ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6148/2021 от 13.10.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО1

дело

УИД-05RS0-24

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 октября 2021 года, , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО2

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу представителя администрации г.Махачкалы на определение Советского районного суда гор. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> об отказе в прекращении исполнительного производства,

установил:

Заведующая МБДОУ «Детский сад » Шахбанова 3. обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по иску <адрес> г. Махачкалы к Администрации МО ГО «город Махачкала» и МБДОУ «Детский сад » о признании бездействия незаконным, в обоснование которого указывает, что Решением Советского районного суда от <дата> по делу 2-3930/15 Администрацию г. Махачкалы и МБДОУ «Детский сад » обязали устранить нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности.

Отделом судебных приставов по <адрес> г. Махачкалы на основании этого решения суда возбуждено исполнительное производство.

МБДОУ «Детский сад » является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, т.е. не является коммерческой организацией. Учредителем является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

К настоящему времени должником устранены все указанные в решении суда нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, за исключением пункта, касающегося противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями.

Данный пункт предусмотрен ч.1 ст.69 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Конкретные значения противопожарных расстояний были предусмотрены в таблице 11 вышеуказанного Федерального закона, которая в настоящее время утратила силу на основании Федерального закона от <дата> N 117-ФЗ.

Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями установлены п.4.3, свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130), утвержденного Приказом МЧС России от <дата> N 288, и варьирует в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности от 6 до 15 метров.

При этом согласно п. 1.1. СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Здание МБДОУ «Детский сад построено в 1959 году и расположено в частном секторе, что свидетельствует о нераспространении СП 4.13130 введенного в действие в 2013 году на МБДОУ «Детский сад ».

Частные дома построены их собственниками вплотную к зданию МБДОУ «Детский сад » более 20 лет назад.

Таким образом, ответчиками по данным пунктам должны быть собственники частных домовладений и складов, построившие данные здания с нарушениями законодательства в более поздние сроки.

В настоящее время должником утрачена возможность исполнения требования об обеспечении противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями в связи с тем, что собственниками частные домовладения построены с нарушениями действующего законодательства.

Более того, снос незаконных частных строений не относится к компетенции дошкольного образовательного учреждения.

Определением Советского районного суда гор. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«В удовлетворении заявления заведующей МБДОУ «Детский сад » Шахбановой 3. о прекращении исполнительного производства, возбужденного по гражданскому делу по иску <адрес> г. Махачкалы к Администрации МО ГО «город Махачкала» и МБДОУ «Детский сад » о признании бездействия незаконным, отказать».

На данное определение заявителем подана частная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

К настоящему времени устранены все указанные в решении суда нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, за исключением пункта, касающегося противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями. Данный пункт предусмотрен ч. 1 ст. 69 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Конкретные значения противопожарных расстояний были предусмотрены в таблице 11 вышеуказанного Федерального закона, которая в настоящее время утратила силу на основании Федерального закона от <дата> № 117-ФЗ.

Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями установлены п.4.3, свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130), утвержденного Приказом МЧС России от <дата>, и варьирует в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности от 6 до 15 метров. При этом согласно и. 1.1. СП 4.13130. настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространение пожара.

Здание МБ ДОУ «Детский сад построено в 1959 году и расположено в частном секторе, что свидетельствует о нераспространении СП 4.13130 введенного в действие в 2013 году на МБДОУ «Детский сад ».

Частные дома построены их собственниками вплотную к зданию МБДОУ «Детский сад » более 20 лет назад.

Таким образом, ответчиками по данным пунктам должны быть собственники частных домовладений и складов, построившие данные здания с нарушением законодательства в более поздние сроки.

В настоящее время утрачена возможность исполнения требования обеспечении противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями в связи с тем, что собственниками частные домовладения построены с нарушениями действующего законодательства. Более того, снос незаконных частных строений не относится к компетенции дошкольного образовательного учреждения.

К настоящему времени заявителем устранены все указанные в решении суда нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, за исключением пункта, касающегося противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями. Данный пункт предусмотрен ч.1 ст.69 Федерального закона от <дата> № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Конкретные значения противопожарных расстояний были предусмотрены в таблице 11 вышеуказанного Федерального закона, которая в настоящее время утратила силу на основании Федерального закона от <дата> №117-ФЗ.

Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями установлены п.4.3, свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее - СП 4.13130), утвержденного Приказом МЧС России от <дата>, и варьирует в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности от 6 до 15 метров. При этом согласно п.1.1. СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Здание МБ ДОУ «Детский сад построено в 1959 году и расположено в частном секторе, что свидетельствует о нераспространении СП 4.13130 введенного в действие в 2013 году на МБДОУ «Детский сад ».

Частные дома построены их собственниками вплотную к зданию МБДОУ «Детский сад » более 20 лет назад. Расширить противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями без сноса частных домовладений или самого МБДОУ «Детский сад » невозможно.

Вместе с тем согласно представленного ответа Финансового управления администрации г. Махачкалы от <дата> на запрос Правового управления г. Махачкалы у Администрации г. Махачкалы объём муниципального долга МО ГО г. Махачкалы на <дата> составляет - 909 854 тыс. руб., объём кредиторской задолженности на <дата> составляет - 1 106 663 тыс. руб., что говорит о тяжелом финансовом положении.

Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случаях утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По смыслу указанной нормы прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, то есть должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

Как следует из материалов дела, решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по гражданскому делу N 2-3930/2015, вступившему в законную силу <дата> по иску <адрес> г. Махачкалы в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Махачкала, МБДОУ «Детский сад » о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить надлежащее состояние антитеррористической деятельности на ББДОУ «Детский сад » и его Учредителя – администрацию МОГО «г. Махачкала» возложена обязанность устранить в полном объеме нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, законодательства о пожарной безопасности, выявленные прокуратурой <адрес> г. Махачкалы в ходе проверки.

<дата> возбуждено исполнительное производство N 53335/15/05022-ИП на основании указанного решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства суд первой инстанции исходил из следующего.

Заявитель ссылается на тот факт, что МБДОУ «Детский сад » является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением, т.е. не является коммерческой организацией. Учредителем является Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала».

К настоящему времени должником устранены все указанные в решении суда нарушения требований антитеррористического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, за исключением пункта, касающегося противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями. Данный пункт предусмотрен ч.1 ст.69 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Конкретные значения противопожарных расстояний были предусмотрены в таблице 11 вышеуказанного Федерального закона, которая в настоящее время утратила силу на основании Федерального закона от <дата> N 117-ФЗ.

Противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями установлены п.4.3, свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130), утвержденного Приказом МЧС России от <дата> N 288, и варьирует в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности от 6 до 15 метров. При этом согласно п. 1.1. СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

Здание МБДОУ «Детский сад построено в 1959 году и расположено в частном секторе, что свидетельствует о нераспространении СП 4.13130 введенного в действие в 2013 году на МБДОУ «Детский сад ».

Частные дома построены их собственниками вплотную к зданию МБДОУ «Детский сад » более 20 лет назад. Расширить противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями без сноса частных домовладений или самого МБДОУ «Детский сад » невозможно.

Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявления заведующего МБДОУ «Детский сад » и прекращения исполнительного производства.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда.

По смыслу статьи 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факты возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствия возможности его исполнения любыми способами.

Данный факт может быть установлен только судом с участием судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и исключительно в рамках исполнительного производства.

В обоснование своих доводов об утрате возможности исполнения решения суда в указанной части и установление вышеуказанного факта заявителем каких-либо доказательств не представлено.

Между тем, материалы дела не содержат и суду не представлено заключение (мнение) судебного пристава-исполнителя, согласно которому основания для прекращения исполнительного производства в связи с невозможностью его исполнения любыми способами, он не усматривает.

С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что определение суда является законным, обоснованным, оснований для его отмены отсутствуют.

Доводы заявителя о том, что согласно представленного ответа Финансового управления администрации г. Махачкалы от <дата> на запрос Правового управления г. Махачкалы у Администрации г. Махачкалы объём муниципального долга МО ГО г. Махачкалы на <дата> составляет - 909 854 тыс. руб., объём кредиторской задолженности на <дата> составляет - 1 106 663 тыс. руб. что означает тяжелое финансовое положение несостоятельны, поскольку указанное не может быть принято судом как факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствия возможности его исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, частную жалобу представителя Администрации ГОсВД г. Махачкалы - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий