дело № 33 – 607 судья Булыгина Н.В. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Харитоновой В.А.,
судей Кулакова А.В., Лозовой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Харитоновой В.А.
дело по апелляционной жалобе представителя по доверенности ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» - ФИО1 на решение Центрального районного суда города Твери от 20 ноября 2018 года, которым постановлено:
«Исковые требования Администрации города Твери к Филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», ПАО «МРСК Центра» о признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», возложении обязанности на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Центра» в лице Филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» по не предоставлению документов о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес> предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для оценки готовности к отопительному периоду.
Обязать ПАО «МРСК Центра» в лице Филиала ПАО «МРСК Центра» -«Тверьэнерго» предоставить документы, установленные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, о готовности находящегося в собственности объекта: тепловой сети от тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес> к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года для получения акта готовности к отопительному периоду, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.».
Судебная коллегия
установила:
Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями к филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» о признании незаконным бездействия ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», возложении обязанности на ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» предоставить документы, указанные в п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ПАО «МРСК Центра», процессуальный статус которого в ходе рассмотрения дела был изменён на статус соответчика.
В обоснование заявленных требований указано о том, что в <адрес> расположены тепловые сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на <адрес>, которые принадлежат на праве собственности филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго». Указанная теплотрасса является единственным трубопроводом, по которому транспортируется теплоноситель до жителей домов № на улице <адрес> и в случае выхода ее из строя возможности получения тепловой энергии из других источников у жителей данных домов не будет.
В соответствии с пунктом 8 Постановления администрации города Твери от 02.07.2018 года № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов» ресурсоснабжающим организациям, исполнителям коммунальных услуг, расположенным на территории города Твери, предписано завершить подготовку объектов городского хозяйства к работе в зимних условиях до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в соответствии с п. 11 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям города Твери предписано:
1. представлять каждый вторник в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии отчет по подготовке (о выполнении плана мероприятий) к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов;
2. обеспечить проведение гидравлических испытаний и ремонт тепловых сетей в сроки, установленные сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2018 год. По результатам проведения каждого этапа гидравлических испытаний тепловых сетей в недельный срок представлять в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018-2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии акт проведения гидравлических испытаний, а после завершения ремонтных работ предоставлять акт о допуске в эксплуатацию участка тепловых сетей;
3. обеспечить проведение ремонта котельных в сроки, установленные сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей города Твери на 2018 год. После завершения ремонтных работ в недельный срок предоставлять в комиссию при администрации города Твери по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии акт готовности котельной к отопительному периоду;
4. при проведении внепланового капитального ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии направлять в адрес администрации города Твери уведомление в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей».
Согласно п. 12 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям, расположенным на территории <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить в комиссию при администрации <адрес> по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов, в соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.
Пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: 1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении; 2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; 3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническим регламентами; 4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; 5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персона средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; 6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; 7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии; 8) обеспечение качества теплоносителей; 9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; 10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении; 11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудо-вания сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах тепло-снабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельство-вания и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; 14) работо-способность автоматических регуляторов при их наличии.
Обязанность по предоставлению в адрес комиссии по проверке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций города Твери к отопительному периоду 2018-2019 документов для оценки готовности к отопительному периоду в составе и количестве, установленном Правилами оценки готовности к отопительному периоду, предусмотрена также приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери № 72-0Д «Об утверждении программы проведения проверки готовности теплоснабжения и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии города Твери к отопительному периоду 2018-2019 годов» от 29.06.2018 г.
Несмотря на требования действующего законодательства, филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», являющийся теплосетевой организацией, не предоставил в орган местного самоуправления установленный Приказом и Правилами оценки готовности к отопительному периоду перечень документов для проведения оценки состояния готовности объекта: тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес> к предстоящему отопительному периоду. Бездействие ответчика является противоправным, так как ставит под угрозу право граждан-потребителей на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе, на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период 2018-2019 годов.
Обращаясь в суд, Администрация <адрес> просит признать незаконным бездействие ПАО «МРСК Центра» «Тверьэнерго» по не предоставлению документов о готовности тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес> одновременно просит обязать ПАО «МРСК Центра»-«Тверьэнерго» предоставить установленные пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, документы о готовности находящегося в собственности объекта: участка тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес> к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 года в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель по доверенности ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» - ФИО1 выражает несогласие с решением суда, считает его необоснованным по следующим основаниям.
Федеральный закон РФ от 17.07.2010 г. № 190-ФЗ устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В Федеральном законе № 190-ФЗ дано понятие теплоснабжающей организации как организации, которая осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям отведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым нам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, исходя из положений ст.ст. 2, 13, 15, 17 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в отношениях по теплоснабжению участвуют потребители тепловой энергии, теплоснабжающие и тепло-сетевые организации.
ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, владеющей на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимаю-щих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляют право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собствен-никам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт I Правил недискриминацион-ного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861).
В силу положений части 1 статьи 38 Федерального Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальные сетевые организации отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответчик является собственником участка тепловых сетей от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на <адрес>. Теплоснабжающей организацией многоквартирных жилых домов № по <адрес> является ООО Тверская генерация».
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни каким-либо иным законом для ответчика не установлена обязанность заключения как договора теплоснабжения, так и договора по оказанию услуг по теплоснаб-жению.
Единственной обязанностью, установленной для ответчика как для собственника участка тепловой сети, является обязанность не препятст-вовать передаче по тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также не требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких сетей.
С учетом того, что ответчик не является организацией, которая осуществляет продажу потребителям и теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии и теплоносителя, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, а также в связи с тем, что соответствующий тариф для него не утвержден, ответчик по смыслу норм Федерального закона № 190-ФЗ не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией.
Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные Приказом Минэнерго России от 12.02.2013 г. № 103, на которые ссылается истец в основание заявленных исковых требований, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду именно теплоснабжающих и теплосетевых организаций, к которым ответчик не относится, а, следовательно, он не может быть субъектом тех требований по готовности к отопительному периоду, которые установлены для теплоснабжающих и теплосетевых организаций пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, просил об отмене принятого судом первой инстанции решения.
Представитель Администрации <адрес>, Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства Админист-рации <адрес> возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, выразил согласие с принятым судом первой инстанции решением.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В силу п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органом местного самоуправления отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Реализуя свои полномочия, Администрация <адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление № «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018 - 2019 годов».
В соответствии с п. 8 указанного постановления ресурсоснабжающим организациям, исполнителям коммунальных услуг, расположенным на территории <адрес>, предписано завершить подготовку объектов городского хозяйства к работе в зимних условиях до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 12 Постановления теплоснабжающим и теплосетевым организациям, расположенным на территории <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить в комиссию при админист-рации <адрес> по контролю за ходом подготовки городского хозяйства к осенне-зимнему отопительному периоду 2018 - 2019 годов и оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопитель-ному периоду 2018-2019 годов, в соответствии с пунктом 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.
Согласно пункту 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8) обеспечение качества теплоносителей;
9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвую-щего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; 12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; 13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправ-ления; 14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.
Предоставление документов по каждому подпункту пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду обуславливается видом деятельности организации и наличием в пользовании имущества и (или) оборудования участвующего в теплоснабжении потребителей.
Как установлено судом, ответчик ПАО «МРСК Центра», собственник участка тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес>, документы, перечисленные в п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, в администрацию <адрес> не предоставило, при этом общество заняло принципиальную позицию о том, что оно и не обязано это делать. В связи с такой позицией ПАО «МРСК Центра» Администрация <адрес> обратилась в суд с настоящим иском. Обращение в суд обосновано необходимостью защитить права неопределенного круга лиц, жителей домов на <адрес>, путем пресечения противоправного бездействия организации, от которой зависит качество коммунальных услуг по отоплению и горячему водо-снабжению.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что теплоснабжение потребителей домов № и других по улице <адрес> в городе Твери осуществляется с использованием тепловой сети от ТК-Э1 до центрального теплового пункта на улице <адрес>. Указанные сети принадлежат на праве собственности филиалу ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», данный участок теплотрассы является неотъемлемой частью тепловой сети, используемой ООО «Тверская генерация» для теплоснабжения потребителей, проживаю-щих в домах № по улице <адрес> в городе Твери.
Доводы ответчика в ходе рассмотрения дела сводились к тому, что ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» не является теплосетевой организацией и потому не обязано предоставлять документы для оценки готовности к отопительному периоду, предусмотренные пунктом 13 Правил, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.
Не соглашаясь с указанными доводами, суд обоснованно исходил из того, что наличие в собственности организации участка теплотрассы, участвующей в передаче тепловой энергии, позволяет в силу действующего законодательства признать ее теплосетевой организацией.
В ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» содержится понятие тепловой сети как совокупности устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ теплосетевой организацией признается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленными техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объекта теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и тепло-потребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с исполь-зованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.
Установив, что имущество ответчика в виде участка теплотрассы задействовано в процессе передачи тепловой энергии, является частью единой тепловой сети, суд обоснованно признал, что это имущество должно соответствовать всем тем требованиям, которые предъявляются законом к объектам теплоснабжения. Соответственно, включение ответчика в число организаций, которые должны представлять информацию, перечисленную в п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103, является правильным.
Выражая несогласие с данным выводом суда, ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что общество не является организацией, которая осуществляет продажу потребителям и теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии и теплоносителя, не оказывает услуги по передаче тепловой энергии, соответствующий тариф для него не утвержден, следовательно, по смыслу норм Федерального закона № 190-ФЗ общество не является ни теплоснабжающей, ни теплосетевой организацией.
Между тем, содержательно-смысловая направленность вышеприведен-ных норм Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» не дает оснований для такой трактовки его положений, так как определяющим в статусе теплосетевой организации является наличие у нее тепловых сетей, предназначенных для передачи тепловой энергии. Такие сети у ответчика имеются, он владеет ими на праве собственности. Тот факт, что ответчик не заключал договоры по использованию принадлежащих ему теплосетей с теплоснабжающей организацией, не ставил вопроса об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по своим теплосетям, не означает, что он, оставаясь собственником тепловых сетей, не является теплосетевой организацией.
В апелляционной жалобе также приведены доводы о том, что ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, их единственной обязанностью как собственников участка тепловой сети является обязанность не препятст-вовать передаче по тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также не требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких сетей.
Действительно, ПАО «МРСК Центра» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, это является основным видом их деятельности. Вместе с тем, ответчик одновременно является собственником участка действующей тепловой сети, которая задействована в передаче тепловой энергии потребителям. Тот факт, что этот участок тепловой сети не является для ответчика профильным имуществом, не означает, что к нему можно относиться, как к бесхозяйному имуществу.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма означает обязанность собственника имущества содержать имущество в исправном состоянии, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества.
В условиях, когда это имущество участвует в обеспечении жителей города жизненно необходимыми коммунальными услугами, бремя его содержания приобретает особую значимость.
С учетом изложенного, Администрация г. Твери обоснованно потребовала от ответчика предоставить документы, подтверждающие готовность тепловых сетей, находящихся в его собственности, к отопительному сезону и снабжению граждан теплом и горячей водой. Действия Администрации г. Твери основаны на положениях Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 20 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя по доверенности ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Тверьэнерго» - ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Харитонова
Судьи А.В. Кулаков
Н.В. Лозовая