ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6113/2017 от 13.04.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Клыков А.М.Дело № 33- 6113/2017

Апелляционное определение

г. Волгоград 13 апреля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Олейниковой В.В.,

судей: Матвиенко Н.О., Чекуновой О.В.,

при секретаре: Ф.И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <.......> района <.......> области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области о возложении обязанности по разработке и принятию нормативного правового акта в сфере организации регулярных перевозок

по апелляционной жалобе администрации <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области

на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2017 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., выслушав прокурора Ф.И.О., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

Установила:

Прокурор <.......> района <.......> области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области о возложении обязанности по разработке и принятию нормативного правового акта в сфере организации регулярных перевозок.

Требования мотивировал тем, с 11 января 2016 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 13 мюля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Прокуратурой <.......> района <.......> области была проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере нормотворчества в деятельности администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области, в ходе которой установлено, что до настоящего времени администрацией поселения не разработаны и не приняты муниципальные правовые акты в сфере организации регулярных перевозок.

В свою очередь, отсутствие правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений противоречит принципам законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, установленным ст.3 Федерального закона от25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Данные нарушения требований законодательства допущены по вине должностных лиц администрации, которые, имея реальную возможность для соблюдения требований действующего законодательства, не приняли всех зависящих от них мер по исполнению его требований.

В целях исключения нарушения законности в указанной сфере правоотношений, прокуратурой района в адрес главы администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере нормотворчества.

Однако в ответе на представление прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ администрация <.......> городского поселения указывает на нецелесообразность разработки соответствующих документов.

Ссылаясь на то, что бездействие ответчика влечет за собой нарушение прав неопределенного круга граждан на обеспечение доступности транспортных услуг для населения, а также определения порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, прокурор просил суд обязать администрацию Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативныйправовой акт, регулирующий порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Судом постановлено вышеприведенное решение, которым на администрацию <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В апелляционной жалобе администрация Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, ставит вопрос о его отмене. В доводов ссылается на то, что для принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок необходимо утверждение муниципальным районом порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок в границах муниципального района. Поскольку такой порядок в Городищенском муниципальном районе <.......> области не утвержден, разработка и принятие нормативного правового акта, регулирующего порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области, не представляется возможным. Кроме того, согласно реестру пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок <.......> области, имеются маршруты № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, проходящие, по территории Городищенского городского поселения. Данное исключает нарушение прав неопределенного круга граждан на обеспечение доступности транспортных услуг для населения Городищенского муниципального поселения. Необходимость в других муниципальных маршрутах регулярных перевозок, в границах Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области отсутствует.

В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях, прокурор <.......> района полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями ст. 2 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Правоотношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 220-ФЗ).

В соответствии п. 27 ст. 3 названного Федерального закона № 220-ФЗ, под документом планирования регулярных перевозок понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченныхорганов местного самоуправления.

Исходя из ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 220-ФЗ полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах одного городского поселения возложены на уполномоченный орган местного самоуправления соответствующего поселения.

Данная норма корреспондирует с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Часть 1 ст. 12 Федерального закона № 220-ФЗ конкретизирует положения ст. 11 данного закона и определяет, что для реализации полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части установления, изменения, отмены муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок необходимо принятие указанными органами соответствующих нормативных актов, в том числе:

- законов субъектов Российской Федерации;

- иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (например, постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

- муниципальных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой <.......> района <.......> области проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере нормотворчества в деятельности администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области.

В ходе проверки было установлено, что администрацией Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области, до настоящего времени не принят муниципальный нормативный правовой акт регулирующий порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области с учетом положений Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Главе Городищенского городского поселения было внесено представление № 7-40-2016 от 22 августа 2016 года об устранении нарушений законодательства в сфере нормотворчества, согласно которому необходимо было принять меры к устранению допущенных нарушений: разработать и принять нормативный правовой акт, регулирующий порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района <.......> области.

Между тем до настоящего времени требования, изложенные в представлении о разработке и принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области, не исполнены, что подтверждается ответом администрации <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, из которого следует, что необходимость открытия в границах поселения муниципального маршрута отсутствует, поэтому не разработаны, и не приняты муниципальные правовые акта в рассматриваемой сфере.

Дав правовой анализ фактическим обстоятельствам дела, исходя из правильного толкования и применения вышеприведенных положений закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на администрацию Городищенского городского поселения <.......> муниципального района <.......> области, в силу прямого указания закона, возложена обязанность по разработке нормативного правового акта, регулирующего порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Городищенского городского поселения <.......> муниципального района <.......> области.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к иному толкованию подлежащих применению к спорным правоотношениям норм материального права, которое судебная коллегия находит ошибочным. Основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 15 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации <.......> городского поселения <.......> муниципального района <.......> области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>