ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6066/2017 от 14.09.2017 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело

Строка г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 сентября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Квасовой О.А.

судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,

при секретаре Курякиной Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску Дымова Михаила Федоровича к Департаменту здравоохранения Воронежской области, бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1» о возложении обязанности по обеспечению, лекарственным препаратом «Экулизумаб», за счет средств бюджета Воронежской области, возложении обязанности по оформлению назначения терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб», в соответствии со стандартами № 1750Н от 29.12.2012 года, клиническими рекомендациями по диагностике и лечению аГУС, в соответствии с режимом введения и дозировками, установленными Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, признании незаконным отказа в назначении терапии,

по апелляционным жалобам Департамента здравоохранения Воронежской области и БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1»,

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 02 мая 2017 года

(судья Сапрыкина И.А.)

У С Т А Н О В И Л А:

Дымов М.Ф., обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Воронежской области, бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1» о возложении обязанности по обеспечению, лекарственным препаратом «Экулизумаб», за счет средств бюджета Воронежской области, возложении обязанности по оформлению назначения терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб», в соответствии со стандартами № 1750Н от 29.12.2012 года, клиническими рекомендациями по диагностике и лечению аГУС, в соответствии с режимом введения и дозировками, установленными Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, признании незаконным отказа в назначении терапии, указав в обоснование требований, что он, является инвалидом 1 группы. В ноябре 2016 года у него, специалистами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, было диагностировано <данные изъяты> (далее - <данные изъяты> В связи с поставленным диагнозом, экспертами в области лечения <данные изъяты> с учетом крайне тяжелого течения заболевания, по жизненным показаниям ему было рекомендовано незамедлительно начать лечение препаратом «Экулизумаб».

30.11.2016 года он обратился в Департамент здравоохранения Воронежской области с заявлением о внесении его данных в Федеральный регистр больных страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности и его региональный сегмент, а так же организовать жизненно необходимую терапию препаратом «Экулизумаб».

Согласно сообщению Департамента здравоохранения Воронежской области № 09-Д-5460/1 от 18.01.2017 года он внесен в Федеральный регистр больных страдающих, жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности и его региональный сегмент, с диагнозом <данные изъяты>. В соответствии с заключением врачей-специалистов БУЗ ВО ВОКБ №1 рекомендовано продолжение гемодиализа в плановом порядке, а также проведение консервативной терапии. При этом вопрос об обеспечении препаратом «Экулизумаб» не решен.

Считая, свои права нарушенными он обратился в суд и просил, с учетом уточнений, обязать Департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить его за счет средств бюджета Воронежской области, лекарственным препаратом «Экулизумаб» (Солирис) в соответствии со стандартом от 29 декабря 2012 года №1750н и режимом введения и дозировками, установленными Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, обязать БУЗ ВО ВОКБ №1 оформить назначение терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб», в соответствии со стандартами №1750Н от 29.12.2012 года, клиническими рекомендациями по диагностике и лечению аГУС, в соответствии с режимом введения и дозировками, установленными специалистами Первым МГМУ им. И.М. Сеченова, признать незаконным отказ врачебной комиссии БУЗ ВО ВОКБ №1, в назначении терапии препаратом «Экулизумаб» (т. 1 л.д. 3-8, 106-112).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 02 мая 2017 года исковые требования Дымова М.Ф. были удовлетворены частично, постановлено:

Признать отказ врачебной комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области «Воронежская областная клиническая больница № 1» в назначении терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб» незаконным.

Обязать Департамент здравоохранения Воронежской области, за счет средств бюджета Воронежской области, обеспечить Дымова Михаила Федоровича лекарственным препаратом «Экулизумаб» (Солирис), в соответствии с режимом введения и дозировками, установленными Первым МГМУ им. И.М. Сеченова.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении остальных требований Дымову М.Ф. отказать (т. 1 л.д. 207, 208-215).

На данное решение суда представителем Департамента здравоохранения Воронежской области была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств, и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы полагает, что суд не учел факт отсутствия такого заболевания, как атипичный гемолитико-уремический синдром в «Международной классификации болезней МКБ-10» и в Перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года № 403, поскольку в указанных документах под кодом D59.3 содержится наименование заболевания гемолитико-уремический синдром. Также апеллянт ссылается на то, что врачебная комиссия БУЗ ВО ВОКБ №1 не отказывала истцу в назначении терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб». Также, по мнению апеллянта, отсутствуют медицинские показания для назначения Дымову М.Ф. указанного лекарственного препарата, так как одним из противопоказаний при назначении препарата «Экулизумаб» (Солирис) является наличие у больных заболеваний связанных с нарушением функций почек и печени, а у истца имеется <данные изъяты>. К тому же отсутствуют клинические исследования, подтверждающие тот факт, что «Экулизумаб» эффективнее рекомендованного истцу при обострении аГУС плазмообмена (т. 2 л.д. 37-43).

В апелляционной жалобе БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, и принятии нового решения, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апеллянт полагает, что суд не учел факт отсутствия такого заболевания, как атипичный гемолитико-уремический синдром в «Международной классификации болезней МКБ-10», которая является единым нормативным документом для формирования системы учета заболеваемости и смертности, в Перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года № 403, поскольку в указанных документах под кодом D59.3 содержится наименование заболевания гемолитико-уремический синдром, при этом иные заболевания, в названии которых присутствует слово «атипичный (ая, ое)» имеют коды, отличные от кода «типичного» заболевания. Считает, что БУЗ ВО ВОКБ №1 не должно было назначать Дымову М.Ф. спорный препарат. Поскольку он находился в БУЗ ВО ВОКБ №1 на стационарном лечении в кардиохирургическом отделении №1 с основным диагнозом «<данные изъяты>. <данные изъяты>», а спорный диагноз «аГУС», не входящий в МКБ-10, врачами-специалистами БУЗ ВО ВОКБ №1 не указан в качестве основного заболевания, равно как не указан и врачами клиники кардиологии Первого МГМУ имени И.М. Сеченова (госпитализация истца в кардиологическом отделении с 23 октября по 15 ноября 2016 года), так как согласно письму Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 14-9/10/2-4150 и МКБ-10, основным считается то заболевание (травма, отравление), которое само по себе или через свои осложнения явилось поводом для обращения за медицинской помощью, стало причиной госпитализации и (или) смерти. При наличии более одного заболевания, основным считают то, на долю которого пришлась наибольшая часть использованных медицинских ресурсов. Кроме того, суд не учел, что БУЗ ВО ВОКБ №1 не назначает лекарственные препараты амбулаторным больным, а согласно Приказу Минздрава России от 20.12.2012 года № 1175н, не допускается выписывание рецептов на лекарственные препараты для лечения граждан имеющих право на бесплатное получение лекарственных препаратов медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь стационарно или в условиях дневного стационара. Лицензией, имеющийся у БУЗ ВО ВОКБ №1, не предусмотрено оказание
первичной медико-санитарной помощи пациентам, как установлено стандартом лечения спорного заболевания, находящимся на
стационарном этапе лечения. Также апеллянт ссылается на отсутствие отказа истцу в назначении терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб» со стороны врачебной комиссии БУЗ ВО ВОКБ №1. Считает, что ни одно из исследований не подтвердило наличие у пациента Дымова М.Ф. тромботической микроангиопатии, характерной для спорного заболевания (т. 2 л.д. 78-89).

В дополнении к апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Воронежской области указывает, что после вынесения решения суда первой инстанции, Дымов М.Ф. был исключен из регионального сегмента Федерального регистра больных страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности от 23.06.2017 года.

В судебное заседание явились: представитель истца - Дымова О.В., представитель БУЗ ВО ВОКБ №1 – Черникова Г.Н., представитель Департамента здравоохранения Воронежской области – Попов А.Ю. Другие лица не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения на них, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дымов М.Ф. является инвалидом 1 группы. Специалистами Первого МГМУ им. И. М. Сеченова в ноябре 2016 года ему было диагностировано редкое (орфанное) гематологическое заболевание - <данные изъяты>. Как следует из выписного эпикриза из истории болезни №55129/16 выданной Клиникой кардиологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, Дымову М.Ф., по жизненным показаниям рекомендовано незамедлительно начать лечение препаратом «Экулизумаб», в режиме индукционной терапии: по 900 мг внутривенно капельно 1 раз в неделю № 4 (четыре инфузии). На пятой неделе вводится 1 200 мг препарата, после чего следует переходить к режиму поддерживающей терапии - по 1 200 мг «Экулизумаб» 1 раз в две недели. Потребность в препарате «Экулизумаб» для проведения курса индукционной терапии составляет 16 флаконов. Препарат назначен по жизненным показаниям, аналога ему не имеется.

Согласно ст.44 ФЗ от 21.11. № 323-ФЗ, редкими (орфанными) заболеваниями, которые имеют распространенность не более 10 случаев на 100 тысяч населения(ч.1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется упорлномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч.2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утвердает перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (ч.3).

В соответствии с ч.4 ст.44 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ в целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с ч.3 настоящей статьи, лекарственными препаратами осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения федерального реестра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, и его «регионального сегмента» утвержен порядок ведения регистра, а также Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который включено заболевание «гемолитико-уремический синдром» (код D 59.3).

30.11.2016 года Дымовым М.Ф. подано заявление в Департамент здравоохранения Воронежской области об обеспечении его вышеуказанным лекарственным препаратом и включении его в регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями.

Письмом от 18.01.2016 года Дымову М.Ф. было сообщено о включении его в регистр, в обеспечении препаратом было отказано, со ссылкой на решение врачебной комиссии БУЗ ВО ВОКБ № 1 от 26.12.2016 года.

Согласно ст.48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии офрмляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Согласно протоколу лечебно-контрольной подкомиссии по назначению лекарственных средств врачебной комиссии ВУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» № 14 от 26.12.2016 года Дымову М.Ф. было дано заключение о включении его в Федеральный регистр лиц страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, с диагнозом <данные изъяты>

Терапия препаратом, назначенным специалистами Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, обеспечена не была. В заключении указано, что с учетом имеющийся у Дымова М.Ф. патологии сердца, для оценки пользы и риска применения препарата «Экулизумаб» в адрес ведущего специалиста в области лечения aГУС - профессора кафедры нефрологии и гемодиализа НПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Козловской Н.Л., направить письмо с перечнем вопросов, касающихся назначения данного препарата при кардиологической патологии и возможных осложнений при его применении.

22.03.2017 года протоколом заседания лечебно-контрольной подкомиссии врачебной комиссии БУЗ ВО «Воронежская областная клиническая больница № 1» были сделаны выводы о возможном наличии <данные изъяты><данные изъяты>. Лечение препаратом Экулизумаб не рекомендовано.

На момент заседания данной комиссии ответа от профессора кафедры нефрологии и гемодиализа,д.м.н. Н.Л.Козловской, по поставленным вопросам в протоколе от 26.12.2016 года, получено не было.

Удовлетворяя исковые требования Дымова М.Ф.о признании отказа в назначении врачебной комиссии БУЗ ВО ВОКБ №1 терапии лекарственным препаратом «Экулизумаб» и обязании департамент здравоохранения Воронежской области обеспечить Дымова М.Ф. лекарственным препаратом, суд первой инстанции исходил из того, что данный лекарственный препарат включен в перечень ЖНВЛП, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 года № 2724-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов на 2016 год», по жизненным показаниям необходим истцу, являющегося инвалидом 1 группы и имеющего заболевание «<данные изъяты>, которое предусмотрено Перечнем жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года № 403.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, по следующим основаниям.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст.4 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

В силу ст.10 ФЗ № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно ст.11 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускается.

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Федеральным законом от 17.07.1999 г.№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей инвалидов.

Согласно ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

Согласно Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 1750н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при атипичном гемолитико-уремическом синдроме» (динамическое наблюдение, лечение), препарат Экулизумаб входит в стандарт лечения. и с учетом его назначения Дымову М.Ф. клиникой коордиологии, включения его в регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и наличии диагноза « <данные изъяты>», в силу ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ, решение врачебной комиссии о назначении препарата как такового не требовалось.

Наличие в обязательном порядке решения врачебной комиссии необходимо в случаи если препарат не входит в стандарт лечения конкретного заболевания.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный перечень входит заболевание «гемолитико-уремический синдром».

В суде апелляционной инстанции представитель БУЗ ВО ВОКБ № 1 пояснил, что Дымов М.Ф. не является их пациентом, на стационарном лечении в их больнице находился с связи с другим заболеванием, лечащего врача у него нет, ответственность за его состояние здоровья больница не несет. Протокол врачебной комиссии от 26.12.2016 года был составлен в связи с обращением Департамента здравоохранения и привлечения больницы в качестве ответчика. Полагает, что действия врачебной комиссии законны и обоснованы, не назначение Дымову М.Ф. препарата, не нарушает его интересов, т.к. препарат имеет противопоказания для больных связанных с нарушением функции почек и печени, что имеется у истца. Не оспаривает факт того, что в данной сложной ситуации, специалисты больницы вынуждены были прибегнуть к консультации специалистов НИИ нефрологии в лице профессора Добронравова В.А. и профессора кафедры нефрологии и гемодиализа НПО Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Козловской Н.Л. и с учетом этого был составлен протокол от 22.03.2017 года, которым было не рекомендовано применение Экулизумаба.

Однако данная позиция ответчика противоречит собранным по делу доказательствам.

Так в суде ФИО1 инстанции по средствам видеоконференц-связи в качестве специалиста был допрошен главный нефролог Северо-западного федерального округа, заместитель директора НИИ нефрологии, профессор, доктор медицинских наук Добронравов В.А., который пояснил, что в настоящее время клинических данных бесспорно свидетельствующих о наличии у Дымова М.Ф. такого заболевания как <данные изъяты> не имеется, однако как протекала болезнь в 2014 году, ему не известно. При этом указал, что явных противопоказаний для применения препарата «Экулизумаб» у Дымова М.Ф. не имеется.

Допрошенная в качестве специалиста профессор кафедры нефрологии и гемодиализа НПО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Козловская Н.Л. суду пояснила, что наблюдала больного Дымова М.Ф., который находился на обследовании в клинике. У больного диагностирован <данные изъяты>, исходя из анемнеза и имеющихся медицинских показателей. Кроме того, подтвердила необходимость проведения лечения препаратом Экулизумаб, поскольку иных лекарственных средств не существует. При этом, указала, что проведение плазмотерапии, являющейся первой ступенью в лечении заболевания, диагностированного у истца, согласно клиническим рекомендациям по диагностике и лечению <данные изъяты>, в случае пациента Дымова М.Ф. неэффективно, с учетом течения болезни. Так же указала, что препарат необходим Дымову М.Ф. по жизненным показателям незамедлительно.

В качестве специалиста допрошена профессор кафедры профилактической и неотложной кардиологии Клиники кардиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова- Полтавская М.Г., которая указала, что степень пользы применения препарата значительно превышает степень риска с учетом имеющегося у Дымова М.Ф. заболевания <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что препарат противопоказан ФИО2 и у него отсутствуют правовые основания для его получения, у суда ФИО1 инстанции не имелось.

Утверждение ответчика в апелляционной жалобе о том, что «атипичный гемолитико-уремический синдром» и «гемолитико-уремический синдром» являются разными заболеваниями, необоснованно, и не может быть принято судебной коллегией, т.к. оно не подтверждено какими-либо доказательствами, со ссылкой на нормативные и локальные нормативные акты. По неясным причинам данный довод не приводился ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции и не являлся предметом исследования суда.

Из положений раздела 4 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273, следует, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных заболеваний), приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Лекарственный препарат Экулизумаб имеющий торговое наименование «Солирис» зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном порядке и Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 года № 2724-р препарат внесен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, и распоряжением Правительства от 28.12.2016 года № 2885-р внесен в перечень на 2017 год.

Согласно статье 15 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, входит в перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации, при этом средства на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Доводы апелляционной жалобы Департамента здравоохранения Воронежской области о том, что Дымов М.Ф. в настоящее время исключен из регистра, не могут явиться основанием для отмены решения суда, т.к. данное исключение было произведено после вынесения решения суда первой инстанции, не являлось предметом его рассмотрения, судебной коллегией новые доказательства, в виде протокола от 7.06.2017 года, не были приняты в рамках данного апелляционного производства.

Частью 9 статьи 83 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Установленное в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, направлено на совершенствование организационно-правового механизма государственного гарантирования права на охрану здоровья граждан, учитывает ранее сложившиеся подходы, связанные с распределением ответственности и взаимодействием органов различных территориальных уровней государственной власти применительно к данным отношениям, и тем самым обеспечивает основанную на принципе поддержания доверия населения к действиям публичной власти разумную стабильность и предсказуемость законодательной политики в области охраны здоровья граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 года №1403 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», согласно которой за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, а также обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В 2017 году оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи осуществляется в рамках территориальных программ государственных гарантий, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ.

Постановлением Правительства Воронежской области от 25.12.2014 года № 1206 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на территории Воронежской области (далее - Программа госгарантий).

Соответственно департамент здравоохранения Воронежской области обязан обеспечить Дымова М.Ф. необходимым ему препаратом Экулизумаб.

Доводы апелляционной жалобы БУЗ ВО ВОКБ № 1 о том, что суд необоснованно возложил на больницу обязанность по выписке Дымову М.Ф. рецепта на препарат, не заслуживают внимания судебной коллегии, т.к. оспариваемым решением суда на больницу не возложена обязанность по выписке рецепта, так же как и не возложена обязанность по оказанию первичной медицинской помощи.

Суд пришел к выводу о необходимости назначения данного препарата истцу, в связи, с чем принятие решения, изложенного в протоколах БУЗ ВО ВОКБ № 1 о не нецелесообразности назначения данного препарата, обоснованно посчитал как незаконный отказ.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения суда в части указания на немедленное исполнение, не состоятельны, т.к. судом с учетом конкретных обстоятельств по делу, в том числе, указаний на срочность проведения терапии лекарственным препаратом в выписном эпикризе из истории болезни истца, подтвержденных показаниями специалистов в судебном заседании, со ссылкой на положения Конституции Российской Федерации и положения ст.212 ГПК РФ, правомерно обратил решение к немедленному исполнению.

Иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционные жалобы не содержат.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 02 мая 2017 года –оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: