Судья: Падалкина Е.Ю. Дело № 33-6048/2013
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 03 июля 2013 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дороднова Г.И.,
судей Бушминой А.Е., Коневой С.И.
при секретаре П.К.В.
с участием прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Евтюшкина А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «…» Ч.В.В.
на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 апреля 2013 года по гражданскому делу по иску Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «…»о признании бездействия по не предоставлению информации в 2012 году о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в отдел ГОЧС администрации Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области незаконным, обязании предоставить информацию,
УСТАНОВИЛА :
Павловский городской прокурор обратился в Павловский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «…»о признании бездействия по не предоставлению информации в 2012 году о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в отдел ГОЧС администрации Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области незаконным, об обязании предоставить информацию.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения на территории района законодательства о гражданской обороне, в ходе которой установлено, что ООО «…»не направляло информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в 2012 году в отдел ГОЧС Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Бездействие ООО «…»по непредставлению указанной информация может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц на своевременное оказание помощи при возникновении чрезвычайной ситуации
Павловский городской прокурор просил суд:
- признать бездействие ООО «…»по не предоставлению информации в 2012 году о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в отдел ГОЧС администрации Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области незаконным;
- обязать ООО «…»предоставить информацию за «…»года о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в отдел ГОЧС администрации Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 24 апреля 2013 года иск Павловского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «…»удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ООО «…»Ч. В.В. просил решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 апреля 2013 года отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что исходя из Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» следует, что организации могут создавать объекты и средства защиты, но только по своей воле. Организации могут быть включены в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций только на основании распоряжения компетентных органов, и осуществляют свою деятельность в рамках единой государственной системы на основании Положений, утвержденных в установленном Законом порядке, в котором отражены права и обязанности конкретной организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нормативный документ ОМСУ Павловского муниципального района или органа, уполномоченного на решение задач в области ГОЧС по определению номенклатуры, объемов СИЗ в запасах (резервах), создании и содержании запасов (резервов) СИЗ, осуществлении контроля за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ, перечень организаций, которые должны осуществлять накопление запасов СИЗ (резервов) для обеспечения ими своих работников, не представлен.
Павловский городской прокурор направил в суд возражения на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании прокурор против удовлетворения жалобы возражал. Просил оставить решение без изменения.
В судебное заседание другие лица не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Представитель ГУ МЧС России по Нижегородской области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.4 ст.18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно ст. 55 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
1. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара должны обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия на них опасных факторов пожара.
3. Средства индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания) должны обеспечивать их безопасность в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или в течение времени, необходимого для проведения специальных работ по тушению пожара. Средства индивидуальной защиты людей могут применяться как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных, участвующих в тушении пожара.
Согласно п.2, п.7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379:
2 Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
7. Информация о накопленных запасах представляется:
а) организациями - в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены.
Согласно подпункту 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 868) МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции: 2) разрабатывает и утверждает (устанавливает): положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Согласно подпункту 1 пункта 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МЧС России в пределах своей компетенции: издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
В соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС РФ от 21.12.2005 года №993:
1. Настоящее Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими населения.
2. Предоставление населению СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
4. Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
25. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
27. Организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
29. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) ежегодно направляется в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
Согласно п.3, п. 6 Постановления Правительство Нижегородской области от 14 ноября 2012 г. № 817 о мерах по организации обеспечения населения Нижегородской области средствами индивидуальной защиты:
3. Рекомендовать осуществлять обеспечение СИЗ:
организациям независимо от их организационно-правовой формы - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения в соответствии с Приказом.
6. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области и организациям независимо от их организационно-правовой формы:
уточнить номенклатуру и объемы накапливаемых СИЗ в запасах (резервах), содержать запасы (резервы) средств индивидуальной защиты, осуществлять контроль за накоплением, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ;
разработать планы выдачи СИЗ;
организовать работу по созданию пунктов выдачи СИЗ в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации работы пунктов выдачи СИЗ населению, разработанными ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Таким образом, из вышеперечисленных нормативных актов следует, что организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны ежегодно в обязательном порядке представлять в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов), всеми организациями независимо от их форм собственности.
Предметом настоящего спора является обязанность ответчика представить информации о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в отдел ГОЧС Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной проверки Павловской городской прокуратурой выявлено, что ответчик не направлял в 2012 году в отдел ГОЧС Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов).
Нарушение требований законодательства в области гражданской обороны, подтверждается материалами дела. Данный факт представителем ответчика не оспаривался, доказательств обратного суду не представлено.
При этом из объяснений представителя ГУ МЧС России в судебном заседании 24.04.2013 г. в городском суде (л.д.44-оброт) следует, что ООО «…»укомплектовано СИЗ.
Однако, не смотря на наличие СИЗ, ответчик в нарушение норм законодательства не представил информации об этом в отдел ГОЧС Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что ненадлежащее выполнение ответчиком обязанности ежегодно направлять информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России, может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на своевременное оказание помощи при возникновении чрезвычайной ситуации ввиду недостаточной информированности государственных и муниципальных органов гражданской обороны об этих резервах.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора, признал незаконным бездействие ответчика по непредставлению указанной информации и обязал ответчика предоставить соответствующую информацию в отдел ГОЧС администрации Павловского района и территориальное отделение надзорной деятельности по Павловскому району ГУ МЧС России по Нижегородской области.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что исходя из Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» следует, что организации могут создавать объекты и средства защиты, но только по своей воле.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами апелляционной жалобы, поскольку в соответствии с п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309) к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Таким образом, указанный порядок не регулирует вопросы обеспечения населения, работников организаций СИЗ, а также не регулирует вопрос представлениям организациями сведений о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что организации могут быть включены в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций только на основании распоряжения компетентных органов, и осуществляют свою деятельность в рамках единой государственной системы на основании Положений, утвержденных в установленном Законом порядке, в котором отражены права и обязанности конкретной организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нормативный документ ОМСУ Павловского муниципального района или органа, уполномоченного на решение задач в области ГОЧС по определению номенклатуры, объемов СИЗ в запасах (резервах), создании и содержании запасов (резервов) СИЗ, осуществлении контроля за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ, перечень организаций, которые должны осуществлять накопление запасов СИЗ (резервов) для обеспечения ими своих работников, не представлен.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами апелляционной жалобы, поскольку обязанность ответчика представлять информацию о СИЗ предусмотрена ст.9, ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст.14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 7а) Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379, п.27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС РФ от 21.12.2005 года №993, и не связана с включением или не включением организации в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также не зависит от принятия ОМСУ Павловского муниципального района или органа, уполномоченного на решение задач в области ГОЧС, нормативного документа, устанавливающего перечень организаций, которые должны осуществлять накопление запасов СИЗ (резервов) для обеспечения ими своих работников, номенклатуры и объемов СИЗ.
Ссылок, на какие-либо иные факты и доводы, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции при разрешении данного спора основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам ст.ст. 67, 71 ГПК РФ.
При рассмотрении данного спора правильно определены обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 24 апреля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «…»Ч.В.В. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: