Дело № 33-6069/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 05 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Осиповой Е.А. и Рогачевой В.В.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2017 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований ФИО3 и ФИО2, заявленных к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищное хозяйство» о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Истцы ФИО3 (в настоящее время – Веркмайстер, копия свидетельства о перемене фамилии – на л.д. 142, т.1), ФИО2 обратились в Волховский городской суд с иском к управляющей компании ООО «Жилищное хозяйство», заявили следующие требования: об обязании произвести перерасчет начислений за отопление за период времени с января 2014 г. по декабрь 2014 г. по адресам: <адрес>; просили обязать ответчика предоставить для ознакомления журналы учета показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения с момента ввода приборов учета в эксплуатацию по 31.12.2016 г.; обязать предоставить для ознакомления журналы учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства с момента введения дома в эксплуатацию по 31.12.2016 г.
Также ФИО4 и ФИО2 просили взыскать в пользу каждого из истцов в качестве компенсации морального вреда 20.000 руб., который истцы обосновывают тем, что ответчик отказался удовлетворить их законные требования о предоставлении сведений, которые ответчик обязан предоставлять потребителям услуг; ФИО2 просила взыскать в ее пользу в возмещение расходов на юридические услуги по составлению искового заявления 3000 руб.
В обоснование требований истцы указали, что обратились к ответчику, письменно изложив требования в претензии от 17.10.2016 г., просили произвести перерасчет начислений за отопление по показаниям приборов учета с октября 2013 г. по октябрь 2016 г, составить акт о некачественной уборке подъезда, предоставить на ознакомление журналы учета показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения с момента ввода счетчиков в эксплуатацию по настоящее время, журналы учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте с момента ввода дома в эксплуатацию по настоящее время, паспорта готовности многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период.
Истцы указывают, что ответчиком было удовлетворено их требование только в части составления и акта о некачественной уборке первого подъезда дома с последующим добровольным перерасчетом, а также в части возможности ознакомления с журналом готовности дома к отопительному сезону. В остальной части требования оставлены без удовлетворения, отказ ответчика в удовлетворении законных требований причинили истцам нравственные страдания, компенсацию которых они оценивают в 20.000 рублей. В связи с изложенным просили удовлетворить их требования.
В ходе рассмотрения дела истцы отказались от требований в части обязания произвести перерасчет начислений за отопление за период времени с января 2014 г. по декабрь 2014 г. по адресам: <адрес> ; обязания предоставить для ознакомления журналы учета показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения с момента ввода приборов учета в эксплуатацию по 31.12.2016 г. ; обязания предоставить для ознакомления журналы учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства с момента введения дома в эксплуатацию по 31.12.2016 г. ( л.д. 153, т.1).
Производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 28.04.2017 г. в связи с принятием отказа от указанных требований ( л.д. 209 -211, т.1).
В части компенсации морального вреда и расходов на помощь по составлению искового заявления истцы требования поддержали, указывая, что ответчик в нарушение подп. «е» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. отказался предоставить в течение одного рабочего дня с момента обращения журнал показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения, представил его только в суд. Права истцов на получение сведений нарушены, что является основанием для компенсации морального вреда и судебных расходов.
При рассмотрении спора судом первой инстанции ответчик требования не признал, представитель ответчика пояснила, что показания коллективных (общедомовых) приборов учета в ООО «Жилищное Хозяйство» производится посредством удаленного доступа в электронном виде. Истцам не было отказано в возможности ознакомиться с показаниями приборов учета, однако истцы в указанный ими в заявлении срок в ООО «Жилищное Хозяйство» для ознакомления с показаниями приборов учета не явились.
Обжалуемым решением Волховского городского суда от 28.04.2017 г. в удовлетворении требований о компенсации морального вреда и судебных расходов отказано (л.д. 216 -221, т.1).
В поданной апелляционной жалобе истцы просят решение отменить и удовлетворить требования о компенсации морального вреда и судебных расходов, указывают, что журнал учета показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения ответчиком предоставлен только в суд, а не по требованию истцов, что дает основание для компенсации морального вреда. В ответе на претензию ответчик указывает, что с показаниями прибора учета тепловой энергии есть возможность ознакомиться в квитанциях по начислениям за ГВС и центральное отопление.
На рассмотрение апелляционной жалобы ФИО3 (Веркмайстер) не явилась, извещена, представила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие (л.д 43,44, 48, т.2).
Истец ФИО2, представитель ответчика ООО «Жилищное хозяйство», представитель третьего лица - ОАО «Ленинградская областная тепло-энергетическая компания» на апелляционное рассмотрение не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте разбирательства (л.д. 44-51), в связи с чем коллегия по правилу ст. 167 ГПК РФ постановила определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
По правилу ст. 327.1 ГПК РФ, законность решения проверяется в обжалуемой части, в пределах доводов жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Согласно ч. 2 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
К спорным правоотношениям между управляющей компанией и гражданами - потребителями услуг применимы положения Закона РФ "О защите прав потребителей".
Согласно положениям ст. 8,15 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как следует из материалов дела, истец ФИО3 (в настоящее время – Веркмайстер») является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> ( л.д. 9, т.1). Истец ФИО2 является собственником кв. № того же дома ( л.д. 10, 11, т.1).
Ответчик ООО «Жилищное хозяйство» осуществляет функции управляющей компании в отношении указанного многоквартирного жилого дома, подача через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения потребителей жилых помещений многоквартирного дома осуществляется в соответствии с договором между ООО «Жилищное хозяйство» ОАО «Ленинградская областная теплоэнергетическая компания» от 01.01.2011 г. ( л.д. 162 -170).
Согласно имеющейся в деле копии претензии, с которой истцы 17.10.2016 г. обратились в ООО «Жилищное Хозяйство», являющееся управляющей компанией и оказывающей коммунальные услуги жильцам дома <адрес>, следует, что истцы, в числе прочего, просили ответчика предоставить возможность 21.10.2016 г. в 11 час. 30 мин. ознакомится с журналом учета показаний общедомового прибора учета отопления и горячего водоснабжения, с момента ввода счетчика в эксплуатацию по настоявшее время (л.д. 12).
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истцы отказались от части заявленных требований к ответчику, в связи с чем, что ответчиком в ходе судебного заседания представлены доказательства об отсутствии нарушений с его стороны перед истцами, в том числе по начислению платы за отопление.
Ответчик 27.10.2016 г. направил истцам ответ на претензию за исх № 3316 (л.д. 13, т.1), в котором сообщил, что общедомовой прибор учета тепловой энергии был принят в эксплуатацию с января 2015 г., и с указанного времени начисления платы за тепло производятся исходя из показаний прибора учета, в связи с чем оснований для перерасчета платы за отопление не имеется. Требования в части составления акта о некачественной уборке подъезда ответчик удовлетворил. С показаниями прибора учета ответчик предложил ознакомиться в квитанциях по начислениям за ГВС и центральное отопление в таблице «справочная информация». В части актов выполненных работ по капитальному ремонту предложил акты на ознакомление. В части предоставления для ознакомления паспорта готовности к отопительному сезону ответчик отказал, поскольку обязанность предоставления такой информации не включена в утвержденный Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 г. стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Как усматривается из материалов дела, начисление платы потребителям коммунальной услуги по теплоснабжению в период с 2013 г. по декабрь 2014 г. в доме <адрес> производилось по нормативу с 2013 г. по декабрь 2014 г., поскольку акт первичного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии по адресу: <адрес> составлен 01.11.2012 г. до окончания отопительного периода 2012 -2013 г. ( л.д. 50, 60, т.1), в соответствии с действовавшими до 01.07.2016 г. Правилами ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307.
Корректировка размера платы по итогам года была произведена в мае 2014 г. за отопительный период 2013 -2014 г. и в мае 2015 г. за отопительный период 2014 г.
С января 2015 г. начисление платы стало производиться исходя из фактически потребленной тепловой энергии в многоквартирной доме на основании показаний общедомового прибора учета в соответствии с п. 42.1 Правил ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
Поскольку в ходе рассмотрения дела ответчиком представлены обоснования отсутствия предпосылок для перерасчета платы за отопление, в указанной части истцы отказались от исковых требований.
В ходе рассмотрения дела ответчик предоставил посуточные ведомости учета параметров теплопотребления ( 95 -133, т.1), истцы полагают, что непредоставление им в досудебном порядке возможности ознакомления с информацией является основанием для компенсации морального вреда.
В соответствии с положениями подп. «е» п. 31 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. в редакции, действовавшей на период обращения истцов к ответчику, исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Согласно подп. «г» п. 33 указанных Правил, потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
По смыслу положений подп. "е" п. 31 указанных Правил, исполнитель услуг должен вести журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии (отопления), на ответчика должна быть возложена обязанность предоставить истцу для ознакомления указанные журналы.
При этом, как следует из буквального толкования приведенного пункта, возможность для ознакомления должна быть предоставлена в течение 1 рабочего дня со дня обращения.
Следует обратить внимание на то, что истцы в своем письменном обращении от 17.10.2016 г. просили предоставить для ознакомления журнал учета показаний общедомового прибора учета в конкретный день и в конкретное время - 21.10.2016 г. в 11.30, при этом, ответ просили направить почтой, номера телефонов в тексте претензии не сообщили ( л.д. 12). Соответственно, истцы предполагали получение ответа на письменное требование не позднее 20.10.2016 г., т.е. в течение трех дней, хотя при подаче претензии должно было учитываться время, необходимое для рассмотрения обращения и на доставку ответа почтой.
При этом, в обозначенное истцами в претензии для ознакомления с журналами время - 21.10.2016 г. истцы к ответчику с целью ознакомления с запрошенной информацией не явились, как установлено судом. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Соответственно, то обстоятельство, что истцы не ознакомились с запрошенными материалами, вызвано вовсе не отказом ответчика в их предоставлении, учитывая неявку истцов 21.10.2016 г., управляющая компания лишена была возможности исполнить требования о предоставлении журналов учета.
Соответственно, судом сделан правильный вывод о том, что ответчиком не допущено нарушения прав истцов на получение информации в обусловленное самими истцами время, дату и тем способом, которым истцы в письменном обращении требовали. 27.10.2016 г., т.е. в течение 10 дней ответчиком был дан письменный ответ истцам относительно порядка начислений оплаты за отопление, об отсутствии оснований для перерасчета….. и указано также, что сведения о показаниях приборов учета содержатся также в квитанциях в графе «справочная информация».
Отказа в предоставлении для ознакомления с запрошенной для ознакомления информацией в ответе управляющей компании от 27.10.2016 г. не содержится. В материалах дела также не имеется сведений, которые свидетельствовали бы о том, что истцы в какой-либо иной день непосредственно обратились к ответчику с указанными требованиями в период отведенных для работы соответствующих служб часов и им было отказано в ознакомлении в предусмотренный нормативно срок (в течение 1 рабочего дня со дня обращения) с документами, содержащими информацию, которую управляющая компания обязана предоставлять для ознакомления.
Учитывая изложенное, материалами дела не подтверждены доводы о нарушении ответчиком прав истцов как потребителей на получение информации, поэтому судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов. Решение суда соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья <данные изъяты>