ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6090/18 от 23.11.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Голодова Е.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2018 года № 33-6090/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Медведчикова Е.Г.,

судей Вахониной А.М., Ширяевской Е.С.,

при секретаре Журавлевой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 24.09.2018, которым исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района о взыскании ежемесячной доплаты к пенсии, расходов по оплате государственной пошлины удовлетворены.

С администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района Вологодской области в пользу ФИО1 взыскана задолженность по ежемесячной доплате к пенсии ... рублей ... копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины ... рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителя истца по доверенности ФИО2, судебная коллегия

установила:

с 31.12.2005 по 23.10.2009 ФИО1 занимала должность главы Демьяновского сельского поселения Бабушкинского муниципального района.

С 25.02.2009 ФИО1 назначена пенсия по старости (л.д. 9).

С 01.01.2011 ФИО1 в соответствии с постановлением главы администрации Демьяновского сельского поселения от 31.12.2010 № 46 установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере ... рубля ... копеек (л.д. 73).

01.01.2015 в связи с недостаточностью доходных источников в бюджете Демьяновского сельского поселения действие названного постановления приостановлено (л.д. 74).

16.04.2016 Демьяновское сельское поселение в соответствии с Законом Вологодской области от 05.04.2016 № 3899-ОЗ преобразовано путем объединения в сельское поселение Бабушкинское.

23.07.2018 Тотемским районным судом решение администрации Демьяновского сельского поселения о приостановлении выплаты ФИО1 доплаты к пенсии признано незаконным (л.д. 105-107).

Ссылаясь на образовавшуюся задолженность по выплате доплаты к пенсии за период с 10.04.2015 по 31.03.2018, ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Бабушкинское о взыскании ... рублей ... копеек.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 уточненные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Бабушкинское в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что оснований для удовлетворения искового заявления ФИО1 не имеется.

Судом вынесено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Бабушкинское ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Суд не принял во внимание, что Устав Демьяновского сельского поселения, на основании которого была установлена доплата к пенсии истцу, утратил силу с 22.12.2016, а в соответствии с Уставом сельского поселения Бабушкинское и Законом Вологодской области Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» правом на получение доплат к пенсии обладают лишь главы поселений, достигшие пенсионного возраста в период исполнения своих полномочий. Поскольку ФИО1 достигла пенсионного возраста в должности главного специалиста по землеустройству, то правом на получение данной доплаты она не обладает.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение вынесено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Законодательным Собранием Вологодской области 26.12.2007 принят Закон Вологодской области № 1728-ОЗ «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (далее - Закон Вологодской области № 1728-ОЗ), определяющий условия предоставления отдельных гарантий осуществления полномочий глав муниципальных образований области.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ (в редакции Закона области от 28.05.2009 № 2019-ОЗ, действующей на момент прекращения полномочий ФИО1 и установления доплаты к пенсии) право на установление доплаты к пенсии предоставлялось лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований области, в течение определенного уставом муниципального образования срока полномочий - со дня вступления в должность главы муниципального образования до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

Статьей 4 названного закона в редакции Закона области от 28.05.2009 № 2019-ОЗ определялось, что доплата к пенсии устанавливается в размере 55 процентов от размера заработной платы (оплаты труда) на момент прекращения полномочий главы муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Вологодской области № 1728-ОЗ доплата к пенсии устанавливается со дня обращения при условии прекращения полномочий главы муниципального образования и только после назначения пенсии по старости, либо по инвалидности (при наличии I или II группы инвалидности), либо за выслугу лет.

Согласно Уставу Демьяновского сельского поселения срок полномочий главы составлял 4 года, ему гарантировалась доплата к пенсии в размере 55 % от размера заработной платы на момент прекращений полномочий главы муниципального образования (пункты 2 статья 26).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, отработав в должности главы поселения предусмотренный уставом срок (4 года), приобрела право на получение ежемесячной доплаты к пенсии по достижению пенсионного возраста в соответствии с нормами законодательства, действующими на момент назначения соответствующей выплаты (по состоянию на 31.12.2010), поэтому она не может быть произвольно лишена права на её получение.

Указанный вывод является правильным, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Не может судебная коллегия согласиться с утверждениями апеллянта о том, что ФИО1 утратила право на получение указанной доплаты, со ссылкой на действующее в настоящее время законодательство (Устав Бабушкинского сельского поселения, Закон Вологодской области Вологодской области от 26.12.2007 № 1728-ОЗ), предусматривающее выплату таких доплат лишь при достижении пенсионного возраста в период осуществления полномочий главы муниципального образования и при условии замещения указанной должности не менее двух сроков полномочий.

Действительно, Федеральным законом от 30.12.2015 № 446-ФЗ, вступившим в силу с 30.12.2015, часть 5.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем вторым, согласно которому в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно Закону Вологодской области от 13.12.2012 № 2930-ОЗ статья 2 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» изложена в новой редакции, по которой право на установление доплаты к пенсии имеют: лица, замещавшие должности глав муниципальных образований области в течение двух и более сроков полномочий (пункт 1 части 1).

Закон Вологодской области от 13.12.2012 № 2930-ОЗ вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в издании «Красный Север» от 18.12.2012 № 238.

В соответствии с абзацем вторым статьи 2 Закона Вологодской области от 13.12.2012 № 2930-ОЗ положения статьи 2 и части 1 статьи 4 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» не распространяются на глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего закона, в том числе осуществляющих свои полномочия на момент вступления его в силу и избранных вновь на новый срок полномочий после вступления его в силу. Указанные главы муниципальных образований сохраняют право на установление доплаты к пенсии на условиях и в размере, предусмотренных статьей 2 и частью 1 статьи 4 Закона Вологодской области «О некоторых гарантиях осуществления полномочий глав муниципальных образований Вологодской области» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона).

Как видно из материалов дела, ФИО1 была избрана главой Демьяновского поселения 05.06.2005, то есть до внесения изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Закон Вологодской области № 1728-ОЗ, определяющие порядок и основания предоставления гарантий главам муниципальных образований.

Изменения федерального законодательства и законодательства Вологодской области, связанные с установлением дополнительных условий реализации права на данную доплату (заключающихся в достижении пенсионного возраста в период осуществления своих полномочий при условии замещения должности главы муниципального образования в течение двух и более сроков полномочий), не могли иметь обратной силы и являться основанием для прекращения соответствующих выплат истцу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19 и 54, частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации (решение от 01.19.1993 № 81-р, постановления от 24.10.1996 № 17-П, от 20.07.2011 № 20-П и от 22.04.2014 № 12-П).

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что недопустимость придания обратной силы нормативному регулированию, ухудшающему положение лица в его отношениях с государством, обусловлена также требованием формальной определенности правовой нормы, которое предполагает, что участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официального статуса, а также приобретенных прав и обязанностей.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для прекращения и приостановления данных выплат истцу следует признать правильным.

Таким образом, разрешая заявленный иск, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тотемского районного суда Вологодской области от 24.09.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий: Е.Г. Медведчиков

Судьи: А.М. Вахонина

Е.С. Ширяевская