ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6137/2014 от 26.06.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Судья: Смердин А.П. Дело № 33-6137/2014

 Докладчик: Пискунова Ю.А.

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 26 июня 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

 председательствующего: Пискуновой Ю.А.

 судей: Третьяковой В.П., Гребенщиковой О.А.

 при секретаре: Ивлевой О.А.

 заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.

 гражданское дело по апелляционной жалобе Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия (ГПАТП) Кемеровской области на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 апреля 2014года

 по иску Кучерук В.А. к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,

 У С Т А Н О В И Л А:

 Кучерук В.А. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, и просит взыскать с Киселевского ГПАТП Кемеровской области в его пользу недоплаченную заработную плату за октябрь 2013 года в сумме <данные изъяты> рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

 Требования мотивированы тем, что он работал в Киселевском ГПАТП Кемеровской области водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах 6 разряда.

 Ответчик выплатил истцу заработную плату за октябрь 2013 года не за 226,65 часа отработанного времени, а за 214 часов, без учёта работы в ночное время 5,87 часа, а не 1,17 часа. В нарушение требований Трудового кодекса Российской Федерации руководство предприятия применяет значительно заниженные по сравнению с установленными нормативно - правовыми актами тарифные ставки. Для оплаты труда истца, в октябре 2013 года, ответчик применил тарифную ставку 58,15 рублей вместо 82,72 руб. подлежащей применению.

 10 ноября 2010 года между Российским автотранспортным союзом и Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства заключено Соглашение № 1 «О продлении на 2011 -2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения (ФОС) по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».

 В соответствии с указанным Соглашением (пункт 3.1) размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда составляет 4330 рублей,

 а часовая тарифная ставка - 26 рублей 16 коп.

 С учётом решений Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева о повышении заработной платы отдельным категориям работников транспортных предприятий размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда составит 5477 рублей, а часовая тарифная ставка - 33 рубля 09 коп. Таким образом, в соответствии с Отраслевой тарифной сеткой часовая тарифная ставка водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах (6 разряда) должна составлять 82 рубля 72 коп.

 Истец считает, что данное Федеральное отраслевое соглашение действует и на предприятии ответчика, так как мотивированный письменный отказ присоединиться к Соглашению от руководства Киселевского ГПАТП КО в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере труда, не поступал.

 Истец считает за октябрь 2013 года, с учётом часовой тарифной, ставки истцу не доплачено <данные изъяты> копеек. Поскольку ответчик нарушил его трудовые права, то в соответствии со статьёй 237 Трудового кодекса Российской Федерации обязан возместить причинённый неправомерными действиями или бездействием работодателя моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей и просит взыскать с ответчика.

 12 марта 2014 года Кучерук В.А. обратился в суд с иском к ответчику Киселёвское ГПАТП Кемеровской области о взыскании недоплаченной заработной платы за ноябрь 2013 года.

 Требования мотивированы тем, что в подавляющем большинстве путевых листов (документов первичного учёта) количество отработанного времени не соответствует (занижено) фактически отработанному времени с момента прохождения предрейсового медосмотра по момент прохождения послерейсового медосмотра, за исключением перерыва на обед.

 Кроме того, ответчик в ноябре 2013 года неверно учёл и оплатил время работы в ночные часы и включил в расчётный листок истца сведения о работах, которые он не выполнял (резерв, простой) в нарушение ст.91 Трудового кодекса РФ, согласно которой работодатель обязан учёт времени, фактически отработанного каждым работником.

 В соответствии с «Положением по оплате труда и премированию водителей» Киселевского ГПАТП КО для водителей установлен суммированный учет рабочего времени и повременно-премиальная система оплаты труда за фактически отработанное время по часовым тарифным ставкам, доплаты и надбавки начисляются в процентах от часовых тарифных ставок за фактически отработанное время.

 Поскольку в Киселевском ГПАТП Кемеровской области рабочий день водителя автобуса не разделен на части, истец считает, что ответчик обязан был учитывать и оплачивать фактически отработанное водителем время с момента фиксации в путевом листе времени проведения медосмотра в начале работы по момент фиксации в путевом листе времени проведения медосмотра по окончании работы, за исключением перерыва на обед.

 В Киселевском ГПАТП КО для оплаты труда водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах (6 разряд) с ноября 2013 года применяется часовая тарифная ставка 63,96 рубля.

 На основании изложенного, просит взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в его пользу недоплаченную заработную плату за ноябрь 2013 года в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., и обязать ответчика заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору с установлением часовой тарифной ставки 91,03 рубля.

 Определением суда от 18 марта 2014 года оба иска соединены в одно производство (л.д. 118-119).

 Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 апреля 2014 года постановлено:

 Взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области в пользу ФИО1 недоплаченную заработную плату за октябрь 2013 года в сумме <данные изъяты> копеек и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, недоплаченную заработную плату за ноябрь ^013 года в сумме <данные изъяты> копейку и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, на общую сумму <данные изъяты> копеек.

 Обязать Киселёвское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области заключить с ФИО1 дополнительное соглашение к трудовому договору №301 с установлением часовой тарифной ставки 91 рубль 03 коп. в течении десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

 В удовлетворении оставшейся части иска, - отказать.

 Взыскать с Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области государственную пошлину в доход бюджета в размере 1 290 рублей 42 копейки.

 В апелляционной жалобе Киселевское государственное пассажирское автотранспортного предприятие (ГПАТП) Кемеровской области с решением суда не согласно, просит его отменить.

 Указывает, что в Киселевском ГПАТП Кемеровской области с 01.10.2013г. действует Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области (утв. Приказом №442/1 от 26.07.2013г.).

 Судом не дана оценка тому обстоятельству, что 30.07.2013г. Истец был ознакомлен с данным Положением по оплате труда и не возражал по его применения в отношении своей заработной платы.

 В Киселевском ГПАТП КО с 01.10.2013г. установлена минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда не противоречащая Федеральному отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы. Соглашение №1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2011 - 2013 годы».

 В своем решении суд указывает на то, что в Киселевском ГПАТП КО действует заниженная тарифная ставка, которая не соответствует нормам Федерального отраслевого соглашения, в связи с чем, она должна составлять 91,03 рублей для водителя.

 Суд не учел, что истец принят на работу «водителем на все марки автобусов», т.е. работодатель может обязать работника выполнять трудовую функцию на любой марке автобуса с разной длиной. Согласно п. 7.2.1. Положения по оплате труда, для водителей автомобиля тарифный разряд (часовая тарифная ставка) устанавливаются в зависимости от типа автомобиля, габаритной длины, грузоподъемности.

 Обязывая Киселевское ГПАТП Кемеровской области заключить с Истцом дополнительное соглашение на часовую тарифную ставку 91,03 рубля, Киселевский городской суд, проигнорировал требования Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих утвержденным постановлением Минтруда России от 10.11.1992г. №31 и не учел п. 7.2.1. Положения по оплате труда и премированию работников Киселевского ГПАТП Кемеровской области, тем самым нарушив права Киселевского ГПАТП Кемеровской области как работодателя.

 Суд не учел тот факт, что Киселевское ГПАТП Кемеровской области является государственным предприятием, финансируемым из соответствующего бюджета, а заключение Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы и рассмотрении вопроса о его продлении должен был совершаться при обязательном участии органов исполнительной власти Кемеровской области.

 На апелляционную жалобу ФИО1 поданы возражения.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права, с постановлением по делу нового решения об отказе в иске.

 Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработную плату истцу ФИО1 необходимо исчислять исходя из базовой тарифной ставки, установленной пунктом 3.1. Федерального отраслевого соглашения с учётом её увеличения на региональном уровне, которая с 01 марта 2012 года составит 5477 рублей 45 коп., исходя из следующего расчёта 4330 рублей + 10 % (с 01 июня 2011 года) + 15% (с 01 марта 2012 года) = 5477 рублей 45 коп. Поэтому расчет заработной платы истцу, имеющему 6 разряд и повышающий тарифный коэффициент 2,5, следует производить из часовой тарифной ставки 82,72 коп., исходя из следующего: 5477 рублей (базовая тарифная ставка) х 2,5 (тарифный коэффициент, установленный отраслевой тарифной сеткой по оплате труда работников организации автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта) : 165,5 (среднемесячный баланс рабочих часов согласно производственному календарю за 2013 год) = 82 рубля 72 коп.

 Однако судебная коллегия полагает, что эти выводы суда нельзя признать правильными, так как они не основаны на законе и материалах дела.

 На период 2008 - 2010 годы было принято Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы (далее - Соглашение), и утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотранспортным союзом 15.02.2008 года, действие которого продлено Соглашением N 1 «О продлении на 2011-2013 годы действия Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008-2010 годы и внесении в него изменений и дополнений».

 Пунктом 3.1 приведенного ФОС установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц.

 В региональных отраслевых соглашениях рекомендовано установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1 разряда, установленной настоящим пунктом.

 В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в п. 3.1.

     В соответствии с пунктом 3.3 этого ФОС указанный в п. 3.1 размер базовой тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

 Примерная тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1.

 Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1.

 В приложении №1 тарифный коэффициент для 6 разряда установлен 2,5.

 Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с Киселевским государственным пассажирским автотранспортным предприятием Кемеровской области, где в настоящее время работает в должности водителя 6 разряда автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.

 Согласно пункту 6.1. трудового договора № 301 от 11 декабря 2009 года ФИО1 принят на работу слесарем по ремонту автомобилей и ему установлена часовая тарифная ставка 19 рублей 87 копеек (л.д.149-150).

 Дополнительным соглашением № 78 от 23 апреля 2010г. к трудовому договору № 301 от 11.12.2009г. ФИО1 переведен водителем третьего класса на все марки автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах и ему установлена часовая тарифная ставка 38 рублей 66 копеек с сохранением всех доплат, надбавок и районного коэффициента (л.д.151).

 Дополнительным соглашением №1 к трудовому договору № 301 от 11 декабря 2009 года с 01 марта 2012 года ФИО1 установлена основная часовая тарифная ставка 48 рублей 93 коп., с сохранением всех доплат, надбавок и районного коэффициента (л.д. 151).

 Также из материалов дела видно, что ответчиком на предприятии разработано и утверждено 26 июля 2013 года Положение об оплате труда и премировании работников Киселевского ГПАПТ (л.д.63).

 Согласно пункту 2.2., 2.3 Положения об оплате труда и премировании работников, минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда предприятия устанавливается в сумме 4 897 рублей в месяц и может быть увеличена с учётом финансовых возможностей предприятия.

 Тарифный коэффициент для 6 тарифного разряда установлен 1,95 и часовая тарифная ставка 58,15 (л.д. 64).

 С этим Положением истец ознакомлен лично, под роспись 30 июля 2013 года (л.д.128).

 Из квитка (л.д. 15), сравнительного расчета истца (л.д.17), усматривается, что за октябрь 2013 года истцу ФИО1 начисление заработной платы произведено ответчиком исходя из тарифной ставки по 6 разряду в размере 58,15 рублей.

 В соответствии с приказом от 19.11.2013г. № 756 «О внесении изменения в «Положение по оплате труда и премированию работников Киселевского государственного автотранспортного предприятия Кемеровской области от 26.07.2013г. минимальная тарифная ставка рабочего 1-го разряда предприятия установлена в сумме 5 385 рублей и может быть увеличена с учетом финансовых возможностей предприятия. Тарифный коэффициент для 6 тарифного разряда установлен 1,95 и часовая тарифная ставка 63,96 рублей (л.д.71).

 Также из квитка, сравнительного расчета заработной платы ФИО1 следует, что работодатель произвел начисление заработной платы ФИО1 за ноябрь 2013г. исходя из тарифной ставки по 6 разряду 63,96 рублей (л.д.94).

 С учетом изложенного, приведенных выше норм права, судебная коллегия полагает, что расчет ответчиком исходя из тарифной ставки 58,15 рублей для истца в октябре 2013 года, и исходя из тарифной ставки 63,96 рублей за ноябрь 2013г. произведен верно, в соответствии с требованиями ФОС, поскольку ФОС установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда с 1 января 2011 года в размере 4330 рублей в месяц, что соответствует 26,16 рублей (4330:165,5);

 региональное отраслевое соглашение, которым бы минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 разряда быть выше базовой ставки, указанной в п. 3.1., в Кемеровской области не заключено;

 конкретные размеры тарифных ставок (окладов), в соответствии с пунктом 3.3. ФОС, устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, при единственном условии, что они не будут ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1, с учетом этого требования закона у ответчика базовая тарифная ставка для 1 разряда, с учетом повышения минимальной тарифной ставки с 01.11.2013г., установлена – 32,80 рублей, что превышает установленную ФОС – 26,16 рублей;

 в приложении №1 ФОС установленный тарифный коэффициент для 6 разряда в размере 2,5 носит рекомендательный, но не обязательный характер, и на Киселевском ГПАТП этот коэффициент с учётом финансовых возможностей предприятия для 6 тарифного разряда установлен 1,95 вместо 2,5 (л.д.71).

 При таких данных, расчет тарифной ставки для истца, с учетом его 6 разряда правильно установлен работодателем 58,15 рублей за октябрь 2013г. (из расчета 29,82 рубля (минимальная тарифная ставка 1 разряда) х 1,95 (тарифный коэффициент 6 разряда) = 58,15 рублей), 63,96 рублей за ноябрь 2013г. (из расчета 32,80 минимальная тарифная ставка первого разряда) * 1,95 (тарифный коэффициент 6 разряда)= 63,96 рублей.

 Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что базовая тарифная ставка, установленная пунктом 3.1. Федерального отраслевого соглашения должна быть увеличена на региональном уровне, а именно, с 01 июня 2011 года – на 10%, с 01 марта 2012 года – еще на 15%, и составит 5477 рублей 45 коп., а также, что истцу, имеющему 6 разряд, повышающий тарифный коэффициент должен быть установлен 2,5, поэтому расчет следует производить из часовой тарифной ставки 82,72 рублей за октябрь 2013г.

 И из часовой тарифной ставки 91,03 рублей за ноябрь 2013г., исходя из расчета (4330 рублей размер минимальной тарифной ставки 1 разряда х 1,1 х 1,15 х 1,1 коэффициенты повышения тарифной ставки = 6 025,2, а часовая тарифная ставка составит: 6 025,2 : 165,5 среднемесячную норму рабочего времени умножить 2,5 (тарифный коэффициент) = 91,03.

 Однако суд не принял во внимание, что в соответствии с пунктом 3.3 этого ФОС размер базовой тарифной ставки служит лишь основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников, что тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах.

 В приложении №1 ФОС приводится лишь примерная тарифная сетка по оплате труда работников, а конкретные размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, при единственном условии, что они не будут ниже, чем предусмотрено в пункте 3.1.

 Тарифный коэффициент для 6 разряда в размере 2,5 в приложении №1 ФОС также является примерным и устанавливается работодателем самостоятельно. Так, истцом он установлен в размере 1,95, а не 2,5.

 Ссылки на увеличение тарифной ставки на 10%, 15% также несостоятельны, поскольку эти коэффициенты нормативными актами, локальными нормативными актами не предусмотрены, обязательному применению работодателем не подлежат. Телеграммы Губернатора Кемеровской области по этому вопросу носят рекомендательный характер. При этом суд не принял во внимание, что установленные непосредственно ответчиком такие увеличения зарплаты на 10 % с 01 июня 2011 года приказом № 298 от 25 мая 2011 года (л.д. 35) и на 15% с 01 марта 2012 года приказом №10311 от 29 февраля 2012 года (л.д.36) не могут быть учтены при рассмотрении данного дела, так как эти приказы отменены последующим приказом ответчика №503 от 20 августа 2013 года с 01 октября 2013 года.

 При таких данных решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

 Поскольку обстоятельства дела, имеющие значение, судом первой инстанции установлены полно, но сделаны неправильные выводы, дано неверной толкование нормам материального права, то судебная коллегия полагает, что следует постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

 Требования истца о расчете его заработной платы за октябрь 2013 года исходя из часовой тарифной ставки – 82,72 рубля (33,09 х 2,5), вместо установленной ответчиком - 58,15 рублей, и за ноябрь 2013г., исходя из тарифной ставки – 91,03 рубля вместо установленной работодателем 63,96 рублей, по приведенным выше мотивам не основаны на законе, и удовлетворению не подлежат.

 Ссылки истца на то, что ответчик оплатил ему в октябре 2013 года - 214 часов по табелю вместо 226,65 часа при подсчёте времени по путевым листам, что неверно учёл и оплатил ему его работу в ночное время – 1,17 часа вместо 5,87 часов фактически отработанного времени, также не могут быть приняты во внимание, поскольку в нарушение ст. 56, 68 ГПК РФ в подтверждение этих доводов истцом никаких доказательств не приведено.

 По вышеуказанным основаниям не принимается во внимание и ссылки истца на то, что в ноябре 2013г. ответчик оплатил ему 160 часов по табелю вместо 174,05 часа при подсчёте времени по путевым листам, неверно учел и оплатил время работы в ночные часы, включил в расчетный листок сведения о работах, которые он не выполнял (резерв, простой).

 Из квитков видно, что в октябре 2013 года ФИО1 отработал 211,12 часов, и 1,17 ночных часов (л.д.15), в ноябре 2013г. ФИО1 отработал 164,73 часа и 0,85 ночных часов, при этом простой составил 11,72 часа, резерв 1,58 часа (л.д.77).

 Расчет истца на 226,65 часа и ночных – 5,87 часов (л.д.17) в октябре, 174,05 часа, ночных 3,35 часа в ноябре (л.д.94) составлен только им, без ссылки на какие-либо доказательства, и доводов, расчетов работодателя не опровергают.

 Иных мотивов в обоснование иска ФИО1 не привел.

 Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 08 апреля 2014г. отменить, апелляционную жалобу представителя Киселевского ГПАТП ФИО2 – удовлетворить.

 Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в исковых требованиях к Киселевскому государственному пассажирскому автотранспортному предприятию Кемеровской области о взыскании заработной платы за октябрь, ноябрь 2013г., морального вреда отказать.

 Председательствующий: Ю.А. Пискунова

 Судьи: В.П. Третьякова

 ФИО3