ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6039/2014 от 02.10.2014 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

 судья Нуждин А.В. Дело № 33-6039/2014

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 г. Оренбург 02 октября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе: председательствующего судьи Федотовой Л.Б., судей Каширской Е.Н., Солопьева В.И., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента молодёжной политики Оренбургской области на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 июля 2014 года по делу по заявлению Цимбельмана С.В. об оспаривании действий Департамента молодежной политики Оренбургской области,

 у с т а н о в и л а:

 Цимбельман С.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что постановлением администрации муниципального образования городское поселение г. Соль- Илецк Соль - Илецкого района Оренбургской области № 56-П от 27 января 2012 г. он и члены его семьи: супруга А.М., дети: С.С., М.С. были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. 30 января 2012 г. включены в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 года».

 10 апреля 2014 г. Цимбельманом С.В. было получено письмо из Департамента молодежной политики Оренбургской области, из которого следовало, что его семья снята с учета для получения социальной выплаты на погашение части стоимости жилья. Полагал данные действия Департамента молодежной политики Оренбургской области незаконными, ввиду того, что семья соответствует всем требованиям, предъявляемым к участникам программы.

 Просил суд признать незаконными действия Департамента молодежной политики Оренбургской области, выразившиеся в снятии с учета на получение социальной выплаты семье в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 – 2015 года»; обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу восстановить семью Цимбельман в составе участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в оренбургской области на 2011 – 2015 годы» с учетом движения очереди после дня исключения семьи Цимбельман из списков участников данной программы.

 Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 июля 2014 года заявление Цимбельмана С.В. удовлеторено. Суд постановил признать действия Департамента молодежной политики Оренбургской области в части снятия с учета семьи Цимбельмана С.В. на получение социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» незаконными. Обязать Департамент молодежной политики Оренбургской области восстановить семью Цимбельмана С.В. в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015».

 В апелляционной жалобе Департамент молодежной политики Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

 В судебное заседание апелляционной инстанции не явился ФИО1, извещенный надлежащим образом, по неизвестной суду причине. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

 Заслушав доклад судьи Федотовой Л.Б., пояснении представителя департамента молодежной политики Оренбургской области, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

 Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В рамках Федеральной целевой Программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №1050 от 17 декабря 2010 г. постановлением Правительства Оренбургской области от 27 мая 2010 г. №370-пп был утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы», которая предусматривает предоставление молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья и предоставление дополнительной социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка при решении молодыми семьями жилищных проблем.

 В целях реализации мероприятий областной Программы на 2011 - 2015 годы Правительством Оренбургской области в постановлении от 22 декабря 2010 года № 925-п «Об утверждении правил предоставления социальной выплаты молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка» были утверждены Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

 В соответствии с указанным постановлением социальная выплата молодым семьям на погашение части стоимости приобретенного жилого помещения в случае рождения (усыновления) ребенка предоставляется на последнего рожденного ребенка (детей - в случае рождения двойни, тройни и т.д.) департаментом молодежной политики Оренбургской области (далее - исполнитель Программы) за счет средств областного бюджета (пункт 2 Правил).

 Согласно пункту 3 Правил право на постановку на учет для получения указанной социальной выплаты имеют молодые семьи, соответствующие следующим условиям: молодая семья состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве участницы Программы; является нуждающейся в улучшении жилищных условий; все члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации; постоянно проживает на территории Оренбургской области, приобретенное молодой семьей жилое помещение находится в собственности только членов молодой семьи и расположено на территории Оренбургской области; не прошло трех лет со дня рождения ребенка в молодой семье; имеет остаток невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, непогашенного кредита (займа), полученного на приобретение жилого помещения, и (или) подтверждение использования собственных средств на приобретение жилого помещения; молодая семья ранее не получала государственную поддержку на приобретение жилого помещения за счет федерального и (или) областного и(или) местного бюджета.

 В соответствии с пунктом 4 Правил учет молодых семей, желающих получить социальную выплату, осуществляет исполнитель Программы. Для постановки на учет для получения социальной выплаты молодая семья представляет исполнителю Программы следующие документы: … ксерокопии документов, подтверждающих приобретение жилого помещения молодой семьей и затраты на приобретение жилого помещения (договор купли-продажи, договор участия или иной вид договора в соответствии с законодательством Российской Федерации и свидетельство о государственной регистрации права собственности). В случае получения социальной выплаты на погашение кредита (займа), полученного на строительство (завершение строительства, пристрой, дострой) индивидуального дома, молодая семья представляет документы, подтверждающие закрепление земельного участка за одним из членов молодой семьи, и разрешение на строительство индивидуального дома. В случае если на объект незавершенного строительства оформлено право собственности, то представляется ксерокопия свидетельства о государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством жилой дом, выданного на одного или нескольких членов молодой семьи.

 В силу пункта 7 Правил если молодая семья после постановки на учет и до принятия решения исполнителем Программы о включении ее в список претендентов на получение социальной выплаты перестала соответствовать хотя бы одному из условий, указанных в пункте 3 настоящих Правил, а также если хотя бы одному из супругов исполнилось 36 лет, то молодая семья снимается с учета на получение социальной выплаты. Исполнитель Программы до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям настоящих Правил, извещает молодую семью о снятии с учета.

 Согласно п. 8 Правил право на получение социальной выплаты у молодой семьи возникает с момента принятия решения исполнителем программы о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

 Максимальный размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семье, рассчитывается исполнителем Программы по формуле, включающей в себя среднюю стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Оренбургской области, определяемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, корректирующего коэффициента, утвержденного в установленном Программой порядке муниципальным образованием, на территории которого расположено приобретенное жилое помещение на вторичном рынке или коэффициента, равного 1при приобретении жилья на первичном рынке, количество членов молодой семьи, долю социальной выплаты. Социальная выплата предоставляется на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения, а также по финансовым обязательствам, возникшим в последующем при рефинансировании первичных финансовых обязательств. Размер социальной выплаты не может превышать суммы всех остатков неисполненных финансовых обязательств за приобретенное жилое помещение. Только при отсутствии у молодой семьи неисполненных финансовых обязательств социальная выплата направляется для компенсации затраченных собственных средств в размере не более 5 % от расчетной стоимости жилого помещения (п.9,10).

 Исходя из смысла целевой программы общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи-участницы программы, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту приобретения жилья.

 Согласно пункту 10 указанных Правил социальная выплата предоставляется на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения (далее - первичные финансовые обязательства), а также по финансовым обязательствам, возникшим в последующем при рефинансировании первичных финансовых обязательств в кредитной организации. В договоре на предоставление заемных средств допускается наличие созаемщиков, которые не являются членами молодой семьи. Участниками общей долевой собственности на жилое помещение, приобретенное молодой семьей, могут быть только члены молодой семьи. В ином случае социальная выплата молодой семье не предоставляется. Социальная выплата не может быть предоставлена на погашение процентов, пеней, штрафных санкций.

 Судом первой инстанции установлено, что семья ФИО2 признана нуждающейся и в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» с 30 января 2012 г.

 05 апреля 2012 г. ФИО2 был заключен кредитный договор с ОИКБ «Русь» (ООО), для завершения строительства индивидуального жилого дома по адресу (адрес). Согласно договору об ипотеке от 05 апреля 2012 г. указанный незавершенный строительством жилой дом передан в залог для обеспечения обязательств по исполнению кредитного договора. Право собственности на жилой дом оформлено 13 мая 2013 г.

 17 мая 2012 г. ФИО2 обратился в Министерство молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области с заявлением о предоставлении ему вышеуказанной социальной выплаты на погашение стоимости приобретенного жилого дома. Указал адрес приобретаемого объекта, его площадь и размер задолженности в связи с приобретением жилья.

 Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента молодежной политики Оренбургской области оснований для снятия семьи Цимбельман с учета для получения социальной выплаты, поскольку семья заявителя оформила жилищный кредит, обоснованно полагая, что полученная в дальнейшем ими социальная выплата будет направлена на погашение долга и процентов по данному кредитному договору, а указанная федеральная программа предусматривала такую возможность, и средства социальной выплаты ФИО2 просил направить на компенсацию части стоимости приобретенного жилого помещения.

 Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку кредитный договор был заключен ФИО2 после того, как его семья был признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы». Кроме того, после заключения кредитного договора ФИО2 обратился в Департамент молодёжной политики Оренбургской области с заявлением, в котором просит поставить его на учёт для получения социальной выплаты на компенсацию части стоимости приобретенного жилого помещения по адресу (адрес). Указал площадь дома и задолженность в связи с его приобретением в размере *** рублей.

 Из анализа в совокупности пунктов 3,4, 10 Правил следует, что участники программы вправе приобрести в собственность жильё в целях улучшения своих жилищных условий, при этом они сохраняют право на получение социальной выплаты на погашение основного долга по финансовым обязательствам, возникшим при приобретении жилого помещения, поскольку для постановки на учет для получения социальной выплаты необходимо представление так же свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (п.4 Правил), а общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи-участницы программы, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту приобретения жилья ( п.8 Правил).

 При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент подачи указанного заявления молодая семья имела право на постановку на учет для получения социальной выплаты и была включена в состав участников программы, поскольку соответствовала условиям, изложенным в п.3 Правил, в том числе, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, учитывая, что семья ФИО2 оформила право собственности на дом после того, как была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и кредитный договор был заключен с целью завершения строительства жилого дома, т.е. в целях решения своей жилищной проблемы путем реализации права на оказание им государственной поддержки путем предоставления социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка, судебная коллегия полагает, что снятие семьи с учёта для получения социальной выплаты является незаконным.

 Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает.

 Руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента молодёжной политики Оренбургской области – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: