ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6042 от 01.06.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Матвеева Л.Н.

Докладчик: Ларионова С.Г. Дело № 33-6042

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в

составе: председательствующего Ларионовой С.Г.

судей Зайцевой Е.Н., Черной Е.А.

с участием прокурора Тимощук Л.А.

при секретаре Филиппове А.Н.

заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» ФИО5 на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 14 марта 2017 года по иску Кемеровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровский транспортный прокурор обратился с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании совершить действия.

Требования мотивированы тем, что во исполнение задания Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на станциях. В результате проверки установлено, что железнодорожная станция Кемерово (реестровый номер - ЖСГ 506492) включена в реестр категорированных объектов ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о категорировании получено ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожной станции Кемерово, расположенной по адресу: <...>, присвоена 2 категория безопасности. Планы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - План транспортной безопасности) станции Кемерово разработаны и утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Для реализации Плана транспортной безопасности на всех перечисленных станциях в указанных Планах установлены сроки реализации Плана с момента утверждения. Согласно п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ) железнодорожная станция Кемерово является объектом транспортной инфраструктуры. План обеспечения транспортной безопасности станции Кемерово разработан и утвержден 08.09.2015 г. Срок реализации Плана транспортной безопасности по каждому требованию установлен 3 месяца по каждой станции с момента его утверждения. В ходе проверки установлено, Плана транспортной безопасности не реализован, несмотря на то, что сроки истекли.

В ходе проверки установлено, что в нарушение Приказа №43 на станции Кемерово отсутствуют контрольно-пропускной пункт и пост транспортной безопасности, устройства мобильных средств связи, система видеонаблюдения, устройства, запоминающее речевые сообщения. Проверкой установлено, что на станции Кемерово не установлена система контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте; что штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования на станции не укомплектованы. Проектно-сметная документация по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга не разработана. На станции отсутствуют ручные металлодетекторы (основное и резервное), а также устройства, обеспечивающие обнаружение взрывчатых веществ, отсутствует ограждение границ зоны транспортной безопасности, на станции отсутствуют серверы сбора информации, обработки и передачи. Договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства не заключен.

Отсутствие реализации разработанного и утвержденного плана транспортной безопасности железнодорожной станции Кемерово не позволяет должным образом реализовать меры по обеспечению надлежащей защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а следовательно, может привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут стать жертвами акта незаконного вмешательства - пассажиров железнодорожного транспорта, работников ОАО «РЖД» и иных лиц, которые могут оказаться в пределах станции Кемерово.

На основании изложенного, истец просит: обязать ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала - Западно-Сибирской дирекции управления движением, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу на станции Кемерово:

1) обеспечить контрольно-пропускным пунктом и постом транспортной безопасности, оснастить устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте;

2) укомплектовать штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования;

3) разработать проектно-сметную документацию по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга;

4) оснастить ручными металлодетекторами (основным и резервным), устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи;

5) установить ограждение границ зоны транспортной безопасности;

6) заключить договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 14 марта 2017 года постановлено:

Исковые требования Кемеровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги», в лице филиала - Западно-Сибирской дирекции управления движением на станции Кемерово:

1) обеспечить контрольно-пропускным пунктом и постом транспортной безопасности, оснастить устройствами мобильных средств связи, системой видеонаблюдения, устройством, запоминающим речевые сообщения, системой контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте;

2) укомплектовать штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования;

3) разработать проектно-сметную документацию по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга;

4) оснастить ручными металлодетекторами (основным и резервным), устройствами, обеспечивающими обнаружение взрывчатых веществ, серверами сбора информации, обработки и передачи;

5) установить ограждение границ зоны транспортной безопасности;

6) заключить договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.

Срок исполнения решения - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» ФИО5 решение просит отменить, указывая, что судом необоснованно не принято во внимание отсутствие требований к сертификации инженерно-технических средств. Данные требования вступили в законную силу после обращения истца в суд, в связи с этим на тот момент данное право у транспортного прокурора отсутствовало. Также судом не принято во внимание отсутствие в ФГП ВО ЖДТ аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности, что делает невозможным исполнение данного решения в настоящее время.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ОАО «РЖД» ФИО6, поддержавшего доводы жалобы, выслушав прокурора Тимощук Л.А., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Железнодорожный вокзал относится к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку в силу п. 1 ст. 2 ФЗ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Пунктом 5 ст. 1 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" также установлено, что железнодорожные вокзалы и станции являются объектами транспортной инфраструктуры.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 8 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти (ч. 4).

На основании ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» (далее - Приказ № 43).

В соответствии с п.4 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43 требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических или физических лиц, находящихся на ОТИ (объект транспортной инфраструктуры) и/или ТС.

Во исполнение указанного Закона и Приказа разработан и утвержден 08.09.2015 г. План обеспечения транспортной безопасности станции Кемерово.

Срок реализации Плана транспортной безопасности по каждому требованию установлен 3 месяца по каждой станции с момента его утверждения.

Материалами дела установлено, что во исполнение задания Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Кемеровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности на станциях, в результате проведения которой установлено, что сроки для реализации Плана транспортной безопасности истекли, однако, план транспортной безопасности станции Кемерово не реализован.

Не исполнены мероприятия, указанные в главе 22 Плана обеспечения транспортной безопасности, что подтвердил представитель ответчика, а именно: на станции Кемерово отсутствуют контрольно-пропускной пункт и пост транспортной безопасности, устройства мобильные средства связи, система видеонаблюдения, устройства, запоминающее речевые сообщения; не установлена система контроля и управления доступом на контрольно-пропускном пункте; штаты контрольно-пропускного пункта, поста обеспечения транспортной безопасности, группы быстрого реагирования на станции не укомплектованы; проектно-сметная документация по оснащению системами видеонаблюдения, видеоидентификации, видеомониторинга не разработана; на станции Кемерово отсутствуют ручные металлодетекторы (основное и резервное), а также устройства, обеспечивающие обнаружение взрывчатых веществ; на станции Кемерово отсутствует ограждение границ зоны транспортной безопасности; на станции Кемерово отсутствуют серверы сбора информации, обработки и передачи; договор с подразделением транспортной безопасности на защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства не заключен.

Выявленные нарушения закона ответчиком не оспариваются.

С учетом того, что указанные нарушения, допущенные ответчиком, являются существенными, нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие реализации разработанного и утвержденного Плана транспортной безопасности железнодорожной станции Кемерово не позволяет должным образом реализовать меры по обеспечению надлежащей защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении в полном объеме требований, заявленных Кемеровским транспортным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, установив факт неисполнения разработанного и утвержденного плана безопасности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы о невыполнений требований действующего законодательства по независящим от ОАО "РЖД" причинам, так как только 30.03.2017 года был определен порядок сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, установленный частью 8 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ, судебной коллегией отклоняются, поскольку ранее данный порядок был определен положениями Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", который в силу прямого указания ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" являлся действующим правовым регулятором, устанавливающим требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии с федеральным законом от 09.02.2007 года N 16-ФЗ применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 указанного закона.

Также судебная коллегия отклоняет и доводы жалобы относительно невозможности исполнить требования плана по комплектованию штата КПП, ПТБ сотрудниками ФГП ВО ЖДТ по обеспечению транспортной безопасности, поскольку как следует из ответа начальника Тайгинского центра организации работы железнодорожных станций ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Кемеровской транспортной прокуратуры данное мероприятие не выполнено по причине необходимости финансовых вложений. Более того, ответчиком не предоставлено доказательств того, что ФГП ВО ЖДТ уклоняется от комплектования штата КПП, ПТБ по какой-либо иной причине.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для гражданского дела, определены судом правильно, выводы суда полностью подтверждаются исследованными при рассмотрении дела доказательствами, нормы материального и процессуального права применены судом обоснованно, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Заводского районного суда г.Кемерово от 14 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» ФИО5 – без удовлетворения.

Председательствующий: Ларионова С.Г.

Судьи: Зайцева Е.Н.

ФИО1