ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-613/2013 от 28.03.2013 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Сосновская К.Н.                         Дело №<данные изъяты>-<данные изъяты>-<данные изъяты> г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

Председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.

Судей: Чупрыной С.Н., Леонтьевой И.В.

При секретаре: Макаровой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. <данные изъяты> о признании права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>

на решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

Обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации установить ФИО1 ежемесячную доплату к государственной пенсии в вязи с исполнением обязанностей народного депутата РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшегося членом Верховного Совета Российской Федерации, а также осуществлявшим свою депутатскую деятельность в органах Верховного Совета Российской Федерации на постоянной основе.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> осуществить ФИО1 ежемесячную доплату к государственной пенсии в связи с исполнением обязанностей народного депутата РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшегося членом Верховного Совета Российской Федерации, а также осуществлявшим свою депутатскую деятельность в органах Верховного Совета Российской Федерации на постоянной основе».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты РФ и Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) <данные изъяты> в котором просил признать право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии на основании Федерального Закона № 3 от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», обязать ответчика - Минтруд РФ установить ежемесячную доплату к государственной пенсии, обязать пенсионный орган сделать расчет этой выплаты и осуществить ее с <данные изъяты> г.

В обоснование своих требований указал, что он являлся народным депутатом РСФСР созыва 1990-1995 годов и выполнял свою депутатскую деятельность на постоянной основе сначала в комитетах Верховного Совета РСФСР, а с 14.12.1992 г. стал членом Верховного Совета РСФСР на постоянной основе, в связи с чем, приобрел право на ежемесячную доплату к пенсии. Общий период осуществления им депутатской деятельности на постоянной основе превышает один год и является основанием для назначения ему доплаты. Однако ответчики незаконно отказывают ему в такой доплате.

Ответчики исковые требования не признали.

В апелляционной жалобе ответчик - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) <данные изъяты> просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

           Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой поддержал доводы Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>).

Изучив материалы дела, заслушав объяснения ФИО2 - представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> по доверенности, возражения истца ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене по следующим мотивам.

           В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что постоянная занятость истца в Верховном Совете подтверждена только с 14.12.1992 г., что составляет менее одного года, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на ежемесячную доплату к государственной пенсии, являются обоснованными.

           Из архивной справки №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. усматривается, что истец 08.03.1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по избирательному округу №<данные изъяты> (<данные изъяты>). Его полномочия прекращены в связи с Указом Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» №<данные изъяты> от <данные изъяты> г.

           Пенсионное обеспечение народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 г.г. осуществляется на основании Указа Президента РФ № 1435 от 23.09.1993 г. «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 годов».

Согласно п.п. з) п.1 Указа Президента РФ №1435 от 23.09.1993 г., народным депутатам Российской федерации созыва 1990- 1995 г.г., имеющим стаж работы, дающий право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях), с их согласия пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию.

Таким образом, правом на пенсию с применением норм Указа от 23.09.1993 г. пользуются народные депутаты Российской Федерации созыва 1990-1995 годов, которые приобрели право на полную пенсию по старости (включая пенсии на льготных условиях по всем основаниям) до истечения депутатских полномочий.

Лица, достигшие пенсионного возраста 58 лет после истечения депутатских полномочий бывшего Верховного Совета Российской Федерации, право на пенсионное обеспечение по нормам Указа Президента РФ №1435 от 23.09.1993 г. не имеют.

Истец <данные изъяты> является получателем пенсии по старости с <данные изъяты> г., в связи с чем, положения Указа Президента РФ №1435 от 23.09.1993 г. на него не распространяются.

В соответствии с ч.2 ст. 29 Федерального Закона №3-ФЗ от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (за исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае, указанном в пункте "д" части первой статьи 4 настоящего Федерального закона), имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Согласно ч.3 ст.44 данного Закона, действие положений, предусмотренных частями второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой статьи 29 настоящего Федерального закона, устанавливающих пенсионное обеспечение депутата Государственной Думы, распространяется также на народных депутатов РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшихся членами Верховного Совета Российской Федерации или осуществлявших свою депутатскую деятельность в Верховном Совете Российской Федерации или в его органах на постоянной основе.

Суд, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из того, что истец осуществлял депутатскую деятельность на постоянной основе, вначале в Комитете Верховного Совета РСФСР по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления и в Комиссии Совета Республики по бюджету планам, налогам и ценам с 03.07.1990 г. по 13.12.1992 г., а затем в составе Совета Республик Верховного Совета Российской Федерации с 14.12.1992 г. по 21.09.1993 г., что составило более чем один год.

           Однако с такими выводами согласиться оснований не имеется.

           Из записей в трудовой книжке следует, что истец 15.03.1990 г. избран председателем <данные изъяты> районного совета народных депутатов, 24.07.1990 г. освобожден от обязанностей первого секретаря <данные изъяты> района КПСС в связи с избранием председателем <данные изъяты> районного Совета народных депутатов, с 12.01.1993 г. освобожден от выполнения обязанностей председателя районного Совета народных депутатов в связи с избранием членом Верховного Совета Российской Федерации на постоянной основе, с 14.12.1993 г. приступил к исполнению обязанностей на постоянной основе члена Верховного Совета Российской Федерации, с 21.09.1993 г. освобожден от работы на постоянной основе в Верховном Совете Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. с предоставлением социальных гарантий предусмотренных Указом Президента РФ № 1435 от 23.09.1993 г.

           Кроме того, согласно архивной справке №<данные изъяты> от <данные изъяты> г.,            Постановлением Верховного Совета РСФСР №69-I от 06.07.1990 г. истец был утвержден членом Комитета Верховного Совета РСФСР по вопросам работы народных депутатов и развитию самоуправления; Постановлением Совета Республики Верховного Совета РСФСР № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. истец утвержден членом Комиссии Совета Республики по бюджету планам, налогам и ценам; Распоряжением Председателя Верховного Совета Российской Федерации №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. истец приступил к исполнению обязанностей члена Верховного Совета на постоянной основе с 14.12.1992 г.

          Постановлением Съезда народных депутатов РФ № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. «Об обновлении (ротации) части состава Верховного Совета Российской Федерации» истец был включен в состав Совета Республик Верховного Совета Российской Федерации.

           Таким образом, на постоянной основе истец осуществлял только полномочия члена Верховного Совета Российской Федерации в период с 14.12.1993 г. по 21.09.1993 г., то есть менее одного года.

Материалы дела каких-либо доказательств того, что истец на постоянной основе выполнял обязанности члена Комитета Верховного Совета РСФСР по вопросам работы народных депутатов и развитию самоуправления, а также члена Комиссии Совета Республики по бюджету планам, налогам и ценам материалы дела не содержат.

Суд в качестве таких доказательств принял нотариально заверенные заявления <данные изъяты>, в которых они подтверждают, что истец на постоянной основе осуществлял депутатскую деятельность в указанных Комитетах.

           Однако данные заявления, опровергаются материалами дела, а именно записями в трудовой книжке, архивной справкой, а также Решением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов <данные изъяты> области от <данные изъяты> г., согласно которому сессия районного совета народных депутатов на основании заявления ФИО1 освободила его от обязанностей председателя районного Совета народных депутатов в связи с избранием его членом Верховного Совета Российской Федерации.

           Действовавшим на тот момент законодательством, а именно статьей 35 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» от 15.11.1990 г. было предусмотрено, что народный депутат РСФСР, избранный в состав Верховного Совета РСФСР или его органов, вправе по своему письменному заявлению осуществлять депутатскую деятельность в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе. Другие народные депутаты РСФСР привлекаются к осуществлению депутатской деятельности в органах Верховного Совета РСФСР на постоянной основе с их письменного согласия по решению палат, их постоянных комиссий или комитетов Верховного Совета.

           Освобождение народного депутата РСФСР от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок без увольнения. В этом случае за ним сохраняются права члена данного трудового коллектива.

          Народный депутат РСФСР на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом на работу в Верховный Совет РСФСР. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана уволить народного депутата в указанный им срок.

Согласно ст.38 Закона народному депутату РСФСР возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом РСФСР.

           Народному депутату РСФСР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе без увольнения по основному месту работы (службы), за это время выплачивается денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Верховным Советом РСФСР. За этот период заработная плата по основному месту работы (службы) не сохраняется.

           Народному депутату РСФСР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированному к Верховному Совету РСФСР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете РСФСР или его органах на постоянной основе, за это время выплачивается заработная плата в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

           Народному депутату РСФСР, перешедшему на работу в Верховный Совет РСФСР или его органы на постоянной основе, за время работы выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Верховным Советом РСФСР.

           Суд, приводя в мотивировочной части постановленного решения данные нормы, посчитал получаемые истцом суммы на возмещение расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей, в течение всего срока, указанные в архивной справке №<данные изъяты> от <данные изъяты> г., доказательством осуществления им депутатской деятельности на постоянной основе.

           Однако, суд не учел того обстоятельства, что указанные суммы денежным вознаграждением, предусмотренным ст.38 Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР», за работу на постоянной основе не являются.

           В материалах дела имеется копия заявления ФИО1 от <данные изъяты> г. заместителю председателя районного Совета народных депутатов <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в котором он просит освободить его от исполнения обязанностей председателя районного Совета народных депутатов <данные изъяты> района <данные изъяты> области без увольнения, в связи с избранием его в состав Комитета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию самоуправления и в состав постоянной Комиссии по бюджету, планам, налогам и ценам и осуществления своей депутатской деятельности на постоянной основе.

           В то время, как видно из указанных выше архивных справок истец был утвержден членом Комитета Верховного Совета РСФСР по вопросам работы народных депутатов и развитию самоуправления Постановлением Верховного Совета РСФСР №<данные изъяты> от <данные изъяты> г.

           По смыслу положений Закона РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» народный депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на постоянной основе, должен был быть либо освобожден от выполнения служебных обязанностей по основному месту работы, либо уволен, о чем должны издаваться соответствующие распоряжения (приказы).

           Трудовая книжка истца таких записей не содержит.

           Кроме того, истцом в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что ему не начислялась и не выплачивалась заработная плата в связи с занимаемой должностью председателя районного Совета народных депутатов в период с 06.07.1990 г. по 13.12.1992 г.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали правовые основания для признания за истцом права на ежемесячную доплату к государственной пенсии в соответствии с положениями Федерального Закона №3-ФЗ от 08.05.1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в связи с чем решение суда как постановленное с нарушением норм материального права в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене.

Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания и дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

           Руководствуясь ст.199, ст. 328, ст.329, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года отменить, принять новое решение, в иске ФИО1 о признании права на ежемесячную доплату к государственной пенсии, о возложении обязанности на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации установить доплату, а на Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <данные изъяты> осуществить ежемесячную доплату к государственной пенсии в связи с исполнением обязанностей народного депутата РСФСР созыва 1990-1995 годов, являвшегося членом Верховного Совета Российской Федерации, а также осуществлявшим свою депутатскую деятельность в органах Верховного Совета Российской Федерации на постоянной основе - отказать.

            Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в <данные изъяты> удовлетворить.

ПРЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: 1)

2)