ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6035/19 от 18.09.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шафоростова Л.С.

Дело № 33-6035/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А.Г.

судей Павловой Е.В., Чернышевой И.В.

при секретаре Заборовской М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 года гражданское дело по апелляционным жалобам Хусановой М. К. на решение Октябрьского районного суда города Омска от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать Хусановой М. К. в удовлетворении исковых требований в полном объеме»,

на дополнительное решение Октябрьского районного суда города Омска от 23 июля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать Хусановой М. К. в удовлетворении исковых требований к ООО «Триод» о предоставлении развернутой информации о порядке начисления платы по содержанию жилья в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, с указанием о перечне оказываемых услуг и порядке их формирования».

Заслушав доклад судьи Павловой Е.В., судебная коллегия

установила:

Хусанова М.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Триод» о защите прав потребителя, указав в обоснование требований, что является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, секция 7, комната № <...>. За февраль 2019 г. получена квитанция от управляющей компании ООО «Триод», согласно которой, установлен тариф по обслуживанию жилья в размере 31,16 руб., имеются начисления по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома за электрическую энергию, горячую и холодную воду. Выражала несогласие с тем, что на истца возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов мест общего пользования, поскольку обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение. У нее имеется право собственности только на комнату, сведения о наличии долевой собственности на места общего пользования отсутствуют, тем самым полагала незаконными действия ООО «Триод» по включению в квитанцию начислений по общедомовым нуждам (ОДН). Просила признать в отношении Хусановой М.К. незаконным требование ООО «Триод» в части начисления за коммунальные ресурсы при содержании общего имущества многоквартирного дома за места общего пользования (общего имущества) в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, обязать ООО «Триод» предоставить развернутую информацию о порядке начисления платы по содержанию жилья в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, с указанием о перечне оказываемых услуг и порядке их формирования.

Истец Хусанова М.К. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Триод» по доверенности Колотиева Е.А. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Судом постановлено изложенные выше решение и дополнительное решение.

В апелляционной жалобе Хусанова М.К. просит решение суда первой инстанции отменить, указывая в обоснование, что в оспариваемом судебном акте судом не отражено разрешение требований о предоставлении развернутой информации о порядке начисления платы по содержанию жилья в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, с указанием о перечне оказываемых услуг и порядке их формирования, полагает, что указанное требование не рассмотрено. Информация, отраженная в ответе ООО «Триод», истцу не понятна, доведена в недоступной для нее форме, не содержит ответы на поставленные вопросы, каким образом производится расчет начисления платы по содержанию жилья в доме, не понятно и не ясно. Сведения о наличии долевой собственности на места общего пользования у истца отсутствуют, полагает незаконными действия ООО «Триод» по включению в квитанцию начислений по общедомовым нуждам (ОДН).

В апелляционной жалобе на дополнительное решение суда первой инстанции Хусанова М.К. полагает, что судебный акт подлежит отмене, поскольку формула по расчету спорных сумм истцу не понятна, доведена в недоступной для нее форме, для того, чтобы в формулу внести фактические значения, следует обладать специальными познаниями в области экономики и права, которых у истца отсутствуют. Указывает, что не имеет возможности самостоятельно произвести расчет коммунальных платежей.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № <...> по искам Сорокиной Н.В., Хусановой М.К. к ООО «Триод» о признании договора управления многоквартирным домом действующим, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительно представленные доказательства в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав истца, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и дополнительного решения суда.

Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Частью 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Как установлено судебным разбирательством и подтверждено материалами дела, истец Хусанова М.К. является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, секция 7, комната № <...>, общей площадью 18 кв.м, на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от <...> Сособственниками указанной комнаты являются также несовершеннолетняя Хусанова А.И. и Хусанов И.И. по 1/3 доли каждый в праве общей долевой собственности.

Решением Октябрьского районного суда г. Омска от <...> по делу № <...> признан действующим договор управления многоквартирным домом 62, корпус 1 по <...> в г. Омске, заключенный <...> между собственниками помещений данного многоквартирного дома и ООО «Триод».

<...>ФИО1 в адрес ООО «Триод» направлено заявление о предоставлении информации, в том числе, с требованиями о разъяснении порядка начисления выставленных сумм (с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы), а также перечня услуг на содержание и ремонт жилья, выставляемые на каждые услуги с начислением спорных сумм.

Из ответа ООО «Триод» на обращение ФИО1 от <...> следует, что в платежном документе на внесение платы за содержание помещения размер платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, указан отдельными строками, по каждому виду ресурса. Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, определяются по указанной в ответе формуле, в ответе формула приведена также для случая установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду. Размер платы за коммунальные услуги осуществляется по нормативу, приведены действующие нормативы потребления коммунальных услуг, установленные Региональной энергетической комиссии Омской области.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, ФИО1 выразила несогласие с тем, что на нее возложена обязанность по оплате коммунальных ресурсов мест общего пользования, указывая, что у нее имеется право собственности только на комнату № <...> секции № <...><...>, корпус 1 по <...> в г. Омске, сведения о наличии долевой собственности на места общего пользования у истца отсутствуют, ввиду чего полагала, что ООО «Триод», как управляющая компания указанного дома, обязана истцу, как потребителю, предоставить актуальную и развернутую информацию о порядке начисления платы за содержание жилья, а также полагала действия ответчика по начислению платы за ресурсы содержания общего имущества многоквартирного жилого дома незаконными.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, кроме того, ООО «Триод» в установленный законом срок дан письменный ответ ФИО1, последней предоставлена развернутая информация о порядке начисления платы по содержанию жилья, приведены формулы, по которым производятся начисления, указано на наличие в платежных документах данных о потребленных коммунальных ресурсах по каждому из их видов.

Данные выводы суда в соответствии со ст.ст. 56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ подробно и полно мотивированы в решении и дополнительном решении на основании анализа представленных сторонами доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с ними или переоценить, ввиду отсутствия к этому оснований.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у истца отсутствует право собственности на общее имущество жилого дома, ввиду чего действия управляющей компании по начислению платы за обслуживание мест общего пользования многоквартирного дома являются незаконными, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), п. 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ от <...>№ <...> «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», содержащего аналогичные нормы.

Ссылки в жалобе о том, что судом первой инстанции не разрешено требование истца об обязании предоставить развернутую информацию о порядке начисления платы по содержанию жилья в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, с указанием о перечне оказываемых услуг и порядке их формирования, являются необоснованными, поскольку дополнительным решением Октябрьского районного суда г. Омска от <...> указанные требования разрешены и в удовлетворении заявленных требований в указанной части ФИО1 отказано в полном объеме (л.д. <...>).

В соответствии с ч. 2 ст. 165 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4 ст. 165 Жилищного кодекса РФ).

Также коллегией установлено, что на официальном сайте управляющей компании ООО «Триод» размещена информация о компании, общая информация о юридическом лице, показатели финансового-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах, порядке и условиях оказания услуг, сведения о стоимости услуг (работ), сведения о ценах (тарифах) на коммунальные услуги, нормативы их потребления, также размещены отчеты о выполненных работах в отношении управляемых жилых многоквартирных домов.

Также вся необходимая информация по данному многоквартирному дому имеется на официальном сайте ГК – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства «Реформа ЖКХ», на котором размещен договор управления многоквартирным домом от <...>, заключенный с ООО «Триод», признанный решением Октябрьского районного суда г. Омска от <...> по делу № <...> действующим, с перечнем и стоимостью выполняемых работ, при учете того, что сам договор и приложения к нему представлены в материалы дела № <...> истцом ФИО1

Такие же сведения размещены на информационном сайте ГИС ЖКХ, которые также приобщены к материалам дела со ссылкой на официальный сайт и Интрернет-страницу.

Указанные сведения размещены согласно положениям Постановления Правительства РФ от <...>№ <...> «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». С <...> на территориях всех субъектов информация подлежит размещению в ГИС ЖКХ в порядке, установленном ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ. Состав, сроки и периодичность размещения утверждены Приказом Минкомсвязи России № <...>, Минстроя России № <...>/пр от <...>

Сам перечень и состав предоставляемых услуг являются приложением к договору управления, который имеется у истца, был предметом судебных разбирательств с участием истца по гражданским делам №№ <...>, <...>

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от <...>№ <...> «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - это определяемый в соответствии с данными правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <...>№ <...> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.

В силу п. 4.1 Правил № <...> при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются соответствующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома.

Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса (п. 5 Правил № <...>).

Ссылаясь в обоснование заявленных требований на неясный и непонятный ответ управляющей компании от <...>, истец полагала, что ей предоставлена информация по спорным расчетам не в полном объеме. Судебная коллегия полагает, что ответчиком в установленный законом срок дан ответ ФИО1, в котором предоставлена развернутая информация о порядке начисления платы по содержанию жилья, приведены формулы, по которым производятся начисления, указано на наличие в платежных документах данных о потребленных коммунальных ресурсах, в том числе, по каждому виду потребляемого ресурса.

Доводы апелляционных жалоб были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции все обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении и дополнительном решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене обжалуемых судебных актов, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

Таким образом, решение и дополнительное решение суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Омска от 17 апреля 2019 года, дополнительное решение Октябрьского районного суда города Омска от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Председательствующий: Шафоростова Л.С.

Дело № 33-6035/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

(резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Щукина А.Г.

судей Павловой Е.В., Чернышевой И.В.

при секретаре Заборовской М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 сентября 2019 года гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Омска от 17 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме»,

на дополнительное решение Октябрьского районного суда города Омска от 23 июля 2019 года, которым постановлено:

«Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ООО «Триод» о предоставлении развернутой информации о порядке начисления платы по содержанию жилья в доме, расположенном по адресу: г. Омск, <...>, корпус 1, с указанием о перечне оказываемых услуг и порядке их формирования».

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Омска от 17 апреля 2019 года, дополнительное решение Октябрьского районного суда города Омска от 23 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: