ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6036 от 15.06.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Шпирнов А.В. Дело №33-6036

Докладчик: Гордиенко А.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Гордиенко А.Л.,

судей: Кандаковой Л.Ю., Карасовской А.В.,

при секретаре Южиковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гордиенко А.Л. гражданское дело

по апелляционной жалобе представителя администрации Беловского городского округа - ФИО1 на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 марта 2017 года

по иску ФИО2 к администрации Беловского город­ского округа о включении периода работы в стаж муниципальной службы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Беловского город­ского округа о включении периода работы в стаж муниципальной службы.

Требования мотивированы тем, что она с 01.06.2009г. работает в администрации Беловского городского округа в должности <данные изъяты>, являющейся главной должностью муниципальной службы.

На основании распоряжения администрации Кемеровской области № от 27.06.2012г. ей присвоено почетное звание «Ветеран труда».

С 16.11.2015г. ей назначена страховая пенсия по старости.

27.11.2015г. она обратилась в Комиссию по установлению муниципального стажа администрации Беловского городского округа с заявлением о включении в специальный стаж муниципальной службы периода работы на выборной должности секретаря комсомоль­ской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ с 15.11.1986г. по 12.12.1988г.

Из правового заключения административно-правового отдела администрации Беловского городского округа от 14.12.2015г. следует, что секретарь комсомольской организации не является должностью, на которой лицо работает и получает заработную плату в организации ВЛКСМ, необходимо дополнительно представить данные, подтверждающие работу в должности секретаря комсомольской организации, а именно, приказ № от 14.11.1986г.

Согласно протоколу № от 11.01.2016г. заседания комиссии по установлению муниципального стажа работникам администрации Беловского городскою округа ей отказано засчитать этот стаж работы с 15.11.1986г. по 12.12.1988г. в стаж муници­пальной службы.

Она не была приглашена на заседание комиссии, копия решения комиссии ей не направлялась. О решении комиссии она узнала лишь 17.01.2017г., срок для обжалования решения ко­миссии не пропущен.

Просила признать незаконным протокол № от 11.01.2016г. заседания комиссии по установлению муниципального стажа работникам администрации Беловско­го городского округа об отказе ей включить в специ­альный стаж муниципальной службы работу на выборной должности секретаря комсомольской организации <данные изъяты> фабрики в Беловском ГК ВЛКСМ в пе­риод с 15.11.1986г. по 12.12.1988г. и отменить его. Обязать администрацию Бе­ловского городского округа включить в специаль­ный стаж муниципальной службы работу на выборной должности секретаря комсо­мольской организации <данные изъяты> фабрики в Беловском ГК ВЛКСМ в пе­риод с 15.11.1986г. по 12.12.1988г.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области
от 17 марта 2017 года постановлено:

Признать незаконным решение комиссии администрации Беловского городско­го округа по установлению муниципального стажа работникам администрации Белов­ского городского округа, принятого в виде протокола № от 11.01.2016г., об отказе ФИО2 во включении периода ее работы секретарем ком­сомольской организации <данные изъяты> фабрики Беловского ГК ВЛКСМ с 15.11.1986г. по 12.12.1988г. в стаж муниципальной службы.

Обязать администрацию Беловского городского округа включить ФИО2 в стаж муниципальной службы период ее работы секретарем комсомольской организации <данные изъяты> фабрики Беловского ГК ВЛКСМ с 15.11.1986г. по 12.12.1988г.

В апелляционной жалобе представитель администрации Беловского городского округа - ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Указывает, со ссылкой на Указ Президента РФ от 19.11.2007г. №1532, что период работы истца секретарем комсомольской организации <данные изъяты> фабрики не может быть включен в стаж муниципальной службы, так как в указанный стаж не подлежат включению периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Истец ФИО2 в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации Беловского городского округа - ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФИО2 – ФИО3, просившего решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессио­нальная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на долж­ностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии ч.1 ст.25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных перио­дов трудовой деятельности помимо указанных в ч.1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.25 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно п.1 ст.7 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 года №103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: 1) должностей муниципальной службы; 2) муниципальных должностей; 3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; 4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; 5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 12 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 года №103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы» установлено, что в случае если в стаж муниципальной службы лица, поступившего на муниципальную службу до вступления в силу настоящего Закона, были зачтены периоды работы (службы), не указанные в статье 7 и пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, данные периоды учитываются при установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, а также при установлении пенсии за выслугу лет.

Судом первой инстанции установлено, что истец ФИО2 поступила на муниципальную службу 08.04.2004г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муници­пальной службе в Российской Федерации» и Закона Кемеров­ской области от 30.06.2007г. № 103-ОЗ «О некоторых вопросах прохождения муници­пальной службы».

Статус муниципальной службы ранее был определен Законом Российской Федерации от 08.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

В соответствии с п.2 ст.4 Закона Российской Федерации от 08.01.1998г. №8-ФЗ законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст.23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 года N 49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области» в стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы и выборных муниципальных должностях.

В стаж муниципальной службы также включаются, в том числе периоды работы (службы), предусмотренные в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997 N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет".

В настоящее время ФИО4 работает в администрации Беловского городского округа Кемеровской области в должности <данные изъяты>, которая является главной должностью муниципальной службы.

27.11.2015 года ФИО2 обратилась в Комиссию по установлению му­ниципального стажа администрации Беловского юродского округа Кемеровской об­ласти с заявлением о включении в специальный стаж муниципальной службы работы на выборной должности секретаря комсомоль­ской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ, в период с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года.

Решением Комиссии по установлению муниципального стажа работникам ад­министрации Беловского городского округа, принятого в виде протокола № от 11.01.2016 года, ФИО2 было отказано засчитать стаж работы на выборной должности в Беловском ГК ВЛКСМ в период с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года в стаж муниципальной службы.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО2 с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года работала в должности секретаря комсомольской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ, что соответствует Приложению к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997 г. N 982, где конкретные долж­ности муниципальной службы не поименованы и содержатся лишь наименования уч­реждений, работа (служба) в которых дает право на установление льготной пенсии. Поскольку спорный период работы истца относится к периоду до вступления в силу Закона Кемеровской области от 30.06.2007г. № 103-ФЗ «О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы», то есть до установления нового правового регулирования порядка назначения пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, на период работы ФИО2 с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета указанного спорного периода работы в стаж муниципальной службы.

С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан с нарушением норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.

Из решения Комиссии по установлению муниципального стажа работникам ад­министрации Беловского городского округа, принятого в виде протокола № от 11.01.2016 года следует, что ФИО2 поступила на муниципальную службу 08.04.2004г., стаж муниципальной службы устанавливался на момент поступления и рассчитывался по правилам, установленным статьей 23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 №49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области». На момент поступления ФИО2 на службу основания для включения в стаж муниципальной службы периода работы секретарем комсомольской организации отсутствовали, в связи с чем комиссия решила стаж работы ФИО2 секретарем комсомоль­ской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года в стаж муниципальной службы не засчитывать.

Следовательно, ответчик при разрешении вопроса о включении спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы учитывал законодательство, действовавшее на момент поступления ФИО2 на муниципальную службу.

Вопреки выводу суда, ст.23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 года N 49-03 «О муниципальной службе в Кемеровской области» (в редакции, действующей на момент поступления истца на муниципальную службу) не предусматривала возможности включения в стаж муниципальной службы периода работы ФИО2 секретарем комсомоль­ской организации <данные изъяты>фабрики Беловского горкома ВЛКСМ с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года.

Ст.23 Закона Кемеровской области от 16.10.1998 года N 49-ОЗ «О муниципальной службе в Кемеровской области» позволяла включать в стаж муниципальной службы периоды работы (службы), предусмотренные в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.97 N 982 «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет».

Так, приложением к Указу Президента Российской Федерации от 03.09.1997г. № 982 в Периоды работы (службы), включаемые в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включена работа (служба) по 31 декабря 1991 го­да:

а) в аппарате Президента СССР, аппаратах президентов союзных республик;

б) в Верховном Совете СССР и Президиуме Верховного Совета СССР, Верховных Советах и президиумах Верховных Советов союзных и автономных республик, краевых и областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, в районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся);

в) в Совете Министров СССР, Кабинете Министров СССР, Комитете по оперативному управлению народным хозяйством СССР, Межреспубликанском (Межгосударственном) экономическом комитете, органах государственного управления при них, Советах Министров (правительствах) союзных и автономных республик, в исполнительных комитетах краевых и областных Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся), Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся) автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (Советов депутатов трудящихся);

г) в министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах на территории СССР, в дипломатических, торговых представительствах и консульских учреждениях СССР, представительствах министерств и ведомств СССР за рубежом, а также в Постоянном представительстве СССР в Совете Экономической Взаимопомощи, в иных международных организациях, в которых граждане бывшего СССР представляли интересы государства;

д) в Комитете конституционного надзора СССР, Контрольной палате СССР, органах народного контроля, органах государственного арбитража, а также в судах и органах прокуратуры СССР, Вооруженных Силах СССР, органах и войсках КГБ СССР и МВД СССР, таможенных органах СССР;

е) в Советах народного хозяйства.

Проанализировав указанный перечень, судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца секретарем комсомоль­ской организации <данные изъяты>фабрики Беловского горкома ВЛКСМ, не поименован в вышеуказанном перечне.

Следовательно, законодательство, действовавшее на момент поступления ФИО2 на муниципальную службу в 2004г., не предусматривало включения спорного периода работы с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года в стаж муниципальной службы.

Судебная коллегия считает, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты также не предусматривают возможность включения спорного периода работы истца в стаж муниципальной службы.

Согласно пункту 1-1 ст.7 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 № 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы" в стаж муниципальной службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом и уставами муниципальных образований, помимо периодов замещения должностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) также периоды замещения должностей, включаемые (засчитываемые) в стаж государственной гражданской службы в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Часть 2 статьи 54 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает возможность включения в стаж гражданской службы иных периодов замещения должностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

Во исполнение данной правовой нормы Президентом Российской Федерации издан Указ от 19.11.2007г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации".

Пунктом 19 перечня к данному Указу предусмотрены периоды замещения должностей в ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 г. (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Судебная коллегия отмечает, что, во-первых, работа в ВЛКСМ не поименована в указанном перечне, во-вторых, работа на предприятиях, в организациях и учреждениях не входит в стаж муниципальной службы.

Таким образом, ни законодательство на момент поступления ФИО2 на муниципальную службу, ни действующее в настоящее время законодательство не предусматривает включение в стаж муниципальной службы периода работы истца секретарем комсомоль­ской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ с 15.11.1986 года по 12.12.1988 года.

Архивные справки ГКУ Кемеровской области «Государственный ар­хив Кемеровской области» № от 17.09.2014 года, № от 24.12.2015 года, показания свидетеля С.Е.Е. лишь подтверждают факт работы истца секретарем комсомоль­ской организации <данные изъяты> фабрики Беловского горкома ВЛКСМ, и не дают оснований для включения спорного периода в стаж муниципальной службы, поскольку в указанный стаж включается не любой стаж работы, а только предусмотренный нормативными правовыми актами.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене в соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Беловского городского округа о включении периода работы в стаж муниципальной службы.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 17 марта 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Беловского город­ского округа о признании незаконным протокола № от 11.01.2016г. заседания комиссии по установлению муниципального стажа работникам администрации Беловского городского округа, обязании администрации Бе­ловского городского округа включить ей в специаль­ный стаж муниципальной службы работу на выборной должности секретаря комсо­мольской организации <данные изъяты> фабрики в Беловском ГК ВЛКСМ в период с 15.11.1986г. по 12.12.1988г., отказать.

Председательствующий: А.Л. Гордиенко

Судья: Л.Ю. Кандакова

А.В. Карасовская

Согласовано. Судья Гордиенко А.Л.