ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6117/2022 от 07.07.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Османова Н.С. дело 33-6117/2022

2-1002/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 июля 2022 г. г.о. Самара

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе

председательствующего Желтышевой А.И.,

судей Топтуновой Е.В., Чирковой И.Н.

при ведении протокола помощником судьи Сафоновым А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ТСН «Жилищный комплекс «АРГО-1» о перерасчете начисленной оплаты за коммунальные услуги,

по апелляционным жалобам ФИО1 и ТСН «Жилищный комплекс «АРГО-1» на решение Промышленного районного суда г.о. Самара от 25.02.2022 г., которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 - удовлетворить частично.

Обязать ТСН «Жилой комплекс «Арго1» производить расчет платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес> на основании показаний индивидуального приборов учета- теплосчетчика, установленного в квартире с вводом последнего в эксплуатацию.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать. «

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения жалобам ФИО2 представителя ТСН «Жилищный комплекс «АРГО-1» ФИО3

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд к ТСН «Жилищный комплекс «АРГО-1» с иском о перерасчете начисленной оплаты за коммунальные услуги

В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>.

С 01.06.2019г. деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>А осуществляет ТСН «Жилой комплекс «Арго 1», плата за поставленные ресурсы (электроэнергия, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление) производится истцом в ТСН. Прямых договоров с поставщиками услуг (ресурсов) истцом не заключалось.

В квартире истца установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) на электроэнергию - Меркурий 201.8, заводской ; на водоснабжение - СВК-15 , СВК-15 ; на теплоноситель ТТК-01-М заводской . Все вышеуказанные ИПУ опломбированы, введены в эксплуатацию, поверены.

В период времени с момента принятия квартиры по акту приема-передачи (11.03.2017) по 31.05.2019 оплата за энергоресурсы производилась по показаниям ИПУ.

Показания ИПУ переданы ООО УК «Городская управляющая компания», управлявшей домом в период с 14.02.2018 по 31.05.2019 и приняты ТСН «Жилой комплекс «Арго 1». На 01.06.2019 показания ИПУ составляли: по электричеству - 312,67кВт, по ХВС - 26 м.куб, по ГВС -0 м.куб.

Между тем, вопреки действующим нормам права, начисление за поставленные энергоресурсы производится ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» по нормативам потребления, при условии того, что собственником квартиры подавались соответствующие показания ИПУ.

Так, за ХВС и ГВС собственнику ежемесячно выставляется по нормативу потребления - 3,24 м. куб, за ХВС - 5,92 м.куб, соответственно за водоотведение 9,16 м. куб.

За период с 01.06.2019 по 31.10.2021 (29 мес.) ТСН выставлено к оплате по нормативу потребления ГВС 93,96 м.куб., ХВС 171,68 м.куб., в то время как фактическое потребление за указанный период составило: ХВС -17 м. куб (43(по состоянию на 31.10.2021) - 26 (на начало периода); ХВС на ГВС - 6 м.куб (на 31.10.2021); электроэнергии - 275 (587(на 31.10.2021) - 312) кВт. По состоянию на 30.11.2021 показания ИПУ составляли: по электроэнергии - 600 кВт, ХВС - 45 м. куб, ГВС - 7 м.куб.

На обращение в ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» о перерасчете платы за энергоресурсы по показаниям ИПУ, поступил ответ, из которого следует, что ТСН не обладает информацией (документами) о вводе вышеперечисленных приборов учета в эксплуатацию необходимой для проведения перерасчета.

На основании изложенного, ФИО2 просит:

-обязать ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» в течение 15 дней, с даты вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет начисленной платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию в период с 01.06.2019г. по 30.11.2021г. исходя из объема потребленной воды и электроэнергии, рассчитанной на основании показаний приборов учета (на электроэнергию - Меркурий 201.8, заводской ; на водоснабжение - СВК-15 (ГВС), СВК-15 (ХВС), установленных в принадлежащей ФИО1 квартире, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>;

- обязать ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» в течение 15 дней, с даты вступления решения суда в законную силу, производить расчет платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес>А, <адрес>, исходя из объема потребления энергоресурса на основании установленного в квартире теплосчетчика ТТК-01-М заводской с вводом последнего в эксплуатацию.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с принятым судебным актом, ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении его требований, а ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» - в части удовлетворенных требований истца, полагая, что в указанной части решение постановлено при неправильном применении норм материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны доводы жалоб поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В соответствии с ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Пункт 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), устанавливает, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с п. п. "в, з" п. 69 Правил в платежном документе на оплату коммунальных услуг указываются, в том числе указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

В силу п. 31 Правил, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

В силу п. 33 Правил, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> А, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.12.2021г., предоставленной Управлением Росреестра по <адрес> по запросу суда.

С ДД.ММ.ГГГГ управление данным многоквартирным домом осуществляет ТСН «Жилой комплекс «Арго 1».

В квартире истца установлены следующие индивидуальные приборы учета: ИПУ теплосчетчика ТТК-01-М; ИПУ на электроэнергию - Меркурий 201.8, заводской ; ИПУ на водоснабжение - СВК-15 ; ИПУ на водоснабжение - СВК-15 (смотровой лист строительной готовности жилого помещения от 01.03.2017г.)

Истец в связи с установкой ИПУ обратился к ответчику с заявлением, в котором просил: произвести перерасчет начисленной платы за холодное водоснабжение (ХВС), ХВС на ГВС, водоотведение, электроэнергию в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время исходя из объема потребленной воды и электроэнергии, рассчитанных на основании показаний приборов учета, установленных в принадлежащей ФИО1 квартире, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>; расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: <адрес> А, <адрес>, производить исходя из площади квартиры - 62,2 кв.м.; расчет платы за отопление жилого помещения по адресу: <адрес> А, <адрес>, производить на основании установленного в квартире теплосчетчика ТТК- 01-М с вводом последнего в эксплуатацию; предоставить акт сверки взаимных расчетов между ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» и ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по всем видам поставленных энергоресурсов (лицевой счет ).

ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» дан ответ, в котором указано, что для проведения перерасчета по указанным в заявлении приборам учета необходимо направить в адрес ТСН документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию с указанием даты ввода.

Согласно, представленной карточки расчетов за период с 01.06.2019 по 31.10.2021 по лицевому счету №26 открытого на имя ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А-26, имеется задолженность в размере 4 307,48 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, при этом границей раздела сетей является точка подключения энергопринимающего устройства принадлежащего абоненту присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно положениям ч. 1 и ч. 2 ст. 13 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Учет используемых энергетических ресурсов на объектах, подключенных к системам централизованного снабжения, осуществляется в местах подключения указанных объектов к таким системам.

Приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию; до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2).

Из содержания приведенной нормы следует, что расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных приборов учета только после их ввода в эксплуатацию.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).

При этом согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей проверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней проверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Дав оценку установленным обстоятельствам доводам сторон, суд пришел к выводу, что в нарушении вышеуказанных норм, ФИО2 с соответствующим заявлением к ответчику о введении в эксплуатацию индивидуальных приборов учетов ГВС, ХВС, электроэнергии не обращался. Отсутствие акта ввода в эксплуатацию указанных индивидуальных приборов учета также не отрицалось представителем истца в судебном заседании.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что требования ФИО2 о перерасчете начисленной оплаты за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию в период с 01.06.2019г. по 30.11.2021г. исходя из объема потребленной воды и электроэнергии, рассчитанного на основании показаний приборов учета удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств ввода вышеуказанных ИПУ в эксплуатацию уполномоченной организацией истцом не представлены..

Разрешая требования истца о расчете платы за отопление жилого помещения исходя из объема потребления энергоресурса на основании установленного в квартире теплосчетчика, суд исходил из следующего.

В заявлении ФИО2 в ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» о перерасчете платы за энергоресурсы по показаниям ИПУ наряду с требованиями произвести расчет за отопление жилого помещения, также содержатся требования о вводе в эксплуатацию теплосчетчика, установленного в квартире истца.

Данная заявка ответчиком как исполнителем не принята и оставлена без внимания.

Доводы представителя ответчика о том, что расчет платы за отопление по показаниям индивидуального прибора учета возможен только при наличии общедомового прибора учета, суд не принял, как неверно основанные на законе, указав, что применение пункта 42(1) Правил возможно при одновременном отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета, отсутствие только коллективных (общедомовых) приборов учета не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги по нормативу потребления без принятия показаний индивидуальных приборов учета.

Следовательно, ТСН «Жилой комплекс «Арго 1» обязано производить расчет платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, <адрес> на основании показаний индивидуального приборов учета- теплосчетчика, установленного в квартире с вводом последнего в эксплуатацию, поскольку истец в установленном порядке обращался к ответчику с заявлением на ввод в эксплуатацию теплосчетчика, что подтверждено документально.

Однако с указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.

Вывод суда о возможности применения показаний ИПУ при расчете платы за отопление в доме, в котором отсутствует централизованное теплоснабжение, при отсутствии общедомового прибора учета, основаны на судебной практике и редакции Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, существовавших до внесения в указанные правила изменений.

В соответствии с п. 40 указанных Правил, в редакции действующей на момент разрешения спора, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.

В соответствии с п. 54 указанных Правил, в редакции действующей на момент разрешения спора, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам, за исключением случаев, установленных в абзаце девятом настоящего пункта.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.( п. 42 (1)).

При этом указанные формулы не содержат такого компонента, как показания ИПУ в конкретных жилых( нежилых) помещениях.

Постановлением от 31 мая 2021 года N 24-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца третьего пункта 40, абзацев первого и четвертого пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос о размере платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по независимой схеме - через индивидуальный тепловой пункт - многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и большая часть помещений в котором оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Оспоренные положения Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования не предполагают определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по указанной схеме многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором большая часть помещений оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии, без учета показаний последних.

Оспоренные положения Правил признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования при определении размера такой платы не предусматривают возможности учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения по указанной схеме многоквартирном доме, который оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и большая часть помещений в котором оборудована индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Соответственно необходимость учета показаний ИПУ также признана в многоквартирных домах, оснащенных общедомовым прибором учета.

Из материалов дела следует, и это не оспаривается сторонами, что <адрес> А, по <адрес>, не оснащен общедомовым прибором учета.

Следовательно, наличие в квартире истца ИПУ по отоплению правового значения не имеет, поскольку их показания к расчету в настоящее время, до установки общедомового прибора учета, приняты быть не могут.

При таких обстоятельствах выводы суда о наличии оснований для обязания ответчика ввести в эксплуатацию теплосчетчик, установленный в квартире истца, и начисления платы за отопление, исходя из показаний ИПУ, нельзя признать обоснованными, в связи с чем решение суда подлежит в указанной части отмене, а требования истца оставлению без удовлетворения.

В указанной части права истца со стороны ответчика не нарушены.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО2 в части обязания ТСН произвести перерасчет начисленной платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию в период с 01.06.2019г. по 30.11.2021г. исходя из объема потребленной воды и электроэнергии, рассчитанной на основании показаний приборов учета, установленных в квартире истца, суд исходил из отсутствия сведений и доказательств о вводе в эксплуатацию установленных в квартире истца приборов учета.

Однако с указанными выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.211 года (далее – «Правила») установлены обязанности потребителя коммунальных услуг, в том числе потребитель обязан:

в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку (подпункт «г»);

обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (подпункт «д»);

допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (подпункт «е»);

допускать исполнителя в занимаемое жилое помещение или домовладение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, за исключением случаев, если установленный и введенный в эксплуатацию прибор учета присоединен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) (подпункт «ж»);

своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «и»).

При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).

Пунктами 56 и 56 (1) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях", установлено, что если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно п. 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (п. 81(12).

Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня.

Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении (П. 81(13).

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (П. 81(14).

В силу положений ч. 1 ст.9 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальный услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещениях" ввод ИПУ в эксплуатацию осуществляется поэтапно: первый этап- проверка ИПУ и документов на него; второй этап- установка контрольных пломб ; третий этап- составление Акта ввода в эксплуатацию.

Соответственно установка пломб на ИПУ производится непосредственно перед оформлением акта ввода счетчика в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что при сдаче дома в эксплуатацию в квартире истца были установлены ИПУ по ХВС, ГВС, электроэнергии.

ИПУ опломбированы, целостность пломб не нарушена, что ответчиком не оспорено.

Действующее законодательство обязывает осуществлять расчеты за потребленные энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 261-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 8 ст. 11 названного Закона Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Частью 4 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что приборы учета во вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах устанавливаются застройщиками за свой счет до получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Согласно п.7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.

В соответствии с частях 3 -6.1 ст. 13 названного Закона дома, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно письму Минрегиона России от 13.03.2012 N 5243-АП/14 "Об установлении приборов учета используемой воды, электрической энергии и газа" многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012, должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми), так и индивидуальными приборами учета всех используемых ресурсов, включая приборы учета воды.

В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета воды, ввод установленных приборов учета воды в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю; установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета (абз. 2, 11 п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг).

<адрес> А пл <адрес>, г.о. Самара введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно обязанность по установке ИПУ и вводу их в эксплуатацию в силу вышеуказанных норм права лежала на застройщике (ООО « Сфинкс»).

В отсутствие ИПУ ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не допускается.

Квартира передана истцу по Акту приема-передачи квартиры от 11.03.2015 г.

В смотровом листе на квартиру от 01.03.2017 г. указано, что в квартире установлены счетчики воды и эл.энергии со следующими показаниями: ХВС – 00000, 056, ГВС – 00000, 054, эл.энергия – 000000,43.

При таких обстоятельствах доводы истца о том, что квартира им передана с введенными в эксплуатацию ИПУ, нашли свое подтверждение и объективно ничем не опровергнуты.

Само по себе отсутствие в ТСН Акта ввода ИПУ в эксплуатацию не свидетельствует об отсутствии самого факта ввода ИПУ в эксплуатацию, который помимо Акта передачи квартиры подтверждается и последующими действиями управляющей организации, на протяжении 2 лет принимавшей показания ИПУ от истца для начисления оплаты за потребление коммунальных ресурсов.

При этом каких-либо Актов о несоответствии узла учета требованиям действующего законодательства, его неисправности, несогласии с его показаниями, невозможности принятия показаний данных приборов учета, предоставляемых истцом, ответчиком не составлялось.

Иных доказательств, свидетельствующих о том, что спорные приборы учета в рассматриваемый период являлись неисправными (некорректно фиксировали фактически потребленный объем воды), в материалах дела также не имеется, показания расчетных приборов учета ответчиком не опровергнуты.

Обеспечение надлежащего технического состояния, безопасности эксплуатируемых энергетических сетей, исправности используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также соблюдение режима потребления энергии, по общему правилу, возложено на абонента (потребителя, собственника) (статьи 539, 543 ГК РФ, пункт 145 Правил N 442 - в редакции на момент проверки).

Достоверность данных учета потребленных энергетических ресурсов обеспечивается соблюдением нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов учета (определенных законодательством об энергоснабжении, об обеспечении единства измерений, нормативно-технических документов и государственных стандартов); правильностью установки приборов учета (место установки, схема подключения); допуском соответствующих приборов учета в эксплуатацию в установленном порядке; надлежащей эксплуатацией приборов учета; периодичностью поверки и соблюдением режима потребления энергии; целостностью и сохранностью прибора учета, а также средств маркировки/контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля (статья 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), пункты 137, 144, 145, 147, 152, 154, 155 Правил N 442).

В данном случае ИПУ в квартире истца в установленные сроки ( октябрь 2020) прошли поверку ООО « Акватехник» и признаны годными к дальнейшей эксплуатации с выдачей соответствующих документов.

Составленные ООО « Акватехник» документа содержат сведения о целостности пломб на ИПУ, их показаниях.

Действующее законодательство устанавливает императивные требования к процедуре проведения проверки и порядку фиксации ее результатов. Так, согласно абзацу второму пункта 172 Правил N 442 проверка расчетных приборов учета включает визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств и схем соединения приборов учета, проверку соответствия прибора учета установленным требованиям, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний прибора учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки. Результатом такой проверки является составление акта проверки (пункт 176 Правил N 442), а в случае выявления безучетного потребления - акта о неучтенном потреблении (пункт 193 Правил N 442).

Непосредственно Порядок проведения поверки средств измерений, а также требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утверждены Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 02.07.2015 N 1815.

Кроме этого, в силу пункта 1 статьи 12 Закона N 102-ФЗ при утверждении типа средств измерений, помимо межповерочного интервала, устанавливаются показатели точности, а также методика поверки данного типа средств измерений.

Поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений. Правила проведения аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений утверждены Постановлением Госстандарта России от 17.12.2002 N 124.

Результаты поверки прибора учета удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в его паспорте (формуляре), заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Конструкция прибора учета должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации рассматриваемого средства не позволяют нанести знак поверки непосредственно на измеритель, он наносится на свидетельство о поверке или в паспорт (формуляр) (пункт 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ).

В данном случае ООО « Акватехник» имеет аттестат аккредитации RU. RU 312268 от 07.09 2017 г.

Выданные ООО «Акватехник » свидетельства о поверке приборов учета в квартире истца никем не оспорены, недействительными не признаны.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

В соответствии с постановлением Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 « О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 ГК РФ); указывает, что заявление такой стороны о недействительности сделки не имеет правового значения (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание обязанность застройщика по установке и вводу в эксплуатацию ИПУ, не опровергнутые факты передачи ИПУ истцу при передаче жилого помещения по акту приема-передачи, наличия на них пломб, принятие управляющими организациями показаний ИПУ для расчета оплаты потребленных истцом коммунальных ресурсов, а также поверке ИПУ в установленные законом сроки и порядке, требования ответчика о необходимости истцу оформить акт ввода ИПУ в эксплуатацию только потому, что в ТСН отсутствует Акт ввода их в эксплуатацию на момент сдачи дома, что влечет за собой применение расчетного способа оплаты, нельзя признать обоснованным и добросовестным поведением ТСН, поскольку профессиональные участники отношений по управлению домом не вправе возлагать на добросовестных абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, его опломбирования и последующей регулярной проверки.

При этом абонент, на которого возлагается дополнительное имущественное бремя, в том числе по оплате безучетного потребления энергии, не может быть лишен возможности доказывать в установленном законом порядке соответствие эксплуатируемых им приборов (узлов) учета требованиям технической безопасности и коммерческой пригодности, предусмотренным законодательством об обеспечении единства измерения, что было истцом и сделано.

При таких обстоятельствах требования истца о признании ИПУ, установленных в его квартире, введенными в эксплуатацию, обязании ТСН принимать для расчета их показания и обязании произвести перерасчет оплаты за потребленные коммунальные ресурсы за с 01.06.2019г. по 30.11.2021г с применением показаний ИПУ подлежат удовлетворению.

При этом судебная коллегия не находит оснований для установления конкретных сроков проведения перерасчета, поскольку данный вопрос разрешается по правилам законодательства об исполнительном производстве.

Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Промышленного районного суда г.о. Самара от 25.02.2022 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Обязать ТСН «Жилой комплекс «Арго1» произвести перерасчет начисленной платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию в период с 01.06.2019г. по 30.11.2021г. исходя из объема потребленной воды и электроэнергии, рассчитанной на основании показаний приборов учета (на электроэнергию - Меркурий 201.8, заводской ; на водоснабжение - СВК-15 (ГВС), СВК-15 (ХВС), установленных в принадлежащей ФИО1 квартире, расположенной по адресу: <адрес> А, <адрес>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Настоящее определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3 месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи