Судья Безъязыкова М.Л.
Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-607/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2015 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Малиновской А.Л. и Александровой М.А.,
при секретаре Коломийцевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным отказа в перерасчете недополученного пособия на детей, обязании произвести перерасчет и выплатить ежемесячное пособие на детей с процентами за пользование чужими денежным средствами, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 ноября 2014 года,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, просила признать незаконным отказ в перерасчете и выплате недополученного пособия на детей, обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить недополученное ежемесячное пособие на детей, проценты за пользование чужими денежным средствами, компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты).
В обоснование требований указала, что решением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> ей отказано в перерасчете и выплате недополученного ежемесячного пособия на детей одиноких матерей. Отказ считает незаконным. За 47 месяцев с <дата изъята> по <дата изъята> общая сумма ежемесячных пособий на двоих детей составляет (данные изъяты). Сумма ежемесячного пособия на Т. и М. с <дата изъята> по <дата изъята> составляет (данные изъяты). Перерасчет выплат ежемесячного пособия на сына Т. с <дата изъята> по <дата изъята> составляет (данные изъяты). В соответствии со ст. 395 ГК РФ на указанные суммы подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами. В счет компенсации морального вреда просила взыскать (данные изъяты).
В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2 требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 06.11.2014 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что назначение детского пособия на детей Т. и М. по категории дети разыскиваемых родителей в случае уклонения от уплаты алиментов, являлось незаконным, поскольку сведения об отце ребенка указаны со слов матери, не состоящей в браке.
Обращает внимание, что выплата детского пособия на Т. по категории дети разыскиваемых родителей в период с <дата изъята> по <дата изъята> не осуществлялась, установленный размер задолженности за период <дата изъята> в сумме (данные изъяты) не соответствует размеру пособия по данной категории, это размер пособия на младшего ребенка по категории мать-одиночка.
Не согласна с выводом суда о пропуске срока обращения в суд, поскольку ежемесячные компенсационные выплаты, невыплаченные своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО2 выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» ежемесячное государственное пособие на ребенка является одним из видов социальных пособий, оно выплачивается гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением, воспитанием и обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Этим же Федеральным законом предусмотрено, что выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, учитываемых при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и выделяемых целевым назначением (п. 4 ст. 4).
В соответствии с п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 883, ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачивается, если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак.
Согласно п. 48 Положения заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка подается в орган социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок.
Лицо, обратившееся за получением ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере, дополнительно представляет на детей одиноких матерей – справку из органов ЗАГС об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (п. 51 Порядка).
В соответствии со ст. 60 Положения ежемесячное пособие на ребенка назначается начиная с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка. При обращении за ежемесячным пособием на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка, оно назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении этого пособия со всеми необходимыми документами. В этом случае пособие выплачивается в размере, установленном федеральными законами за соответствующий период.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является матерью троих детей: М. (данные изъяты), Т. (данные изъяты), А. (данные изъяты), что подтверждается свидетельствами о рождении серии <номер изъят>, <номер изъят>, <номер изъят>.
<дата изъята> ФИО1 было направлено электронное обращение на электронный адрес Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, в котором она указала на факт неполучения детских пособий на детей, поскольку детские пособия получал один ребенок из троих, а остальным начали давать пособия по розыску с <дата изъята> без каких - либо оснований. Сообщила, что является матерью-одиночкой, просила разобраться и разрешить данный вопрос.
Согласно ответу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> на электронное обращение ФИО1 следует, что произвести назначение и выплату ежемесячного пособия за <дата изъята> Министерством не представляется возможным. До <дата изъята> выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществлялась в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В соответствии с данным Законом средства на выплату пособия выделялись целевым назначением из федерального бюджета. С <дата изъята> , в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 81-ФЗ, выплата данного пособия осуществлялась в соответствии с Законом Усть – Ордынского Бурятского автономного округа от 09.11.2004 № 33-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей, в Усть – Ордынском Бурятском автономном округе» за счет средств бюджета округа. В настоящее время на территории Иркутской облети порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка регулируется Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 130-оз «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», согласно которому назначение и выплата пособия за прошедший период (по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка) осуществляется не более чем за шесть месяцев со дня обращения. В связи с изложены, произвести назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка за <дата изъята> не представляется возможным.
Не согласившись с ответом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от <дата изъята> <номер изъят> ФИО1 обратилась в суд с заявлением, указав, что она являлась одинокой матерью, в связи с чем вправе была получать соответствующие пособие.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств того, что истец была лишена возможности своевременно получить документы, подтверждающие ее статус одинокой матери и обратиться с заявлением о назначении и выплате пособий на детей в повышенном размере, представив документы, подтверждающие статус одинокой матери. На момент рассмотрения дела дочери истца М. исполнилось (данные изъяты), сыну Т. – (данные изъяты). В то время как срок получения пособия на детей ограничен сроком совершеннолетия детей, а пособие подлежит выплате за прошедший период, не более чем за шесть месяцев до дня обращения за ним. Указанные обстоятельства исключают возможность удовлетворения требований и обязания министерства произвести перерасчет ежемесячного пособия на М. и Т. <дата изъята> , выплатить недополученное ежемесячное пособие на детей с <дата изъята> .
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, указанным в исковом заявлении и в письменных возражениях на отзыв ответчика, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не основаны на нормах материального права и по мотивам, указанным в судебном решении не принимаются во внимание судебной коллегией.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 130-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области», ст. 60 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 883, выплата ежемесячного пособия на детей ограничена достижением ребенком совершеннолетия и возможна только за предыдущие 6 месяцев с момента обращения. Доказательств своевременного обращения ФИО1 за назначением пособия на детей как одинокой матери, материалы дела не содержат.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора и влекущих основания для отмены судебного акта, в связи с чем решение суда, проверенное в пределах доводов жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 6 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи А.Л. Малиновская
М.А. Александрова