ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6135/2016 от 31.05.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Соловаров С.В. дело №33-6135/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 мая 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.,

судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.,

при секретаре Богдан Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 к администрации <адрес> Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании уважительной причины отсутствия регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства, признании членом семьи собственника жилого помещения, признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.

Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО3 обратились в суд с иском, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации <адрес> Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о признании уважительной причины отсутствия регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства, признании <данные изъяты>. членом семьи собственника жилого помещения ФИО1, признании за собственником утраченного жилого помещения права на получение государственного жилищного сертификата исходя из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме при составе семьи *** и более человек в размере ***.; возложении на администрацию <адрес> Алтайского края обязанности включить ФИО1 в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> входящей в состав семьи ФИО1 исходя из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме при составе семьи *** и более человек в размере ***.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что жилое помещение, по адресу <адрес> в <адрес> Алтайского края, принадлежащее ФИО1 на праве собственности, оказалось в зоне подтопления в результате паводка в мае-июне 2014 года, произошедшего на территории <адрес><адрес>

ДД.ММ.ГГФИО4 и ФИО1, действующим в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения в администрацию <адрес> Алтайского края было направлено заявление о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории <адрес> Алтайского края.

По результатам рассмотрении данного заявления решением межведомственной комиссии администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ названным лицам было отказано во включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Основанием для отказа явилось то, что ФИО5 и ФИО2 не были зарегистрированы на момент паводка в жилом доме, который оказался в зоне подтопления.

Истцы полагают, что причина отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в вышеуказанном жилом помещении на момент паводка не является безусловным основанием для ограничения прав и свобод несовершеннолетней <данные изъяты>., направленных на получение государственного жилищного сертификата

Выбор места жительства несовершеннолетней <данные изъяты> и необходимость постановки дочери на регистрационный учет по месту жительства осуществляли ее законные представители- родители и он не зависел от несовершеннолетнего ребенка. Действующее законодательство не предусматривает какого-либо срока, в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка.

Решением Быстроистокского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал несовершеннолетнюю <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения членом семьи ФИО1 и ФИО3, а также уважительной причину отсутствия регистрации несовершеннолетней <данные изъяты> по месту жительства в утраченном в результате паводка жилом <адрес>А по <адрес> в <адрес> Алтайского края на момент стихийного бедствия в мае-июне 2014 года.

Признано за собственником вышеуказанного утраченного в результате паводка жилого помещения ФИО6 право на получение государственного жилищного сертификата с учетом несовершеннолетнего члена его семьи- дочери <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения, по социальной норме при составе семьи более ***х человек в размере *** м2.

На администрацию <адрес> Алтайского края и Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить несовершеннолетнюю <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата в качестве члена семьи собственника вышеуказанного утраченного в результате паводка жилого помещения ФИО1

Взыскано с Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в пользу ФИО1***. – расходы по уплате государственной пошлины.

Взыскано с администрации <адрес> Алтайского края в пользу ФИО1***.- расходы по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе предъявленных к комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, ФИО1 и ФИО3 отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит об отмене постановленного судом решения в части удовлетворенных исковых требований и принятии в этой части нового решения.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неисполнимость решения суда, поскольку собственник ФИО1 уже получил государственный жилищный сертификат из расчета на семью из трех человек (ФИО1, ФИО7 и ФИО3) на общую площадь *** м2.

Более того, указанный жилищный сертификат реализован семьей М-вых, ими приобретено жилое помещение по <адрес><адрес>, общей площадью <адрес>. Денежные средства продавцу жилого помещения перечислены в полном объеме за счет федеральных средств. Действующим законодательством не предусмотрена возможность дважды обеспечивать граждан ГЖС.

Кроме того, суд необоснованно признал причину отсутствия регистрации ФИО2 по месту жительства в утраченном жилом помещении уважительной. Объективные причины, которые препятствовали родителям независимо от их воли зарегистрировать своего ребенка в утраченном жилом помещении, отсутствуют. Учитывая, что ФИО2 рождена в <адрес> году, до мая <адрес> года у родителей было достаточно времени для осуществления регистрации ребенка по месту жительства.

В соответствии с положениями главы 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. МЧС России 03.10.20114 ***, члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие свое право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки. Однако судом данные нормы не применены.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истцы ФИО1 и ФИО3 просят оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истцов ФИО8 просил жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с делом, в судебную коллегию не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, проверив законность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы по правилам ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушением норм материального права (п.п.3,4 ст.330 ГПК РФ).

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с вышеуказанной нормой закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

07.06.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Согласно указанному Постановлению (пункт 2) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении.

Выдача сертификатов осуществляется гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным, из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, *** кв. метров на семью из *** человек и по *** кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи *** и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Во исполнение указанного Постановления, 10.07.1995 Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее - Порядок).

В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (п.2 Порядка).

Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п.3 Порядка).

По смыслу вышеприведенных нормативно-правовых актов государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, включенным в соответствующие списки, подготовленные органами местной исполнительной власти и утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** на территории <адрес> Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.

Семья ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации проживала в жилом <адрес> в <адрес> Алтайского края. Собственником жилого помещения являлся ФИО1

Дом по указанному адресу попал в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2014 года. Заключением межведомственной комиссии администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и дополнением к нему от ДД.ММ.ГГ*** указанный жилой дом признан непригодным для проживания и с учетом степени повреждения строения равной ***% признан не подлежащим восстановлению и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГ постановлением главы администрации <адрес> утвержден реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания и выведенных из состава жилищного фонда в результате последствий паводка, в котором под *** указан жилой <адрес> в <адрес> Алтайского края. Указанный жилой дом включен и в сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате последствий паводка, на получение государственных жилищных сертификатов, в котором значатся ФИО1, ФИО3, ФИО7 (л.д.220). Указанные лица на момент паводка проживали и были зарегистрированы в жилом помещении по <адрес> в <адрес>. У несовершеннолетней дочери истцов <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГ регистрация по месту жительства в указанном доме отсутствовала, в связи с чем она не была включена в указанный список.

ДД.ММ.ГГФИО1 выдан именной государственный жилищный сертификат Серия А*** на общую площадь *** кв.м.

ДД.ММ.ГГФИО1 и ФИО4 обратились с заявлением в администрацию <адрес> Алтайского края о включении ФИО4 и несовершеннолетней <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГ года рождения в список граждан на получение государственного жилищного сертификата. Указанное заявление было рассмотрено на заседании межведомственной комиссии, по результатам которой ФИО4 и ФИО2 отказано во включении в список, так как последние не были зарегистрированы на момент паводка по адресу <адрес> (л.д.8).

Разрешая заявленные требования при указных обстоятельствах и удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие у гражданина регистрационного учета в жилом помещении, признанным непригодным в связи с паводком, не должно умалять его права на получение сертификата, в связи с чем причину отсутствия регистрации по месту жительства несовершеннолетней ФИО2 признал уважительной; признал за ней право на включение в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение государственного жилищного сертификата вместе с другими членами семьи ФИО1, а также признал за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата с учетом несовершеннолетнего члена его семьи- дочери <данные изъяты> по социальной норме при составе семьи более ***-х человек в размере *** кв.м.

Судебная коллегия не может согласиться с указными выводами суда по следующим основаниям.

Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника жилого помещения и членов его семьи.

То есть, нормы Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации» направлены на защиту прав собственников жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.

При этом указанными нормами предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата: жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (ст.211 ГК РФ).

При этом члены семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате паводка, не обладают самостоятельным правом на получение государственного жилищного сертификата, их права являются производными от права собственника.

Само по себе проживание несовершеннолетней <данные изъяты> доме, собственником которого она не является, не может служить основанием для признания за ней права на получение государственного жилищного сертификата, поскольку в данном случае её права производны от права собственника и не носят самостоятельный характер, при этом защита прав членов семьи осуществляется путем определения собственнику площади жилого помещения с учетом численности его семьи.

Кроме того, главой 4 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных зам.Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 03.10.2014 №2-4-87-24-7, предусмотрено, что члены одной семьи, не включенные в первоначальный список вместе со своей семьей и позже подтвердившие своей право на получение сертификата в судебном порядке, могут быть включены в список своей семьи (увеличивается площадь предоставляемого сертификата) до момента получения семьей сертификата на руки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что собственник жилого помещения ФИО1 реализовал свое право на получение жилищного сертификата, повторно признавать за собственником ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата с учетом несовершеннолетнего члена его семьи- дочери <данные изъяты> у суда первой инстанции правовых оснований не имелось.

В этой связи выводы суда первой инстанции в указанной части основаны на ошибочном толковании норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Относительно позиции истцов и вывода суда первой инстанции, что отсутствие регистрации по месту жительства в утраченном в результате паводка жилом помещении не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище, в том числе учитывая доказанность факта проживания несовершеннолетней <данные изъяты>. в спорном жилом <адрес> в <адрес> на момент паводка, судебная коллегия приходит к следующему.

Институт регистрации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом; органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства (Постановление от 02.02.1998 N 4-П, определения от 08.07.1999 N 121-О, от 29.05.2003 N 209-О и др.).

Вместе с тем, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, указывающие на отсутствие у несовершеннолетней <данные изъяты>. самостоятельного права на получение ГЖС, на реализацию собственником указанного жилого помещения права на получение ГЖС, признание уважительной причиной отсутствие регистрации несовершеннолетней <данные изъяты> по месту жительства в утраченном в результате паводка жилом помещении, являющейся юридически значимым обстоятельством для включения в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, не соответствует целям гражданского судопроизводства, поскольку не является способом защиты каких-либо нарушенных прав истцов, в связи с чем оснований для удовлетворении требований в этой части у суда первой инстанции также не имелось.

Позиция представителя истцов о том, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края путем несогласования предоставленного изначально администрацией <адрес> Алтайского края списка граждан на получение ГЖС от ДД.ММ.ГГ в части несовершеннолетней <данные изъяты>., нарушило право последней на предоставление ГЖС, не имеет правового значения в рамках заявленного спора в силу вышеизложенных обстоятельств.

С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения иска нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворить.

Решение Быстроистокского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части удовлетворенных исковых требований и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующего в интересах <данные изъяты>, ФИО3 к администрации <адрес> Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании членом семьи собственника жилого помещения, признании уважительной причины отсутствия регистрации несовершеннолетней, признании права собственника жилого помещения на получение государственного жилищного сертификата с учетом несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты>., включении в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, на получение жилищного сертификата, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины отказать.

В части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи: