Судья Падучих С.А. Дело № 33-606/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 апреля 2017 г. г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего Хряпиной Е.П.,
судей Белоноговой Н.Ю., Виноградовой О.А.,
при секретаре Ищенко О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя Псковского природоохранного прокурора на решение Псковского городского суда Псковской области от *** 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования заместителя природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок – оставить без удовлетворения.
Выслушав доклад судьи Виноградовой О.А., объяснения прокурора Петровой Н.М., представителя ГК ПО по природопользованию охране окружающей среды ФИО1, представителя Администрации Псковской области ФИО2, представителя ГКУ ПО «Плюсское лесничество» ФИО3, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора, действующий в защиту прав неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (далее Комитет) об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отхода производства и потребления были обнаружены 2 свалки в лесном массиве КУ «Плюсское лесничество»: на земельном участке с КН *** Житковицкого участкового лесничества <адрес> и на земельном участке с КН *** Плюсского участкового лесничества <адрес>. Данные земельные участки отнесены к землям лесного фонда и не предоставлены под размещение отходов. Выявленное захламление лесного фонда является несанкционированным и создает реальную угрозу возгорания и причинения ущерба лесному фонду, угрозу санитарной безопасности, нарушая права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Свои требования основывал на положениях ст. 12 п. 7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 1,3,4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст. ст. 4,8,55,83 Лесного кодекса РФ, а также ст.ст. 12, 12,42 ЗК РФ.
Просил суд обязать ответчика ликвидировать указанные свалки мусора и отходов в срок до 01.12.2016 г.
В ходе рассмотрения дела прокурор требования поддержал.
Представитель ответчика – Комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды М.А. иск не признал, указывая на необоснованность ссылки прокурора на ст. 55 ЛК РФ, которая утратила силу с 01.10.2016г. Полагал, что действующим законодательством такие меры санитарной безопасности, как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не предусмотрена. Предусмотренные ст. 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в настоящее время не раскрыт, и проект новых правил санитарной безопасности находится в стадии разработки. В соответствии с ч. 2 данной нормы мероприятия по обеспечению санитарной безопасности леса должны проводится в соответствии с лесным планом субъекта РФ, однако лесным планом Псковской области мероприятия по очистке лесов от твердых бытовых отходов не предусмотрены. Твердые коммунальные отходы в силу действующих Правил санитарной безопасности в лесах объектами санитарно-оздоровительных мероприятий не являются и субвенции на их уборку из федерального бюджета не выделяются.
Представитель третьего лица – Администрации Псковской области – Т.Г. в удовлетворении иска просила отказать. Не оспаривая правомерности обращения с иском к Комитету в силу ст. 83 ЛК РФ и подп. 3.1.9 п. 3.1. Положения о Комитете, вместе с тем указала, что финансирование деятельности Комитета по осуществлению полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Поскольку свалки расположены на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, то осуществление работ по их ликвидации должно быть соразмерно обеспечено субвенцией из федерального бюджета. Однако, субвенций на эти цели Комитету не выделялось, в связи с чем и соответствующие работы по ликвидации свалок не могут быть проведены.
Представитель третьего лица – ТУ ФАУГИ по Псковской области - в судебное заседание не явился, ранее иск полагал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица – Федерального агентства лесного хозяйства - А.В. считал, что исковые требования необоснованные, поддержав отзыв на иск, в котором указано, что в случае выявления несанкционированных свалок в лесах необходимо выявлять виновных лиц и привлекать их к ответственности с возложением обязанности по уборке. Если виновное лицо не установлено, то ликвидацию свалок необходимо проводить в рамках выделенного финансирования. При этом субвенция в предусмотренном бюджетом на конкретный год размере выделяется субъекту РФ в целом и не предполагает определения федеральным органом конкретных мероприятий, на которые она должна расходоваться. Субъект РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ №837 от 29.12.2006 в рамках доведенного объема субвенции самостоятельно определяет направления ее использования. Указанное не препятствует субъекту РФ осуществить финансирование необходимых мероприятий и за счет собственных средств.
Представитель третьего лица – ГКУ Псковской области «Плюсское лесничество» - в судебное заседание не явился. Ранее просил отказать в иске, поддержав позицию Комитета.
Представитель третьего лица - Администрации Плюсского района – в судебное заседание не явился, оставив решение по спору на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении заместителя природоохранного прокурора ставится вопрос об отмене постановленного судом решения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Полагает, что судом не дана надлежащая оценка полномочиям Комитета в части возложенных на него задач по организации охраны, защиты лесов, расположенных на землях лесного фонда с учетом закрепленных полномочий исполнительно-распорядительного характера, а также с учетом особенностей бюджетного финансирования деятельности подведомственных казенных учреждений. Указывает, что в соответствии с Положением о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды именно Комитет является уполномоченным органом в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который в соответствии с возложенными на него задачами организует охрану, защиту, воспроизводство лесов, расположенных на землях лесного фонда и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, в т.ч. источником финансового обеспечения которого являются субвенции из федерального бюджета, предусмотренные на реализацию полномочий в сфере лесных отношений. ГКУ ПО «Плюсское лесничество» в соответствии с Уставом наделено полномочиями не по организации охраны и защиты лесов, а по обеспечению охраны и защиты лесов на территории лесничества. Устав казенного учреждения не предусматривает обязанность учреждения проводить работы по очистке леса от несанкционированных свалок. Государственные полномочия по организации охраны и защиты лесов казенным учреждениям, в т.ч. и ГКУ ПО «Плюсское лесничество» не передавались и финансовые средства на ликвидацию несанкционированных свалок учреждению Комитетом не выделялись. Само же лесничество не организует тендеры, предметом которых является право на возмездное проведение работ по устранению свалок несанкционированных отходов. Указанным обстоятельствам оценка судом не дана.
В суде апелляционной инстанции прокурор Петрова Н.М. поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Н.А., полагал, что отсутствуют основания для отмены решения по тем основаниям, что Комитету субвенция из федерального бюджета для целей, связанных с ликвидацией несанкционированных свалок на землях лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, не выделяется, что исключает возможность у Комитета организовать данные мероприятия. Кроме того, согласился с позицией суда, что полномочия в области охраны и защиты лесов расположенных на землях лесного фонда переданы КУ «Плюсское лесничество».
Представитель Администрации Псковской области Т.Г. пояснила, что полномочиями в области охраны и защиты лесов, расположенных на землях лесного фонда, обладает ГК ПО по природопользованию и охране окружающей среды, который и должен проводить эти мероприятия. Вместе с тем, данные работы могут быть осуществлены только при финансировании за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, но конкретно на данные цели субвенции не выделяются, а расходование их в данных целях приведет к нецелевому использованию денежных средств.
Представитель ГКУ ПО «Плюсское лесничество» С.К.полагал, что решение суда подлежит отмене, полагая, что вывод суда о передаче полномочий по охране и защите лесов Комитетом переданы КУ «Плюсское лесничество». Данное учреждение является бюджетным и не может проводить самостоятельно работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ по Псковской области, Администрации Плюсского района, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседания не явились. От представителей ТУ ФАУГИ по Псковской области и Администрации Плюсского района поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены судебного решения в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, уточненные требования прокурора сводятся к возложению обязанности на Госкомитет области по природопользованию и охране окружающей среды организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов.
В соответствии с положениями статьи 6 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; и др.
Ответчиком и третьими лицами не оспаривался тот факт, что на территории лесного фонда в лесном массиве ГКУ «Плюсское лесничество» расположены две несанкционированные свалки бытовых отходов: на земельном участке с КН *** Житковицкого участкового лесничества <адрес> и на земельном участке с КН *** Плюсского участкового лесничества <адрес>.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, правильно указал, что в силу ст. 3 ЛК РФ правоотношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются лесным законодательством.
Статьей 50.7 ЛК РФ закреплено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 п. 4 ст. 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом указанных выше норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что организацию охраны лесов, в понятие чего входит и их защита от загрязнения, на землях лесного фонда Российской Федерации, обязаны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Таким образом, вопросы организации деятельности по охране и защите лесов на землях лесного фонда Российской Федерации находятся в компетенции Администрации Псковской области, передавшей эти полномочия Комитету, который в силу уже своих полномочий обязан организовать использование лесов и их охрану, защиту и воспроизводство на землях лесного фонда, что ответчиком и не оспаривалось (п.3.1.9 Положения о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утв. Постановлением Администрации Псковской области 13.07.2009 с изменениями от 14.07.2014).
Вместе с тем, суд первой инстанции с учетом положений ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 БК РФ, ст. 19 ч. 2 и ч. 4 ЛК РФ, а также п. 1.4 и п. 3.1.9 Положения «О Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды» пришел к выводу о передаче Комитетом указанных государственных полномочий ГКУ ПО «Плюсское лесничество», учредителем которого он является, и уставом которого предусмотрено, что данное казенное учреждение осуществляет свою деятельность в границах Плюсского района и к предметам и целям его отнесено обеспечение охраны и защиты лесов на территории лесничества. Данное учреждение является юридическим лицом, ввиду чего в силу ст. 48 ГК РФ выступает самостоятельным участником гражданских правоотношений.
Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Указанные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Возложение полномочий по охране, защите, воспроизводству лесов должно осуществляться в установленном порядке.
В силу ч. 3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1.4. вышеуказанного Положения ГК ПО по природопользованию и охране окружающей среды осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии со структурными подразделениями аппарата Администрации области, органами исполнительной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Финансирование деятельности Государственного комитета осуществляется за счет средств областного бюджета. Финансирование деятельности Государственного комитета по осуществлению им отдельных полномочий, переданных Российской Федерацией, в области лесных и водных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Комитетом, как учредителем, создано ГКУ ПО «Плюсское лесничество», которое в соответствии с п.1.1 Устава осуществляет функции некоммерческого характера в сфере лесных отношений и управленческие функции некоммерческого характера в области охраны и использования объектов животного мира, функции дирекции государственных природных зоологических заказников. Собственником имущества данного учреждения является Псковская область (п.1.3 Устава).
В соответствии с п. 2.1 предметами и целями деятельности лесничества являются обеспечение многоцелевого рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов с учетом их экологического, экономического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов. К видам деятельности учреждения в сфере лесных отношений относится обеспечение в установленном порядке использования лесов, их охрана (в т.ч. осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство.
Для выполнения уставных целей учреждение имеет право в порядке, установленном действующим законодательством проводить в установленном порядке и в пределах компетенции проверки Порядка использования лесов, объектов животного мира физическими и юридическими лицами, направлять информацию и материалы о нарушениях лесного законодательства, законодательства об использовании объектов животного мира в соответствующие органы (п.п. 3.3.1, 3.4.4 Устава).
Таким образом, на указанном казенном учреждении лежит обязанность обеспечения охраны и защиты лесов, а на Комитете организация мероприятий по охране и защите лесов, расположенных на землях лесного фонда.
Само по себе создание Комитетом КУ «Плюсское лесничество» не свидетельствует о возложение на данное казенное учреждение обязанности по организации мероприятий по охране и защите лесов, находящихся в федеральной собственности.
Кроме того, как было указано ранее, средства на осуществление переданных Российской Федерации органу государственной власти субъекта полномочий в сфере лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с Положением о Комитете он осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, в т.ч. источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, предусмотренные на реализацию полномочий в сфере лесных и водных отношений, в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов. Комитет распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств ( п. 1.6, 4.6 Положения).
КУ «Плюсское лесничество» в соответствии с п. 4.1 обеспечивается за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций, за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы и обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах утвержденных учредителем бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет с учетом фактического поступления средств из бюджетов.
Доказательств того, что в обязанности учреждения входит ликвидация несанкционированных свалок и фактическое поступление финансовых средств в учреждение на эти цели представлено не было.
С учетом изложенного, оснований для вывода о возложении полномочий по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов на указанное казенное учреждение и для отказа в иске к Комитету у суда не имелось.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Комитетом не высказывались возражения относительно привлечения его в качестве ответчика и о его обязанности по ликвидации несанкционированных свалок. Возражения сводились только к отсутствию денежных средств на данные цели и отсутствие в Лесном плане Псковской области мероприятий по очистке лесного фонда от твердых бытовых отходов.
Однако, доказательств в подтверждение доводов о не поступлении финансирования из федерального бюджета в виде субвенций, не представлено. Доводы о том, что выделенное финансирование из федерального бюджета не предусматривает таких мероприятий, как ликвидация несанкционированных свалок на землях лесного фонда, не может являться основанием для отказа в иске. Не включение в Лесной план субъекта мероприятий, направленных на охрану и защиту лесов, не могло служить основанием для отказа в удовлетворении иска. Лесной план в соответствии со ст. 60.3 ЛК РФ разрабатывается в целях защиты лесов, под которой подразумевается защита от вредных организмов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам.
Вместе с тем, действующие Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 (в ред. от 01.11.2012), которыми установлены единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также негативных воздействий на леса и санитарные требования использования лесов, предусматривают осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий от загрязнения и иного негативного воздействия в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Учитывая изложенное выше, судебная коллегия полагает, что исковые требования прокурора обоснованны, они подлежат удовлетворению, а решение суда отмене с принятием нового.
Руководствуясь статьей 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Псковского городского суда Псковской области от *** 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить и обязать Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов в лесном массиве КУ «Плюсское лесничество»: на земельном участке с КН *** Житковицкого участкового лесничества <адрес> и на земельном участке с КН *** Плюсского участкового лесничества <адрес>, установив срок исполнения в 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий Е.П. Хряпина
Судьи Н.Ю. Белоногова
О.А. Виноградова