ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-603/13 от 21.02.2013 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Нидеев Н.Н. дело № 33-603/13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2013 года г. Элиста

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Пюрвеевой А.А.

судей Басангова Н.А. и Шовгуровой Т.А.

при секретаре Озаевой Д.В.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, администрации Сарпинского районного муниципального образования РК, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кануковская средняя общеобразовательная школа» об обязании выделения средств финансирования на приобретение учебников, их приобретения и комплектования по апелляционной жалобе ответчика Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2012 г.

Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителей ответчиков Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Цохорова А.В., Лиджанова Е.Г., прокурора Барановой С.А., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Сарпинского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству образования, культуры и науки Республики Калмыкия, администрации Сарпинского районного муниципального образования РК, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кануковская средняя общеобразовательная школа» об обязании выделения за счет республиканского бюджета средств финансирования расходов на приобретение учебников в необходимом количестве, их приобретения и комплектования.

В обоснование иска указал, проведенной прокуратурой района проверкойустановлено неосуществление на региональном уровне необходимого финансирования расходов на приобретение учебников для учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кануковская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Кануковская СОШ») на 2012-2013 учебный год. В нарушение федерального и республиканского законодательства бюджетные средства на финансирование расходов на учебники, в рамках реализации основных общеобразовательных программ на текущий учебный год, не предусмотрены. При расчете нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), расходы на учебники не учтены. Это обстоятельство свидетельствует о неурегулированности данного вопроса на региональном уровне. Законом Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2012 год», для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований возникающих при выполнении государственных полномочий в сфере образования, не предусмотрены субвенции бюджету Сарпинского муниципального образования на приобретение учебников для МКОУ «Кануковская СОШ». Таким образом, субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов на учебники и учебные пособия не предоставлены, что влечет нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в МКОУ «Кануковская СОШ» на получение бесплатного образования. Просит обязать Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год. Обязать администрацию Сарпинского районного муниципального образования РК произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год. Обязать МКОУ «Кануковская СОШ» укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012-2013 учебный год.

Определением Сарпинского районного суда от 05 декабря 2012 года в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Республики Калмыкия.

В судебном заседании помощник прокурора Сарпинского района РК Цуглинова В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчиков администрации Сарпинского РМО РК Харнотов С.Г., МКОУ «Кануковская СОШ» Заруднева Ю.В. возражений по иску не заявили.

Представитель ответчика Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия Цохоров А.В. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, согласно письменным возражениям иск не признал.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов Республики Калмыкия Сохорова Э.Ц. в судебное заседание не явилась, представив письменное возражение. В письменных возражениях указывает, что статьей 16 Закона РК «О республиканском бюджете на 2012 год» утвержден норматив расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемые при расчете субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год в размере 400 руб. на 1 обучающегося. При этом утверждение республиканских нормативов финансирования образования относится к полномочиям Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в сфере образования. Объем субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования предусмотрен с учетом внесения поправки в Закон Республики Калмыкия «О республиканском бюджете» в сумме **** руб. На 1 декабря 2012 года Министерству образования, культуры и науки РК доведен объем финансирования в сумме **** руб.

Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены. На Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия возложена обязанность выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год. На администрацию Сарпинского районного муниципального образования РК возложена обязанность произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год. На МКОУ «Кануковская СОШ» возложена обязанность укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012-2013 учебный год.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств. Считает решение суда, которое вынесено без учета установленного законом норматива и правовых актов республики, незаконно. В обоснование своих доводов прокурор не привел и не представил доказательства. Утвержденный законом норматив предусматривает не только расходы на учебники, но и на учебные пособия, технические средства, расходные материалы, хозяйственные нужды, при этом направление выделенных финансовых средств общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно. Министерство финансов РК направило Министерству образования, культуры и науки РК на указанные цели *** рубля. Указанная сумма в соответствии с реестрами разассигнований № 2 направлена министерством в районы республики. Согласно отчетным данным Сарпинского районного отдела образования, заявленная потребность на 1 ноября 2012 года составила **** рублей. Размер перечисленной министерством субвенции составил **** рублей. Полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Министерство финансов Республики Калмыкия в соответствии со ст. 8 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007 года №394-III-З «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» предоставляет в установленном законодательством порядке дотации, субвенции, субсидии муниципальным образованиям, расположенным на территории Республики Калмыкия. Министерство финансов Республики Калмыкия является финансовым органом Республики Калмыкия. Взыскание финансовых средств напрямую с Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия нарушает установленный порядок, регулирующий бюджетный процесс в Республике Калмыкия.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия Цохорова А.В., прокурора Барановой С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в нарушение федерального и республиканского законодательства, субвенции бюджетам муниципальных образований по финансированию расходов школы на приобретение учебников и учебных пособий на 2012-2013 учебный год не предоставлены, что делает невозможным исполнение органами местного самоуправления в полном объеме перечисленных полномочий. Библиотека школы не укомплектована учебниками в необходимом количестве, не обеспечена реализация прав граждан на общедоступное и доступное образование, недостаточность финансирования влечет нарушение конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования.

С данным выводом суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Данные положения корреспондируют норме, закрепленной в подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Согласно пунктам 2, 4 статьи 41 Закона РФ приведенного закона, финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений осуществляются на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 29 настоящего Закона, устанавливаются органами государственной власти.

Положением пункта 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196 предусмотрено, финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.

Анализ приведенных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи указывает на то, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе и расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Спорные правоотношения регулируются и бюджетным законодательством Российской Федерации (далее БК РФ) и Республики Калмыкия.

В соответствии со статьей 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданным для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Данная норма корреспондирует со статьей 86 БК РФ, которая устанавливает порядок исполнения расходных обязательств муниципальных образований: расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, выполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ.

Во исполнение федерального и бюджетного законодательства, Законом Республики Калмыкия от 20 марта 2009 года №80-IV-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия в сфере образования» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Республики Калмыкия по финансированию расходов, в том числе расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставленных бюджетам муниципальных образований субвенций из республиканского бюджета. Размер субвенций на осуществление государственных полномочий определяется законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. В случае необеспеченности переданных настоящим законом государственных полномочий финансовыми средствами органы местного самоуправления реализуют их в пределах переданных средств. При этом органы местного самоуправления вправе в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, направлять дополнительные средства за счет собственных доходных источников. Способ (методика) расчета нормативов для определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов, в том числе расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды устанавливаются согласно приложению №1 к настоящему закону (статьи 1,5).

Пунктами 2,4,5,7 Порядка расходования субвенций, предоставляемых из республиканского фонда компенсаций бюджетам районных муниципальных образований, г. Элиста на реализацию отдельных государственных полномочий Республики Калмыкия в сфере образования (далее Порядок расходования субвенций в сфере образования), субвенции предоставляются Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия осуществляет перечисление субвенций на счет *** для последующего распределения на единые счета бюджетов муниципальных образований, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия. Органы местного самоуправления муниципальных образований на основании сводной бюджетной росписи в пределах лимитов бюджетных обязательств, по мере поступления средств, осуществляют перечисление субвенций с единых счетов по учету средств бюджетов муниципальных образований на лицевые счета получателей средств бюджетов муниципальных образований, открытые в отделениях Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, с которых производится расходование субвенций в соответствии с их целевым назначением. Уполномоченные органы местного самоуправления районных муниципальных образований, г. Элиста ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия отчет о расходовании субвенций по форме, установленной действующим законодательством.

Законом Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 года № 316-IV-З «О республиканском бюджете на 2012 год» (статья 16) утвержден норматив расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, применяемый при расчете объема субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования на 2012 год, в размере 400,0 рублей на 1 обучающегося.

Этим же законом утверждено распределение средств республиканского фонда компенсаций бюджетам муниципальных образований Республики Калмыкия на 2012 год, в том числе и бюджету Сарпинского РМО - субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования (приложение № 11).

Таким образом, Министерство образования науки и культуры Республики Калмыкия, являясь участником бюджетных правоотношений - главным распорядителем денежных средств, в рамках этих отношений предоставляет финансовые средства, в том числе финансирование расходов на учебники по установленным законом нормативам в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела ежемесячными отчетами Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия о расходовании субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования, где указаны поступление средств из республиканского бюджета, кассовые расходы и заявка на финансирование месяца следующего за отчетным (л.д. 22,24,26, 28,30, 32, 34, 36, 38, 40), а также реестрами разассигнований субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования (л.д. 41-42).

Следовательно, Министерство образования, науки и культуры Республики Калмыкия сам по себе полномочиями выделения средств за счет республиканского бюджета не обладает. Нормативы, с учетом которого осуществляется расчет и предоставление субвенций, в том числе и Сарпинскому районному муниципальному образованию, установленном Законом Республики Калмыкия «О республиканском бюджете на 2012 год» никем не оспорены, являются действующими. Доказательств несоответствия размера предоставленных субвенций установленным нормативам республиканского законодательства прокурором не приведены и не представлены как в иске, так и в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций.

В соответствии с установленным Порядком расходования субвенций в сфере образования, Сарпинский отдел образования как орган Сарпинского муниципального образования, исполняя сводную бюджетную роспись в рамках бюджетных правоотношений, по мере поступления средств из Министерства образования, науки и культуры, осуществляют перечисление субвенций на лицевые счета получателей средств бюджетов муниципальных образований, в том числе и Кануковской средней общеобразовательной школе.

Согласно отчету о расходовании субвенций на реализацию государственного стандарта общего образования по Сарпинскому РМО (в том числе финансирование расходов на учебники и учебные пособия), размер перечисленной министерством субвенции Сарпинскому районному отделу образования по состоянию в частности на 1 ноября 2012 года составил **** рублей (л.д. 94), в связи с чем довод иска о непредоставлении субвенции бюджету муниципального образования на реализацию государственных полномочий по финансированию расходов на учебники и учебные пособия не основан на материалах дела.

При таких обстоятельствах, выводы суда о возложении обязанности на Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год, на администрацию Сарпинского районного муниципального образования РК обязанность произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся МКОУ «Кануковская СОШ» на 2012-2013 учебный год нельзя признать законными и обоснованными, поскольку они сделаны с нарушением приведенных нормативно-правовых актов.

Статья 32 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В силу статей 44,49 Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 №49, от 30.12.2005 №854, от 20.07.2007 №459, от 18.08.2008 №617, от 10.03.2009 №216) участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Учащиеся имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно; другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися денежными средствами (статьи 76-78).

Анализ приведенного законодательства свидетельствует, что общеобразовательное учреждение самостоятельно, само за счет источников формирования финансовых ресурсов обеспечивает оснащение образовательного процесса, в том числе и комплектацию библиотеки. Непосредственно участником бюджетных правоотношений оно не является, и в рамках заявленного прокурором требований, вывод суда об обязании МКОУ «Кануковская СОШ» укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012-2013 учебный год, неправомерен.

В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Принимая во внимание изложенное и указанную норму гражданского процессуального закона, доводы прокурора о неосуществлении на региональном уровне необходимого финансирования расходов на приобретение учебников для учащихся муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кануковская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Кануковская СОШ») на 2012-2013 учебный год ничем не обоснованны.

Представленная в обоснование иска справка Главы администрации Сарпинского муниципального образования от 23 октября 2012 года свидетельствует лишь о запланированных на 2012 и 2013 годы лимитах бюджетных обязательств по каждому образовательному учреждения Сарпинского РМО, в том числе и по МКОУ «Кануковская СОШ».

Прокурором также не подтверждена документально потребность образовательного учреждения в учебниках в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях с учетом имеющихся в библиотеке Кануковской школы, а также учебников, уже приобретенных на выделенные субвенции из республиканского бюджета на пополнение фонда школьной библиотеки. Данные обстоятельства не приведены в исковом заявлении, не представлены такие доказательства в суд первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

При этом резолютивная часть решения должна отвечать требованиям полноты, четкости и определенности, излагаться четко, в императивной форме, чтобы у сторон и других лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя не было сомнений в ее содержании и решение не вызывало затруднений при его исполнении. В резолютивной части решения должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по требованиям, какие конкретно действия, в каком размере и в чью пользу должен его произвести, срок исполнения (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ).

Между тем резолютивная часть решения суда первой инстанции не соответствует приведенным выше требованиям закона.

Указание суда в резолютивной части о возложении обязанности на Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия выделить средства на финансирование расходов за счет республиканского бюджета вызывает сомнение и заведомое неисполнение, поскольку правом распоряжения республиканским бюджетом Министерство образования, культуры и науки не обладает, соответственно выделять денежные средства за счет республиканского бюджета оно не может.

Резолютивная часть решения содержит формулировку «необходимого количества учебников», которая неясна, неопределенна, вызывающая затруднение при исполнении решения суда, и вероятно невозможность его исполнения. Не указан и срок исполнения действий.

При таких обстоятельствах, решение суда ввиду неправильного применения норм материального, процессуального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,

определила:

Решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 17 декабря 2012 г. отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия к Министерству образования, культуры и науки, администрации Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Кануковская средняя общеобразовательная школа» об обязании Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия выделить за счет республиканского бюджета средства на финансирование расходов на приобретение в необходимом количестве учебников для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения «Кануковская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год, обязании администрацию Сарпинского районного муниципального образования Республики Калмыкия произвести за счет выделенных средств финансирование расходов на приобретение учебников для учащихся муниципального казенного образовательного учреждения «Кануковская средняя общеобразовательная школа» на 2012-2013 учебный год, обязании муниципальное казенное образовательное учреждение «Кануковская средняя общеобразовательная школа» укомплектовать библиотеку в необходимом количестве учебниками на 2012-2013 учебный год отказать.

Апелляционную жалобу ответчика Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия удовлетворить.

Председательствующий А.А. Пюрвеева

Судьи Н.А. Басангов

Т.А. Шовгурова