы (5 класс опасности), отходы бумаги и картона незагрязненные (5класс опасности), мусор строительный (класс опасности не подтвержден), общий объем захламления составляет 0,01 куб.м, в радиусе пяти метров контейнерной площадки, расположенной по адресу *** в срок до 01.05.2013 г. Производство по делу в данной части требований прекращено.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 июня 2013 года иск прокурора Советского района г. Орска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Орска об обязании устранения нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и санитарной безопасности удовлетворен.
Администрация г. Орска обязана устранить выявленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды:
восстановить частично отсутствующее ограждение мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***, общей площадью один кв.м.;
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить два мусорных контейнера, расположенных на расстоянии метра от мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***;
восстановить частично отсутствующее ограждение (4 кв.м.) с правой боковой стороны мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***;
осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 7 м. от ближайшего жилого дома, расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанного жилого дома;
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить один контейнер, расположенный по адресу: ***;
восстановить частично отсутствующее ограждение (3 кв.м.) с правой и левой боковых сторон мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: ***;
осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 5 м. от детской игровой площадки, а также МДОАУ «Детский сад № 16 «Петушок», расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанных детской игровой площадки, а также МДОАУ «Детский сад № 16 «Петушок; осуществить перенос мусорной контейнерной площадки, расположенной в 9 м, от ближайшего жилого дома, расположенного по адресу: ***, на расстоянии, не менее 20 метров от указанного жилого дома;
установить на твёрдом (бетонном или асфальтовом) покрытии, а также оградить четыре контейнера, расположенных по адресу: ***, в срок до 01 сентября 2013года.
С решением суда не согласна Администрация г. Орска Оренбургской области, в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что мусорная площадка, расположенная по адресу *** имеет 5 контейнеров, ограждена с трех сторон, имеет твердое покрытие. В радиусе 5 метров от контейнерной площадки располагается бытовой мусор, что не соответствует п. 3.15 решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009 г. № 57-1015 «Об утверждении Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальном образовании г.Орск».
Мусорная контейнерная площадка по адресу *** имеет 4 контейнера, частично ограждена с трех сторон (имеются дефекты в ограждении), имеет твердое покрытие, на расстоянии менее 1 метра от контейнерной площадки, располагается 2 мусорных контейнера (ограждение и твердое покрытие отсутствует), что не соответствует п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которому для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. В радиусе 5 метров от контейнерной площадки располагается мусор, представленный обломками мебели, упаковочными материалами, что не соответствует п. 315 Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009г.
Мусорная контейнерная площадка по адресу *** имеет 5 мусорных контейнера. Площадка имеет твердое покрытие, частично ограждена (с задней стороны площадки), что не соответствует п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которого для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. На расстоянии менее 20 метров расположен детский сад № 16 и детская игровая площадка, что не соответствует п.п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 « Санитарные правила содержания территорий населенных мест», согласно которого площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100м.
Мусорная контейнерная площадка по адресу *** имеет твердое покрытие, частично ограждена (ограждение с боковой стороны), имеет 4 мусорных контейнер, что не соответствует п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которого для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. В радиусе 5 метров располагается мусор, представленный обломками мебели, досками, упаковочным материалом, что не соответствует п. 3.15 Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009г.
Мусорная контейнерная площадка по адресу *** не организована, нет твердого покрытия, ограждения отсутствует, имеется 4 мусорных контейнера, что не соответствует п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которого для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние до ближайшего жилого дома менее 20 м, что не соответствует п. 8.2.5 СанПиН, согласно которого расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100м.
Мусорная контейнерная площадка по адресу *** не организована, нет твердого покрытия, ограждения отсутствует, расположен 1 переполненный мусорный контейнер, что не соответствует п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которого для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. В радиусе метров от мусорного контейнера имеется мусор, представленный упаковочными материалами, п. 3.15 Решения Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от 02.12.2009г.. Ближайший жилой дом (по ул.*** располагается на расстоянии менее 20 метров, что не соответствует п. 8.2.5 СанПиН, согласно которого расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100м.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд руководствовался положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком является администрация г. Орска.
При этом, не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что указанные в иске обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов должны быть возложены на УЖКХ администрации г. Орска, поскольку ответственность по организации места для сбора отходов несет орган местного самоуправления.
Довод апелляционной жалобы Администрации города Орска о том, что при рассмотрении спора суд вышел за пределы заявленных прокурором требований, удовлетворив требования к Администрации г. Орска, тогда как требования заявлялись к ООО «СЖКС-5», является несостоятельным, поскольку судом 28.05.2013 г. по делу в качестве соответчика была привлечена администрация г. Орска, данное обстоятельство никем не оспаривалось. В связи с чем постановленное судом решение в полной мере соответствует требованиям ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что администрацией заключены необходимые договоры и приняты все возможные меры к сбору мусора, поскольку организация сбора твердых бытовых отходов является полномочием и обязанностью ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: