ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-605/2012 от 28.12.2012 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

  Судья <...>          

Дело № 33-605/2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 декабря 2012 года                            г. Биробиджан                                                                         

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Дроздовой В.Ф.,

судей Кукшиновой О.М., Папуловой С.А.,

при секретаре Серебряковой Ю.А.,

         рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.11.2012, которым постановлено:

Заявление прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области, выразившееся в ненадлежащем содержании муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна», а именно несвоевременной очистки указанной дороги от снега и наледи.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» устранить допущенные нарушения ГОСТ Р 50597-93 и ВСН 7-89 при содержании муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна», а именно:

1) на всём протяжении дороги с твёрдым покрытием - устранить снежный и снежно-ледовый накат, устранить снежные валы на обочинах, очистить обочины; на всём протяжении участка дороги с пескогравийным покрытием устранить гребенчатость, колейность, поперечные волны, просадки дорожного покрытия, сформировать профиль дороги;

2) 0 км + 100 м - устранить снежные валы на обочине, устранить снежно-ледовый накат;

3) 0 км + 600 м - устранить снежные валы на обочине справа по ходу движения, устранить снежно-ледовый накат в районе обочин и по центру проезжей части;

4) 1 км + 100 м - устранить снежные валы на обочине справа по ходу движения, устранить снежно-ледовый накат у обочины слева по ходу движения и по центру проезжей части;

5) 3 км + 100 м - устранить снежные валы на обочинах, устранить снежно-ледовый накат по всей ширине проезжей части; 3 км + 650 м - устранить снежные валы на обочинах;

6) 3 км + 800 м - устранить снежные валы на обочинах, привести в соответствие с нормативными требованиями ширину проезжей части дороги, устранить снежно-ледовый накат по всей ширине проезжей части;

7) 9 км + 400 м (начало участка дороги с гравийным покрытием) - устранить гребёнку, колейность, поперечные волны, сформировать профиль дороги;

8) 10 км + 200 м - устранить гребёнку, колейность, поперечные волны, сформировать профиль дороги;

9) 12 км + 300 м - устранить гребёнку, колейность. поперечные волны, сформировать профиль дороги, просадки дорожного покрытия.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения представителя администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Мурдашева А.Е., прокурора ЕАО Витютнева К.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО (далее - администрация Биробиджанского района). Указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения администраций Биробиджанского района обязанностей по содержанию муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна».

В ходе проверки установлено, что на всём протяжении дороги с твёрдым покрытием имеется снежный и снежно-ледовый накат, необработанный противогололёдными материалами, присутствуют снежные валы на обочинах, обочины не очищены; на всём протяжении участка дороги с пескогравийным покрытием имеется гребенчатость, колейность, поперечные волны, просадки дорожного покрытия, нарушен профиль дороги; 0 км + 100 м - наличие снежных валов на обочине высотой 45 см, присутствует снежно-ледовый накат высотой 3 см; 0 км + 600 м наличие снежных валов на обочине справа по ходу движения, присутствует снежно-ледовый накат в районе обочин и по центру проезжей части; 1 км + 100 м - наличие снежных валов на обочине справа по ходу движения, присутствует снежно-ледовый накат у обочины слева по ходу движения и по центру проезжей части высотой 5 см; 3 км + 100 м - наличие снежных валов на обочинах высотой 130 см, присутствует снежно-ледовый накат по всей ширине проезжей части толщиной 5 см; 3 км + 650 м - наличие снежных валов на обочинах высотой 150 см; 3 км + 800 м - наличие снежных валов на обочинах, заужена проезжая часть дороги, присутствует снежно-ледовый накат по всей ширине проезжей части; 9 км + 400 м (начало участка дороги с гравийным покрытием) - наличие гребёнки, колейности, поперечных волн, нарушен профиль дороги; 10 км + 200 м - наличие гребёнки, колейности, поперечных волн, нарушен профиль дороги; 12 км + 300 м - наличие гребёнки, колейности, поперечных волн, нарушен профиль дороги, просадки дорожного покрытия. Таким образом, при содержании указанной автомобильной дороги нарушены требования ГОСТ Р 50597-93 и требования ВСН 7-89.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Биробиджанского района, выразившееся в не обеспечении надлежащего содержания муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна», и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании прокурор Черкесова Е.Ю. заявленные требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица администрации Биробиджанского района Гурский М.А. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в судебном порядке не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным. Дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы, отнесённые к компетенции органа местного самоуправления.

Если население, неопределённый круг лиц, считает, что органы местного самоуправления используют свои полномочия ненадлежащим образом, оно может защитить свои интересы самостоятельно путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Прокуратура не вправе подменять контролирующие органы и вмешиваться в хозяйственную деятельность.

В бюджете муниципального образования на 2012 год по разделу «Дорожное хозяйство» предусмотрено <...> рублей. По состоянию на 28.11.2012 израсходовано <...> рублей средств местного бюджета. Предусмотренные средства областного бюджета в виде субсидий в сумме <...> рублей в бюджет муниципального района не поступили. Считает, что администрация района принимает меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог, заключены договоры с ООО «Экспресс Строй» по профилированию дорожного покрытия, очистке от снега муниципальных автомобильных дорог. Согласно актам от <...> и от <...> подрядчиком оказаны услуги автогрейдера, за которые в соответствии с платёжными поручениями произведена оплата. Просил суд производство по делу прекратить.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Сухарев Е.И. просил отменить решение суда и принять по делу новое решение.

Указал, что в судебном порядке, в силу положений ст.ст. 130, 132, 133 Конституции РФ, не могут определяться цели, на которые должны использоваться средства местного бюджета и вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным.

По смыслу ст.ст. 2, 15, 17, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», если население (неопределённый круг лиц) считает, что органы местного самоуправления исполняют свои полномочия ненадлежащим образом, оно может защитить свои интересы самостоятельно путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные органы местного самоуправления.

В суд не представлены документы, отражающие требования населения относительно невыполнения полномочий со стороны администрации.

Таким образом, данный спор не подлежал рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, производство по делу подлежало прекращению в соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.

Кроме того, суду были представлены доказательства того, что администрация района организовала исполнение и непрерывно исполняет полномочия, определённые законом (справка финансового отдела о расходах на 2012 год, копии договоров с ООО «Экспресс Строй», платёжные документы, о перечислении денежных средств за выполнение работ по очистке дорог от снега).

Законодательство требует, чтобы при разрешении дела суд выяснял причины бездействия.

Правительство области фактически лишило муниципальное образование возможности исполнять свои полномочия, поскольку деньги в бюджет района из областного бюджета не поступают.

Указал, что прокуратура при осуществлении надзора за исполнением закона не должна подменять иные государственные органы, призванные осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не должна вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В суде апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО Мурдашев А.Е. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что устранить выявленные прокурором Биробиджанского района нарушения невозможно в связи с отсутствием финансирования.

Прокурор ЕАО Витютнев К.В. не согласился с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 5, п. 6 ст. 3 Устава муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАОв перечень вопросов местного значения входит: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

На основании ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждённых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ.

В деле имеется решение собрания депутатов муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» № 14 от 23.03.2012 «Об утверждении реестра муниципальной собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район», выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» ЕАО, согласно которым дорога «Желтый Яр - Русская Поляна», протяжённостью <...> км, реестровый номер <...>, является муниципальной собственностью муниципального образования.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно п. 6, п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (п. 3 ст. 15 указанного закона).

В соответствии с п. 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов, других населённых пунктов с учётом их транспортно-эксплуатационных характеристик составляет 4,5,6 часов для автомобильных дорог групп А, Б, В, по их транспортно-эксплуатационным характеристикам, соответственно.

16.11.2012 по результатам проверки состояния автомобильной дороги «Желтый Яр - Русская Поляна» составлен акт выявленных недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

На основании указанного акта, составленного с участием госинспектора ГИБДД УМВД России по ЕАО и помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО, судом установлены недостатки в содержании дороги «Желтый Яр - Русская Поляна», протяжённостью <...> км, а именно: на всём протяжении дороги с твёрдым покрытием имеется снежный и снежно-ледовый накат, не обработанный противогололёдными материалами, присутствуют снежные валы на обочинах, обочины не очищены. На всём протяжении участка дороги с пескогравийным покрытием имеется гребенчатость, колейность, поперечные волны, просадки дорожного покрытия, нарушен профиль дороги.

Данный факт подтверждён и другими доказательствами, в частности фототаблицей отдельных участков дороги. Доказательств, опровергающих данный факт, Администрацией Биробиджанского района, как того требует ст. 56 ГПК РФ, суду первой инстанции не представлено. Не представлены такие доказательства и суду апелляционной инстанции.

Суд первой инстанции, анализируя представленные доказательства в их совокупности, пришёл к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении администрацией Биробиджанского района своих обязанностей в сфере осуществления дорожной деятельности, указав, что бездействие администрации Биробиджанского района заключается в том, что им не осуществлён должный контроль за содержанием муниципальной автомобильной дороги в зимний период.

При этом судом первой инстанции верно отмечено, что заключение муниципальных контрактов с ООО «Экспресс Строй» на расчистку дорог от снега не свидетельствует о выполнении в полной мере администрацией Биробиджанского района обязанностей по осуществлению дорожной деятельности, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Акты от <...> и от <...> правомерно отклонены судом в качестве допустимых доказательств, поскольку их содержание не позволяет установить, на каких муниципальных дорогах Биробиджанского района выполнены работы, а также соответствие качества выполненных услуг требованиям ГОСТ Р 50597-93.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации муниципального района в части исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности.

Доказательств надлежащего выполнения работ по устранению выявленных недостатков по содержанию муниципальной автомобильной дороги «Желтый Яр - Русская Поляна» администрацией Биробиджанского района суду апелляционной инстанции также не представлено.

Доводыапелляционной жалобы о невозможности исполнения обязанностей в сфере осуществления дорожной деятельности в связи с не поступлением в бюджет района денежных средств, а также об отсутствии документов, отражающих требования населения относительно невыполнения полномочий со стороны администрации, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку в силу закона ответственность по содержанию автомобильных дорог местного значения лежит именно на администрации Биробиджанского района.

Доводы жалобы о том, что вмешательство в компетенцию органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения является незаконным, в связи с чем, производство по делу подлежало прекращению, основан на неверном толковании норм материального права.

Выявив нарушения в сфере осуществления дорожной деятельности, затрагивающие права неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку и обеспечение безопасности дорожного движения, прокурор Биробиджанского района обратился в суд с заявлением, реализовав при этом полномочия, предоставленныеч. 1 ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.

В настоящем случае, учитывая бездействие администрации Биробиджанского района в части исполнения, возложенной законом обязанности по осуществлению дорожной деятельности, права неопределённого круга лиц, в интересах которогообратился прокурор, признаются нарушенными и подлежащими судебной защите.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что требования прокурора Биробиджанского района ЕАО являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции в нарушение ч. 2 ст. 206 ГПК РФ не установил в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поэтому судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить и установить срок устранения нарушений, допущенных при содержании муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна» до 15.01.2013.

Устанавливая срок исполнения возложенной судом обязанности, судебная коллегия считает его разумным, определённым с учетом времени необходимого для проведения соответствующих работ по ликвидации зимней скользкости и очистке автомобильной дороги от снега.

Исключению из резолютивной части решения подлежит указание об обязании администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области сформировать профиль дороги, поскольку под этими действиями в данном случае предполагается устранение в зимнее время гребёнки, колейности, поперечных волн дорожного покрытия автомобильной дороги.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть решения в иной редакции, указав вместо слов «устранить снежный и снежно-ледовый накат, снежные валы на обочинах» слова «ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость, удалить снежные валы за пределы земляного полотна в соответствии с п. 3 ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», п. 4.1, 4.1.2 ВСН 7-89 «Указания по строительству, ремонту и содержанию гравийных покрытий», Распоряжением Федерального дорожного агентства № 296-р от 14.04.2010 «Об издании и применении ОДМ 218.8.002-2010 «Методические рекомендации по зимнему содержанию автомобильных дорог с использованием специализированной гидрометеорологической информации», п. 13 Приказа Министерства транспорта РФ № 160 от 12.11.2007 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.11.2012 изменить и изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Заявление прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области и понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области по несвоевременной очистке муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна» от снега и ликвидации зимней скользкости.

Обязать администрацию муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области в срок до 15.01.2013 устранить нарушения, допущенные при содержании муниципальной автомобильной дороги «Жёлтый Яр - Русская Поляна», а именно:

1) на всём протяжении дороги с твёрдым покрытием - ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость, снежные валы удалить за пределы земляного полотна; на всём протяжении участка дороги с пескогравийным покрытием устранить гребенчатость, колейность, поперечные волны, просадки дорожного покрытия;

2) 0 км + 100 м - снежные валы удалить за пределы земляного полотна, ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость;

3) 0 км + 600 м - снежные валы на обочине справа по ходу движения удалить за пределы земляного полотна, ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость в районе обочин и по центру проезжей части;

4) 1 км + 100 м - удалить снежные валы на обочине справа по ходу движения за пределы земляного полотна, ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость у обочины слева по ходу движения и по центру проезжей части;

5) 3 км + 100 м - удалить снежные валы за пределы земляного полотна, ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость на ширину проезжей части; 3 км + 650 м - удалить снежные валы за пределы земляного полотна;

6) 3 км + 800 м - удалить снежные валы за пределы земляного полотна, привести в соответствие с нормативными требованиями ширину проезжей части дороги, ликвидировать снежный накат и зимнюю скользкость по всей ширине проезжей части;

7) 9 км + 400 м (начало участка дороги с гравийным покрытием) - устранить гребёнку, колейность, поперечные волны;

8) 10 км + 200 м - устранить гребёнку, колейность, поперечные волны;

9) 12 км + 300 м - устранить гребёнку, колейность, поперечные волны, просадки дорожного покрытия.

Апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Биробиджанский муниципальный район» Еврейской автономной области оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи