ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6111/2022 от 07.07.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-6111/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 07 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Романовой Л.В.

судей

Пономаренко А.В., Сокола В.С.

при секретаре

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Феодосии, заявленного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Феодосии Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

В июне 2022 г. прокурор города Феодосии Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику, просил обязать администрацию города Феодосии Республики Крым:

обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии, готовности к использованию защитных устройств и помещений для укрываемых, восстановить межкомнатные двери и коробки, приборы освещения, санитарно-техническое и другое оборудование защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: , защитных сооружений гражданской обороны (ПРУ) ; защитных сооружений гражданской обороны (ПРУ) ;

провести планово-предупредительный ремонт защитных сооружений гражданской обороны;

обеспечить герметичность защитных сооружений гражданской обороны;

завести журнал оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Феодосии Республики Крым проведена проверка соблюдения администрацией г. Феодосии требований законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.

В ходе проведенной проверки защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО), расположенных по адресу: , (жилой многоквартирный дом), и по адресу: ), установлены нарушения законодательства в указанной сфере.

По результатам проведенной проверки установлены нарушения требований эксплуатации ЗС ГО, а также выявлены факты неисполнения органами местного самоуправления обязанности по оформлению муниципальной собственности на защитные сооружения, прокуратурой внесено представление.

По результатам рассмотрения внесенного представления, администрацией г. Феодосии были устранены нарушения, не требующие значительных временных и финансовых затрат, а именно было зарегистрировано право собственности на ЗС ГО (ПРУ) , расположенное по адресу: , (МБДОУ Щебетовский детский сад), ЗС ГО (ПРУ) , расположенное по адресу: (многоквартирный дом). При этом иные нарушения ответчиком устранены не были, что стало поводом для обращения в суд.

В суде первой инстанции прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель администрации г. Феодосии исковые требования признал частично, ссылаясь на то, что в настоящее время принимаются меры по устранению выявленных нарушений, однако их устранение запланировано на 2022 год.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года исковые требования прокурора удовлетворены полностью.

Судом возложена обязанность на администрацию г. Феодосии Республики Крым обеспечить сохранность и содержание в исправном состоянии, готовности к использованию защитных устройств и помещений для укрываемых, восстановить межкомнатные двери и коробки, приборы освещения, санитарно-техническое и другое оборудование защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: , , ЗС ГО (ПРУ) (МБДОУ Щебетовский детский сад); , , ЗС ГО (ПРУ) (многоквартирный дом);

провести планово-предупредительный ремонт защитных сооружений гражданской обороны;

обеспечить герметичность защитных сооружений гражданской обороны;

завести журнал оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны, с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей.

С решением суда не согласилась администрация г. Феодосии Республики Крым и обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В частности заявитель жалобы указывает, что судом ошибочно сделан вывод о частичном признании ответчиком заявленных исковых требований, тогда как доверенность представителя администрации г. Феодосии - ФИО2 не содержит полномочий о признании иска в суде. Обращают внимание суда, что поскольку право собственности на защитные сооружения гражданской обороны зарегистрировано лишь в 2021 году, в муниципальной программе «Совершенствование и развитие гражданской обороны, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в муниципальном образовании городской округ ФИО3» средств на мероприятия по указанным объектам предусмотрено не было.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Феодосии Республики Крым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель к администрации города Феодосии Республики Крым, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав доклад судьи Романовой Л.В., выслушав пояснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы ответчика, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы администрации города Феодосии Республики Крым.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон о гражданской обороне), гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В силу статьи 8 Закона о гражданской обороне к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено в частности создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны (часть 1 статьи 8); к полномочиям органов местного самоуправления в области гражданской обороны отнесено в том числе, создание в пределах своих полномочий и поддержание в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения (ч. 2 статьи 8).

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 15 декабря 2002 года № 583 (Правила эксплуатации защитных сооружений), в редакции Приказа МЧС Российской Федерации от 22 декабря 2015 года № 679, статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО (приложение №6).

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 (далее – Порядок), к объектам гражданской обороны относятся:

убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;

противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;

укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;

убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды « и » транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 8 Порядка федеральные органы государственной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Судом правильно установлено, что прокуратурой города Феодосии совместно с участием специалистов отдела надзорной деятельности по г. Феодосии УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена проверка исполнения законодательства при создании, содержании и использовании указанных защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой установлены нарушения требований Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 (далее – Правила), расположенных по адресу:

- (жилой многоквартирный дом),

- -а (МБДОУ Щебетовский детский сад), установлены нарушения законодательства в указанной сфере.

Так, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны выявлены нарушения, в частности: не обеспечена постоянная готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по назначению, чем нарушены требования пп. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575; в нарушение п. 9 Порядка, п. 1.7 Правил - не обеспечена готовность защитных сооружений гражданской обороны к использованию по предназначению; в нарушение п. 3.2.1 Правил не обеспечена сохранность защитно-герметических дверей; не проводятся мероприятия по оценке технического состояния: системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, чем нарушаются требования пп. 4.1.1 - 4.1.7, 4.2.1 - 4.2.6, 14.3.11, 4.4.1-4.4.5, 4.5.1 - 4.5.5 Правил; в нарушение п. 3.2.11 Правил, ч.1 ст. 9 Закона о гражданской обороне инженерно-техническое оборудование не исправно и не готово к использованию по назначению.

Кроме того, при проведении проверки выявлены факты неисполнения органами местного самоуправления обязанности по оформлению регистрации права муниципальной собственности на защитные сооружения, внесения сведений в ЕГРН.

Устранение вышеперечисленных нарушений необходимо для соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях гражданской обороны общества, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

19.02.2020 по результатам проведенной проверки соблюдения требований соответствующего федерального законодательства прокуратурой г. Феодосии в адрес администрации г. Феодосии внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 25-28).

По результатам рассмотрения внесенного представления, администрацией г. Феодосии были устранены нарушения, не требующие значительных временных и финансовых затрат, а именно было зарегистрировано право собственности на ЗС ГО (ПРУ) , расположенное по адресу: (МБДОУ Щебетовский детский сад), ЗС ГО (ПРУ) , расположенное по адресу: (многоквартирный дом).

Так, объекты, расположенные по адресу: , (многоквартирный дом), ( сад) внесены в реестр муниципальной собственности, право собственности на ЗС РО – бомбоубежище, подвал (нежилое помещение) зарегистрировано, сведения внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-18, 12-14).

Иные нарушения на день рассмотрения дела судом первой инстанции устранены не были, что не оспаривает сторона ответчика в доводах апелляционной жалобы.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о гражданской обороне и п. 9 Порядка органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Таким образом, действующее законодательство относит защитные сооружения гражданской обороны к федеральной собственности, независимо от факта внесения сведений в ЕГРН.

Полномочия собственника в отношении расположенного на территории города Феодосии Республики Крым имущества, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, по поводу которых возник спор, осуществляет администрация города Феодосии Республики Крым.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

Ссылку на обстоятельства, не учтенные судом первой инстанции, апелляционная жалоба администрации города Феодосии Республики Крым не содержит.

Доводы апелляционной жалобы относительно обжалованного решения выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку юридически значимыми для дела не являются, в связи с чем судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Доводов, имеющих правовое значение по сути спора и влияющих на правильность его разрешения администрация города Феодосии Республики Крым не приводит, апелляционная жалоба сводится к формальному пересмотру правильного судебного решения, соответственно оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации города Феодосии Республики Крым не имеется.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 июля 2022 года.

Председательствующий судья: Романова Л.В.

Судьи: Пономаренко А.В.

Сокол В.С.