ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6078/19 от 27.03.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33-6078/2019 Судья: Токарь А.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Селезневой Е.Н.

судей

Венедиктовой Е.А.

Стешовиковой И.Г.

при секретаре

Арройо Ариас Я.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 марта 2019 года гражданское дело №2-5185/2018 по апелляционной жалобе Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга на решение из Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 года по иску Егоровой Татьяны Николаевны к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, обязании установить ежемесячную доплату к пенсии.

Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., выслушав объяснения истицы – Егоровой Т.Н., представителя ответчика - Матвеевой Е.Б.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Егорова Т.Н. обратилась в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную доплату за стаж к страховой пенсии по старости, обязании установить указанную доплату.

В обоснование заявленных требований истица указала, что имеет стаж государственной гражданской службы более 10 лет, что подтверждено решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.12.2005 по гражданскому делу №2-208-4165/05, с 19.02.2003 является получателем пенсии по старости. 30.07.2018 обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж государственной гражданской службы в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2005 №399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга», однако решением Комитета в установлении доплаты отказано по мотиву отсутствия требуемого для назначения доплаты десятилетнего стажа.

Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 года признано право Егоровой Т.Н. на ежемесячную доплату за стаж к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2005 №399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга». На Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга возложена обязанность установить и выплачивать Егоровой Т.Н. ежемесячную доплату за стаж к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2005 №399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».

В апелляционной жалобе ответчик Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.

Со стороны истицы Егоровой Т.Н. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истица просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что с 19.02.2003 Егорова Т.Н. является получателем страховой пенсии по старости.

30.07.2017 истица обратилась в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за стаж в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 01.07.2005 №399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга". По результатам рассмотрения заявления Комитетом по социальной политике принято решение об отказе в назначении доплаты к пенсии по мотиву отсутствия требуемого для назначения доплаты стажа государственной службы в течение 10 лет.

Из материалов дела следует, что Егорова Т.Н. с 01.11.1991 по 30.12.1997 работала ведущим специалистом, затем главным инспектором и заместителем начальника отдела цен Исполкома Ленгорсовета, а в период с 16.03.1998 по 16.10.2001 - в должности главного специалиста Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга, 16.10.2001 уволена в связи с ликвидацией комитета экономики и промышленной политики Санкт-Петербурга, на дату увольнения стаж гражданской службы истицы составлял 9 лет и 9 месяцев.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.12.2005 по гражданскому делу №2-208-4165/05 за Егоровой Т.Н. признан непрерывный стаж государственной службы с учётом одного года после увольнения 16.10.2001, соответственно стаж государственной службы истицы, признанный судом, составил 10 лет и 9 месяцев.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их суд первой инстанции, пришел к выводу, что у ответчика отсутствовали обстоятельства, препятствующие установлению Егоровой Т.Н. ежемесячной надбавки к пенсии, поскольку установленным решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.12.2005 по гражданскому делу №2-208-4165/05 период государственной службы подлежит учёту при назначении ей доплаты к страховой пенсии по старости за стаж.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, полагает доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживающими внимания ввиду следующего.

В соответствии со статьей 14 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005 №399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» (далее - Закон № 399-39) лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, замещавшие должности гражданской службы, уволенные с государственной службы Санкт-Петербурга после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года №91-9, достигшие возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на получение ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет), указанных в данной статье, в следующих случаях:

если они имеют стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда), исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга, составляющий не менее десяти лет, и были уволены с гражданской службы по одному из оснований, перечисленных в данном пункте;

если они имеют стаж: гражданской службы, исчисленный в соответствии с пунктом 2 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга не менее десяти лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга, при этом последние двенадцать месяцев перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, замещали должности гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга и были уволены с указанных должностей гражданской службы по основаниям, перечисленным в подпункте 1 настоящего пункта. В случае если указанный период замещения должностей гражданской службы перед достижением возраста, определенного действующим законодательством для назначения трудовой пенсии по старости, отсутствует или составляет менее двенадцати месяцев, ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет) назначается при наличии стажа гражданской службы, исчисленного в соответствии с пунктом 2 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга, составляющего не менее двадцати лет, из которых не менее пяти лет составляет стаж, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного Закона Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона №399-39 в стаж: (общую продолжительность) гражданской службы для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости включаются:

1) периоды замещения должностей, предусмотренных пунктами 1-13 перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» (далее - Перечень должностей);

6) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года включительно, в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функциигосударственного управления;

7) периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления Ленинграда {государственных органах Санкт-Петербурга) до 1 июля 1995 года;

8) периоды исполнения полномочий депутатов на постоянной основе Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов, малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов Ленинграда (Санкт-Петербурга).

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона №399-39 в стаж гражданской службы в государственных органах и органах государственной власти Санкт-Петербурга (органах государственной власти и управления Ленинграда) для получения ежемесячных доплат к трудовой пенсии по старости (пенсии за выслугу лет, трудовой пенсии по инвалидности) включаются:

1) периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года №91-9 "Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга";

периоды замещения должностей, утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 8 июня 2005 года №302-34 "О Реестре государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестре должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга";

периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей в органах государственной власти и управления Ленинграда (Санкт-Петербурга) до 1 июля 1995 года:

4) периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей до 31 декабря 1991 года включительно, в организациях и учреждениях Ленинграда (Санкт-Петербурга), осуществлявших в соответствии с законодательством СССР отдельные функции государственного управления.

Данные перечни являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.

Таким образом, из буквального толкования пунктов 2 и 3 статьи 15 Закона №399-39 следует, что в стаж гражданской службы для целей назначения доплаты включаются исключительно периоды замещения должностей, то есть периоды времени, в течение которых лицо непосредственно замещало должность гражданской службы.

Из материалов дела следует, что стаж гражданской службы Егоровой Т.Н. исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона №399-39 включает в себя следующие периоды замещения должностей: с 01.11.1991 по 30.12.1997 (06 л. 01 мес.29 дн.); с 16.03.1998 по 16.10.2001. (03 г. 07 мес.01 дн.).

Учитывая, что стаж (общая продолжительность) гражданской службы Егоровой Т.Н. составляет 9 лет 9 месяцев, то есть менее 10 лет стажа, требуемого для установления ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 14 Закона №399-39, право на получение ежемесячных доплат к пенсии не имеется.

При этом также отсутствуют основания для включения в стаж гражданской службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии периода, в который высвобождаемые в связи с ликвидацией государственного органа государственные служащие после увольнения со службы оставались в реестре государственных служащих (с указанием в резерве), на что указано в решении Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.12.2005 по гражданскому делу №2-208-4165/05 исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 31.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», утратившего силу 27.07.2004, при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивался средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий оставался в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон №79-ФЗ), стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ в соответствии с пунктом первым статьи 19 которого, Федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе досрочную), имеют право на получение доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности после назначения пенсии за выслугу лет. При установлении доли страховой пенсии по старости указанные индивидуальные пенсионные коэффициенты не могут быть использованы в целях перерасчета страховой пенсии по старости, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, а также в целях перерасчета размера доли страховой пенсии по старости, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 19 в страховой стаж, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления страховой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

К числу установленных Законом №166-ФЗ оснований возникновения права на пенсионное обеспечение относится наличие необходимой продолжительности стажа государственной гражданской службы, который определяется в соответствии со статьей 19 данного Федерального закона.

В силу статьи 19 Закона №166-ФЗ, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 №1141 утвержден соответствующий Перечень должностей.

Соответственно, федеральное законодательство по вопросу об исчислении стажа государственной гражданской службы для целей назначения пенсии за выслугу лет руководствуется принципом правового регулирования, согласно которому в стаж государственной гражданской службы засчитывается только период фактического замещения гражданином соответствующих должностей (время, в течение которого лицо фактически работало на государственной гражданской службы). Именно с продолжительностью фактически отработанного таким лицом времени, в течение которого гражданин непосредственно осуществлял профессиональную служебную деятельность, законодательство о пенсионном обеспечении связывает возникновение права на получение пенсии за выслугу лет.

Таким образом, пунктом 2 статьи 16 Федерального Закона №119-ФЗ не предусмотрена возможность включения в стаж государственной службы периода нахождения гражданина в реестре (не более года) или признания этого периода периодом замещения должности государственной службы.

По смыслу указанной нормы, сохраняется непрерывный стаж государственной службы в случае последующего поступления гражданина на государственную службу в течение года после увольнения, именно в этом случае его стаж государственной службы считается не прерванным.

При этом периоды нахождения граждан в резерве в течение одного года после увольнения в связи с ликвидацией государственного органа включению в стаж государственной гражданской службы, согласно указанным выше нормам закона, не подлежат. Включение в стаж гражданской службы каких-либо периодов, помимо периодов непосредственного замещения должностей государственной гражданской службы, действующим законодательством не предусмотрено.

Аналогичный подход, основанный на предусмотренных федеральным законодательством принципах правового регулирования, применяется для регулирования соответствующих правоотношений и в законодательстве Санкт-Петербурга.

Таким образом, при исчислении стажа гражданской службы в целях установления доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 14 Закона №399-39, исходя как из общих принципов правового регулирования (статья 54 Федерального закона №79-ФЗ, статья 19 Федерального закона №166-ФЗ), так и специальных правовых норм, непосредственно регулирующих спорные правоотношения (статья 15 Закона Санкт-Петербурга №399-39), включению в стаж гражданской службы подлежат исключительно периоды замещения должностей, определенных Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента РФ №1141, пунктами 2, 3 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга №399-39.

Соответственно, после увольнения в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата уволенное лицо не продолжает замещать должность государственной службы, а период времени, составляющий один год с даты увольнения гражданина со службы, не является периодом замещения какой-либо должности государственной службы, в связи с чем, не может быть учтен для целей определения права на доплату к пенсии в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 Закона №399-39.

При этом судебная коллегия отмечает, что установленный решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 22.12.2005 по гражданскому делу № 2-208-4165/05 период государственной службы Егоровой Т.Н. не имеет преюдициального значения при определении права истицы на ежемесячную доплату за стаж к пенсии, а изложенные в указанном решении обстоятельства не являются обязательными для суда в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 9 Постановления от 19 декабря 2003 года №23 "О судебном решении" разъяснил, что исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами.

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 11.12.2005 по делу №2-208-4165/2005, признан непрерывным стаж государственной службы Егоровой Т.Н. в течение одного года после ее увольнения 16.10.2001, а также возложена обязанность на Пенсионный фонд РФ по Центральному району Санкт-Петербурга произвести доплаты к пенсии с учетом десятилетнего стажа государственной службы, предусмотренного статьей 30 Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2000 №334-33, утратившей силу в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 №399-39.

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, являющийся исполнительным органом государственной власти, наделенным полномочиями по установлению доплат к пенсии в соответствии с Законом №399-39 не являлся лицом, участвовавшим в рассмотрении дела №2-208-4165/2005. Соответственно, никакие обстоятельства, установленные данным судебным актом, не могут считаться установленными и не подлежащими повторному доказыванию по настоящему спору.

Кроме того, в рамках дела №2-208-4165/2005 рассматривался вопрос о праве Егоровой Т.Н. на доплату к пенсии в соответствии с иным нормативно-правовым регулированием, действовавшим на момент рассмотрения дела - Закон Санкт-Петербурга от 29.06.2000 №334-33. Соответственно, в ходе рассмотрения дела №2-208-4165/2005 устанавливались исключительно обстоятельства, имеющие правовое значение для применения указанного закона Санкт-Петербурга №334-33, указанное решение суда не исполнено, доплаты к пенсии истицы не устовлены.

В рамках настоящего дела заявлены требования об установлении доплаты к пенсии на основании Закона №399-39, соответственно, подлежат установлению иные обстоятельства, дающие право на установление доплаты в соответствии с Законом №399-39, о чем заявлены исковые требования Егоровой Т.Н.

Ранее, в ходе рассмотрения дела №2-208-4165/2005 данные обстоятельства не устанавливались и не могли устанавливаться, поскольку вопрос о праве Егоровой Т.Н. на установление ежемесячной доплаты за стаж к пенсии по нормам Закона №399-39 не являлся предметом судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Егоровой Т.Н. отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2018 отменить.

В удовлетворении иска Егоровой Татьяны Николаевны к Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга о признании права на ежемесячную доплату к пенсии, обязании установить ежемесячную доплату к пенсии – отказать.

Председательствующий:

Судьи: