ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6162/18 от 24.07.2018 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 33-6162/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2018 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

судей Анненковой К.К., Султанова Р.А.,

при секретаре Башатове И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс», публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с учетом понижающего коэффициента, внесении в договор электроснабжения изменений,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 22 мая 2018 года,

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», указав, что является собственником квартиры (адрес). В домовладении установлена стационарная электрическая плита ввиду отсутствия в доме и в непосредственной близости к дому газоснабжения и иных источников энергообеспечения жилого фонда.

Полагает, что, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» применяются тарифы по оплате электроэнергии без учета понижающего коэффициента 0,7, что нарушает его права потребителя.

Просил возложить на ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязанность произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 в период с октября 2009 года по дату рассмотрения гражданского дела и в дальнейшем применять понижающий коэффициент при начислении платы за электрическую энергию; возложить на ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязанность включить в договор энергоснабжения тариф, учитывающий интересы потребителей и применять при выставлении счетов за потребленную электроэнергию тариф для группы населения с учетом понижающего коэффициента.

Определением суда к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве соответчика привлечено ПАО «МРСК Волги».

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, представители ответчиков возражали против заявленного к ним иска, ссылаясь на отсутствие доказательств оборудования жилого помещения электроплитой и электроотопительной установкой в установленном законом порядке, отсутствие приемки энергопотребляющих установок органами Ростехнадзора, соответчик указывал на то, что не является надлежащим ответчиком по иску.

Решением суда от 22 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, указал, что установленный порядок оборудования жилого помещения электроплитой и электрокотлом соблюден предыдущим собственником жилого дома, после перехода права собственности на жилое помещение к истцу им производилась замена электропринимающего оборудования, а не новое оборудование, после решения суда им получен ответ на обращение в Ростехнадзор о том, что получение разрешения этого органа на эксплуатацию электроустановок для бытовых нужд максимальной мощностью до 15 кВт включительно, не требуется, и новые технический паспорт жилого помещения с указанием на наличие в жилом помещении электроплиты и электрокотла.

Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения истца, представителей ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» ФИО2, ПАО «МРСК Волги» ФИО3, действующих на основании доверенностей, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ответчиков, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что имеются основания для отмены решения суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права (п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).

Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

В соответствии с требованиями указанного Закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 21). Региональные энергетические комиссии наделяются полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенными на территориях соответствующих субъектов РФ.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 25 декабря 2017 г. № 213-э/э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Оренбургской области, на 2018 год» для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками установлены следующие тарифы с 01.01.2018 по 30.06.2018 -1,97 руб./кВт/ч, с 01.07.2018 по 31.12.2018 -2,06 руб./кВт/ч. (с учетом НДС), (т.е. с понижающим коэффициентом 0,7).

Тарифы для тарифных групп «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним», «Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним», «Потребители, приравненные к населению, в том числе, «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан…» установлены с применением понижающего коэффициента 0,7.

В соответствии с приведенными приказами, применяемые при расчетах с гражданами потребителями, использующими электрическую энергию в бытовых целях, делятся на четыре тарифные группы: 1 – «Население», 2 – «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним», 3 – «Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним», 4 – «Потребители, приравненные к населению, в том числе, п. 4.1 «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства».

Тарифы для трех последних тарифных групп установлены с применением понижающего коэффициента 0,7.

В этой связи, правовым основанием для применения в расчетах за электроэнергию тарифа с понижающим коэффициентом 0,7 в Оренбургской области является оборудование жилых помещений в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, при отсутствии иных источников энергообеспечения в непосредственной близости от жилого помещения.

Разрешая требования ФИО1, суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении истцом установленного порядка оборудования жилого помещения стационарной электроплитой. Поскольку установку указанного оборудования истец произвел самостоятельно без получения соответствующего разрешения, в отсутствие технической документации, технического паспорта жилого помещения, согласования органом Ростехнадзора эксплуатации энергоустановок, суд не усмотрел оснований для возложения на ответчиков обязанности произвести перерасчет платы электроэнергии и применять при выставлении счетов за потребленную электроэнергию тариф с понижающим коэффициентом.

Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с выводами суда первой инстанции, полагает доводы апелляционной жалобы в части заслуживающими внимания.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения, общей площадью 00 кв.м. по адресу: (адрес).

По указанному адресу с ресурсоснабжающей организацией договор на поставку газа не заключался при отсутствии газоснабжения дома, 00 года постройки.

Из акта инвентаризации домовладения, составленного(дата) представителем поставщика газа следует, что жилое помещение оборудовано электроприборами для приготовления пищи, отопления, горячего водоснабжения, газа в нем нет.

На обращение истца о переводе на тариф по оплате электрической энергии с понижающим коэффициентом к ответчику ПАО «ЭнергосбыТ Плюс» в 2015, 2017 г.г., последним разъяснен порядок установки электроустановок в жилом помещении.

В (дата) истцом осуществлено электроснабжение квартиры (разрешенная мощность – 5 кВт) на основании проекта, согласованного ОАО «МРСК Волги», технических условий, присоединение энергопринимающих устройств объекта произведено с разрешения ОАО «МРСК Волги» после открытия лицевого счета и заключения (дата) договора энергоснабжения с ОАО «Оренбургэнергосбыт», выполнено разграничение балансовой принадлежности.

На основании договора от (дата) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ФИО1 (дата) выданы технические условия на технологическое присоединение дополнительной мощности 10 кВт квартиры истца.

(дата) ТУ выполнены, проверка смонтированной электроустановки проведена специализированной организацией, имеющей допуск к данному виду работ. Актами от (дата) разграничена балансовая принадлежность электроустановок сторон. Разрешение на подключение выдано ОАО «МРСК Волги», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» истцу (дата), максимальная присоединяемая мощность 15кВт.

По состоянию на декабрь 2001 года предыдущему собственнику квартиры (адрес) муниципальному образованию город Оренбург выдан технический паспорт жилого помещения, который сведений о размещении электроустановок не содержит.

Порядок оборудования домов электроприборами, в частности, бытовыми стационарными электроплитами для пищеприготовления, регламентирован в разделе 4 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24 ноября 1992 года (зарегистрирована в Минюсте России 26.01.1993 № 127).

Согласно пункту 4.1 указанной Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовления выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств Российской Федерации при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт-Петербургу, автономным областям и автономным округам.

Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав Российской Федерации, органах исполнительной власти краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

Согласно п. 7 раздела 1 Положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 года № 141-ук, департамент является правопреемником комитета администрации области по ценовой политике и региональной энергетической комиссии Оренбургской области.

Порядок выдачи разрешения на установку электроотопительного оборудования и электроплит иными нормами действующего законодательства не урегулирован.

Судом первой инстанции не дана оценка имеющемуся в материалах дела сообщению Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от (дата) на заявление истца о том, что департаментом согласовано применение кухонной электроплиты в жилом помещении истца по (адрес).

Таким образом, установленный Инструкцией порядок согласования применения электроплиты истцом соблюден.

Суд пришел к выводу о необходимости получения истцом разрешения органа Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию электроустановки (электроплиты) в жилом помещении, но не применил нормы, устанавливающие порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, определенные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27 декабря 2004 года.

Так, подпунктом «г» п. 7, п. 14 указанных Правил технологического присоединения (в редакции, действующей на 07 апреля 2016 года) установлена следующая процедура технологического присоединения: получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а именно, заявителей-физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.

На указанные нормы также ссылается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в ответе истцу от (дата). Из материалов дела следует, что общая разрешенная мощность энергопринимающих устройств истца составляет 15 кВт.

При таких обстоятельствах не требуется получение разрешения Ростехнадзора на эксплуатацию электроустановок в жилом помещении истца.

В описании технических характеристик жилого помещения в техническом паспорте, выданном 21 июня 2018 года собственнику (адрес) ФИО1, отражены сведения о наличии в квартире электроустановок используемых для бытовых нужд: электроплита, электрический водонагреватель, отопление водяное от электрического котла.

Вышеперечисленные документы судом апелляционной инстанции приняты и исследованы в качестве дополнительных доказательств по правилам абзаца 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ для установления юридически значимых обстоятельств по делу по причине необоснованного отклонения судом первой инстанции ходатайства истца об отложении судебного заседания для истребования указанных доказательств.

Поскольку представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается, что подключение объекта ФИО1, проживающего в городском населенном пункте в доме, не имеющим газового отопления и газовой плиты, к электросетям осуществлено с согласованием применения электронагревательных приборов, в порядке, предусмотренном Правилами технологического присоединения, мощность электроустановок дома истца проверке представителями Ростехнадзора не подлежит, судебная коллегия не усматривает оснований для освобождения ответчика, выставляющего счета абонентам – потребителям ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» от исполнения обязанности применять при расчете платы за потребленную истцом электроэнергию соответствующий пониженный тариф с момента вынесения апелляционного определения, поскольку все необходимые документы, подтверждающие наличие электроустановок в жилом помещении истцом представлены и исследованы только в настоящем судебном заседании.

Судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о применении при начислении платы за потребленную электроэнергию тарифа с применением понижающего коэффициента, принять новое решение, которым удовлетворить требования ФИО1 в указанной части.

С выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 в части возложения на ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обязанности по перерасчету платы за электроэнергию за период с октября 2009 года по день принятия решения согласно тарифу на электрическую энергию, реализуемую потребителям, приравненным к населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, судебная коллегия соглашается.

Отказывая истцу в удовлетворении данной части иска суд обоснованно исходил из того, что при обращении к ответчику в 2015, 2017гг. с заявлением о применении указанного тарифа истцом не были представлены соответствующие доказательства об установке в жилом помещении электроплиты и электрического котла, а акт инвентаризации домовладения, в котором отсутствует газоснабжение, сотрудниками газоснабжающей организации к таким допустимым доказательствам наличия электроустановок в помещении отнесен быть не мог.

Поскольку факт установки электрооборудования, а именно электроплиты и электрического котла в жилом помещении установлен непосредственно в судебном заседании суда апелляционной инстанции, ранее необходимые документы ответчику представлены не были, законные основания для начисления платы за электроэнергию с применением тарифа на электрическую энергию, реализуемую потребителям, приравненным к населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, у ответчика отсутствовали.

При этом судебная коллегия не находит оснований для возложения обязанности на ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» включить в договор энергоснабжения указанный выше тариф, т.к. удовлетворением иска в части применения тарифа нарушенное право истца восстановлено.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 в указанной части о необоснованности решения суда несостоятельны, поскольку сводятся к несогласию с решением суда, но не опровергают правильность его выводов об отсутствии оснований для перерасчета платы за электроэнергию за прошлое время.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 22 мая 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к открытому акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» о применении при начислении платы за потребленную электроэнергию тарифа с применением понижающего коэффициента, вынести новое решение.

Возложить обязанность на открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» с момента вступления решения суда в законную силу применять при начислении платы за потребленную электроэнергию по адресу: (адрес) тариф на электрическую энергию, реализуемую населению, проживающих в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий судья:

Судьи: