Дело №33-6152/2018
Апелляционное определение
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: | Лаврентьева А.А. |
судей: | ФИО1 и ФИО2 |
при секретаре: | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов ФИО4, ФИО5 на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО5, ФИО4 к Администрации г. Ишима Тюменской области о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признание права молодой семьи на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года на 2018 год, о возложении обязанности выдать свидетельство о праве получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, о направлении уточнённого списка в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список, о включении в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., истца ФИО5, его представителя ФИО6, просивших об удовлетворении жалобы, представителя Администрации г. Ишима ФИО7, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО4 и ФИО5 обратились в суд с иском к Администрации г. Ишима о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, признании права на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 года на 2018 год, возложении обязанности включить в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, после включения в список участников подпрограммы направить уточнённый список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный список.
Требования мотивировали тем, что на основании постановления Администрации города Ишима от <.......><.......> их семья признана участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». В мае 2018 года специалист жилищного отдела сообщил, что их семья включена в основной список участников подпрограммы на 2018 год, и необходимо представить пакет документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты. <.......> они получили постановление об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в связи с выездом на постоянное место жительства в иное муниципальное образование Тюменской области. Считают данный отказ незаконным, поскольку на другое постоянное место жительства они не выезжали, в июне 2017 года ФИО4 была снята с регистрационного учёта по адресу: <.......> в связи с тем, что собственниками дома было принято решение о его продаже, и зарегистрировалась в жилом помещении по адресу: <.......>, где они проживали по договору безвозмездного пользования с <.......> по <.......>. На момент подачи документов они были зарегистрированы по адресу: <.......>.
Истец ФИО5, его представитель ФИО6, действовавшая по устному ходатайству, в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации г. Ишима ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.170-172).
Истица ФИО4, представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласны истцы ФИО4 и ФИО5
В апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывают, что не согласны с решением суда, поскольку их семья соответствует требованиям, перечисленным подпунктом 1.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительств, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п. Считают, что предусмотренное абзацем 3 подпункта 4 Порядка положение о том, что в случае изменения обстоятельств, в том числе выезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование, применяется для включения молодой семьи в списки, а не для предоставления свидетельства на получение социальной выплаты. Постановлением администрации г. Ишима от <.......><.......> они признаны участниками подпрограммы и включены в список участников подпрограммы на 2018 год. Сведения о регистрации в другом жилом помещении, договор безвозмездного пользования жилым помещением имелись у ответчика в 2017 году. В силу с п.3.4 регламента «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома», утверждённого постановлением Администрации г. Ишима от <.......><.......> при приёме их заявления о включении в список участников подпрограммы должностное лицо Администрации г. Ишима обязано было проверить правильность заполнения заявления и отказать в приёме документов. Ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей повлекло нарушение их прав. На другое постоянное место жительства они не выезжали. В силу юридической неграмотности в свои заявлениях в период с 2012 по 2018 году они указывали адрес: <.......>. Судом не было учтено, что в их личном деле отсутствуют многие документы. Полагают, что регистрация в период с <.......> по <.......> в Ишимском районе не может служить доказательством того, что они выехали на другое постоянное место жительства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Администрации г. Ишима и представитель третьего лица ГУС Тюменской области просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации г. Ишима от <.......><.......> семья Б-ных в составе 2-х человек признана участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. <.......> ФИО4 обратилась в департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации г. Тюмени с заявлением об участии в подпрограмме на 2015-2020 годы в 2018 году, в котором указала, что обстоятельства, имеющие значение для размера и (или) предоставления социальной выплаты не изменились. На основании приказов ГУС Тюменской области от <.......><.......> и от <.......><.......> семья Б-ных включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году. Постановлением Администрации г. Ишима <.......> от <.......> семье Б-ных отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с выездом на постоянное место жительства в иное муниципальное образование Тюменской области (л.д.7,99,104,163-167).
Во исполнение предписаний ч.2 ст.40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, а в качестве её составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года №889 утверждена новая редакция указанной программы со сроком действия 2015-2020 годы.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты, и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из части 1 статьи 38, статьи 40, пунктов "в" и "ж" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения данной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 года №78-п утверждён Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительств.
Согласно подпункту «в» пункта 1.4 Порядка участником основного мероприятия является молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребёнка и более, соответствующие следующим требованиям: все члены молодой семьи постоянно проживают (с соблюдением правил регистрации) в Тюменской области, не включая Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ, и имеют доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В случае отсутствия регистрации по месту жительства факт постоянного проживания всех членов молодой семьи подтверждается соответствующим решением суда.
Пунктом 4.4 Порядка предусмотрено, что если молодые семьи, включённые в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчёта размера и (или) предоставления социальной выплаты (выезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование Тюменской области, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребёнка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в основном мероприятии. Подтверждение согласия на участие в основном мероприятии осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) заявления (в произвольной форме). В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчёта размера и (или) предоставления социальной выплаты, не изменились. В случае изменения обстоятельств, имеющих значение для расчёта размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребёнка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), орган местного самоуправления отказывает во включении молодой семьи в списки на планируемый год.
Таким образом, законодательством Тюменской области предусмотрено, что условием включения семьи в список на планируемый год является отсутствие изменений обстоятельств, имеющих значение для расчёта размера и (или) предоставления социальной выплаты.
Учитывая, что на момент подачи заявления в Администрацию г. Ишима истцы Б-ны не имели регистрации в <.......> (что является обязательным в силу п.1.4 Порядка) с <.......>, были зарегистрированы в Ишимском муниципальном районе до <.......>, судебная коллегия находит правильный вывод о том, что при подаче заявления <.......> Б-ны должны были указать о смене места жительства и подтвердить факт постоянного проживания на территории <.......> соответствующим решением суда, в связи с чем, оснований для сохранения семьи в списке претендентов на получение социальной выплаты не имелось.
Довод жалобы истцов о том, что положения п.4.4 Порядка к ним не применяется, поскольку они уже включены в список, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку молодая семья должна отвечать перечисленным в п.1.4 Порядка требованиям весь период участия в подпрограмме. Пунктом 4.6 Порядка предусмотрено, что при возникновении обстоятельств, требующих внесения изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких обстоятельств принимает решение о внесении изменений в список и в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области. Обстоятельствами, требующими внесения изменений в список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, является в том числе принятие решения об отказе в выдаче свидетельства молодой семье - участнику основного мероприятия (п.4.7).
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истцов правовых оснований к отмене решения суда не содержат, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что судом 1 инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба истцов удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 16 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов ФИО4, ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: