ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6049/18 от 30.11.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Толошинов П.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 ноября 2018 года № 33-6049/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Чистяковой Н.М.,

судей Арсеньевой Н.П., Молоковой Л.К.,

при секретаре Кудряшовой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 сентября 2018 года, которым исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к Управлению имущественных отношений Белозерского муниципального района, администрации Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области удовлетворены.

На Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до <ДАТА> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года».

В удовлетворении иска к администрации Белозерского муниципального района – отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Арсеньевой Н.П., объяснения представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области ФИО1, судебная коллегия

установила:

приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 1 июня 2018 года № 197-О памятник архитектуры «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года», расположенный по адресу: <адрес>, включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия.

Ссылаясь на то, что выявленный объект культурного наследия не имеет собственника, не числится в муниципальной собственности Белозерского муниципального района, Глушковского сельского поселения, государственной собственности Российской Федерации, Вологодской области, отсутствие собственника у объекта культурного наследия влечет за собой его разрушение, изменение облика (в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды), что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на сохранение и развитие историко-культурного наследия, <ДАТА> Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Белозерского муниципального района о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в уполномоченный орган с заявлением о постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного.

Определением Белозерского районного суда Вологодской области от 4 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района и администрация Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании представитель истца Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что администрация района не является надлежащим ответчиком по делу. Органами местного самоуправления, уполномоченными на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, являются: в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 10 декабря 2015 года № 931 администрация Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, на территории которой находится объект культурного наследия; в соответствии с уставом Белозерского муниципального района Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района, как уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальной собственностью. Указала, что обращение в уполномоченный орган с заявлением о постановке объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

В судебном заседании представители ответчика администрации Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области ФИО4 и ФИО5 иск не признали, пояснили, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия отнесен к компетенции администрации района. Срок, в течение которого истец просит поставить объект культурного наследия на учет, является нереальным, поскольку подача заявления возможна только после изготовления кадастрового паспорта объекта культурного наследия. Средства на указанные цели в бюджете поселения не предусмотрены. Полагали, что выявленный объект культурного наследия является государственной собственностью, в связи с чем просили отказать в удовлетворении иска.

Представитель ответчика Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, ссылаясь на отсутствие у администрации сельского поселения обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества выявленного объекта культурного наследия, ставит вопрос об отмене решения суда. Указывает, что на момент принятия решения в отношении здания «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года» в соответствии с законодательством не установлены историческая, научная и культурная ценность, факт того, что объект является памятником архитектуры. Срок для исполнения судебного акта является недостаточным, так как он совпадает со сроком проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, установленным приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 1 июня 2018 года № 197-О.

Ссылаясь на нахождение объекта на территории Глушковского сельского поселения, в связи с чем финансовые затраты по постановке его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должна нести администрация сельского поселения, в апелляционной жалобе Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района ставит вопрос об изменении решения суда в части удовлетворения исковых требований к Управлению.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, приходит к выводу об его отмене в части возложения на администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о постановке на учет объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года» в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.

Удовлетворяя исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, суд первой инстанции руководствовался статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9.3, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, в соответствии с которыми недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

При этом суд принял во внимание, что выявленный объект культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года», находящийся на территории Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района, не имеет собственника, Управление имущественных отношений администрации Белозерского муниципального района осуществляет подготовку документов для постановки на бесхозяйный учет имущества с дальнейшим признанием права собственности района.

Соглашаясь с выводом суда о том, что единственным органом, обладающим в силу возложенных на него законом полномочий по подаче заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, является орган местного самоуправления, на территории которого расположен выявленный бесхозяйный объект культурного наследия, судебная коллегия полагает неправильным вывод о возложении обязанности по подаче заявления о постановке объекта на учет в качестве бесхозяйной вещи на администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области, а доводы апелляционной жалобы последней заслуживающими внимания.

Территория Глушковского сельского поселения входит в состав территории Белозерского муниципального района Вологодской области.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Частями 3, 4 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Как следует из подпункта 19 пункта 2 статьи 29 Устава Белозерского муниципального района, исполнение полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных в вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, отнесено к компетенции администрации Белозерского муниципального района.

На основании раздела 3 Положения об Управлении имущественных отношений Белозерского муниципального района, утвержденного решением представительного Собрания Белозерского муниципального района от 17 апреля 2012 года № 35, Управление осуществляет подготовку документов для постановки на бесхозяйный учет имущества с дальнейшим признанием права собственности района.

При таких обстоятельствах, поскольку сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относится к полномочиям администрации Белозерского муниципального района, а не к полномочиям Глушковского сельского поселения, подготовку документов для постановки на бесхозяйный учет имущества с дальнейшим признанием права собственности района в силу возложенных на него функций осуществляет Управление имущественных отношений Белозерского муниципального района, то возложение на администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области обязанности по постановке на учет выявленного объекта культурного наследия в качестве бесхозяйной недвижимой вещи нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене.

Довод апелляционной жалобы Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района об изменении решения суда в части возложения на него обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи выявленного объекта культурного наследия со ссылкой на обязанность несения финансовых затрат по постановке его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи Глушковским сельским поселением судебная коллегия отклоняет.

Поскольку в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, исключительно по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то финансирование этих мероприятий осуществляется тем же органом.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 сентября 2018 года в части возложения обязанности на администрацию Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области в срок до <ДАТА> обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области с заявлением о постановке на учет объекта культурного наследия «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1783 года» в качестве бесхозяйной недвижимой вещи отменить.

Принять по делу в этой части новое решение, которым Комитету по охране объектов культурного наследия Вологодской области в удовлетворении исковых требований к администрации Глушковского сельского поселения Белозерского муниципального района Вологодской области отказать.

В остальной части решение Белозерского районного суда Вологодской области от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Белозерского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: