ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6170/17 от 20.07.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья: Бражникова А.Е. Дело № 33-6170/2017

Докладчик: Никифорова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Быковой И.В.,

Судей Грибанова Ю.Ю., Никифоровой Е.А.,

при секретаре Апариной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 20 июля 2017 года гражданское дело но апелляционной жалобе ФИО1 на решение Обского городского суда Новосибирской области от 30 марта 2017 года по иску ФИО1 к ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., выслушав объяснения представителя истца ФИО3, ответчика ФИО2, его представителя ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, в котором просил признать сделку купли-продажи катера Bombardier (строительный (заводской) номер ) и прицепа (марка, модель шасси № , год выпуска 2014), совершенную ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1, недействительной; применить последствия недействительности сделки купли-продажи катера Bombardier (строительный (заводской) номер ) и прицепа (марка, модель шасси № , год выпуска 2014), взыскав с ФИО2 денежные средства в размере 500 000 руб. и возложить обязанность на ФИО1 вернуть ФИО2, а ФИО2 обязать принять у ФИО1 имущество: катер Bombardier (строительный (заводской) номер и прицеп (марка, модель шасси № , год выпуска 2014).

В обоснование исковых требований указано, что 18.04.2016 истцом были приобретены катер Bombardier (строительный (заводской) номер ) и прицеп (марка, модель шасси № , год выпуска 2014) у ответчика за 500 000 руб., что подтверждается распиской ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. Из текста расписки следует, что ответчик передал истцу катер Bombardier и прицеп за 500 000 руб.

Однако истец лишен возможности зарегистрировать прицеп, приобретенный у ФИО2, поскольку по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения собственником прицепа является С.Е.А. о чем в паспорте транспортного средства имеется соответствующая запись. Ответчик также не зарегистрирован в качестве собственника маломерного судна - катера Bombardier (строительный (заводской) номер Собственником данного маломерного судна является С.Е.А. Истец считает сделку купли-продажи катера и прицепа с ФИО2 ничтожной.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Апеллянт указывает, что дело было рассмотрено в отсутствие третьего лица С.В.Л. сведений об извещении которого не поступало.

Судом не применены нормативные акты, подлежащие применению, а именно: приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500, приказ МЧС России от 18.10.2012 г. №608, приказ МВД России от 24.11.2008 №1001, приказ МВД России от 07.08.2013 №605, в которых не предусмотрена фиксация регистрирующим органом обращений заявителя при последующем отказе в приеме документов, не соответствующих требованиям законодательства.

Судом первой инстанции необоснованно было отказано в допросе свидетеля А.Ю.В., который мог подтвердить факт обращения истца в ГИМС по НСО за регистрацией права собственности на катер и факт отказа в приеме документов в устной форме.

Апеллянт обращает внимание на то, что судом неправомерно применены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 №340, поскольку они вступили в силу с 01.01.2017, а правоотношения возникли 18.04.2016.

Судом не учтено, что за ответчиком право собственности на спорное имущество не зарегистрировано. В таком случае сделка купли-продажи имущества противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, независимо от обращения приобретателя имущества в регистрирующий орган, наличия или отсутствия отказа регистрирующих органов в письменной форме.

Апеллянт указывает, что ответчиком не представлены доказательства передачи истцу документов, подтверждающих право собственности ответчик на транспортное средство и необходимых для регистрации прицепа за истцом и дальнейшей его эксплуатации.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 434 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто оглашение по всем существенным условиям договора.

Согласно статье 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами.

В силу пункта 2 части 1 статьи 161 ГК РФ сделки должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, независимо от суммы сделки.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18 апреля 2016 года истец ФИО1 приобрел катер Bombardier (строительный (заводской) номер ) и прицеп (марка, модель , шасси № , год выпуска 2014) за 500 000 рублей, что подтверждается распиской ФИО2 от 18 апреля 2016 года (л.д. 8).

Истец не оспаривает тот факт, что с 18 апреля 2016 года указанные катер и прицеп находятся в его распоряжении, что свидетельствует о том, что истец фактически принял к исполнению заключенную сделку.

Ссылка представителя истца на осуществление ремонта катера подтверждает готовность истца к принятию купленных им у ответчика катера и прицепа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что право собственности ФИО2 при совершении сделки по продаже вышеназванных катера и прицепа ФИО1 установлено в судебном заседании представленными доказательствами, не нашел своего подтверждения довод истца о наличии у него препятствий для регистрации приобретенных им катера и прицепа 18 апреля 2016 года у ФИО2, исходя из следующего.

Транспортными средствами личного пользования являются дорожные транспортные средства и прицепы, катера и воздушные суда вместе с их запасными частями и стандартными принадлежностями и оборудованием, импортируемые или экспортируемые исключительно для личного пользования соответствующим лицом, а не для транспортировки лиц за вознаграждение или промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее автомототранспортных средств). Вышеназванные правила регистрации автомототранспортных средств устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российском Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации автомототранспортных средств собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в течение 10 суток после приобретения, снятия с регистрационного учета транспортных средств или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Пунктом 8 Правил регистрации автомототранспортных средств регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2013 года N 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлена обязательная государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 24 июня 2016 года №340 (приказ вступил в силу 01 января 2017 года) государственной регистрации подлежат суда, право собственности и иные вещные права на суда, а также ограничения (обременения) этих прав. (Ранее п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29 июня 2005 года N 500 государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания).

Согласно пункту 3 ранее действовавших Правил государственной регистрации маломерных судов судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежали государственной регистрации в судовой книге.

В настоящее время в соответствии с п. 7 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом МЧС РФ от 24 июня 2016 года N 340, Реестр маломерных судов (далее - Реестр) ведется на бумажных носителях и в электронном виде. При несоответствии записей на бумажных носителях и в электронном виде приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Реестр хранится и ведется в местах, недоступных для посторонних лиц условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования хищения и модифицирования информации.

Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется в органах регистрации в виде записей в книге в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам и судовых делах, содержащих копии документов, представленных для предоставления государственной услуги, и иные документы и материалы, относящиеся к судну.

Ведение Реестра в электронном виде осуществляется централизованно в виде единой базы данных в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие Реестра с иными федеральными информационными системами и сетями. Реестр, ведущийся в электронном виде, формируется органами регистрации на основе данных Реестра, ведущимся на бумажных носителях, и соответствует ему по форме и содержанию.

Реестр, ведущийся в электронном виде, является частью Автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России (далее - АИС ГИМС МЧС России).

В силу п. 8 вышеназванных Правил, в случаях, предусмотренных Административным регламентом, собственнику судна выдается судовой билет.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственная регистрация судна, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременении) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Физические и юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов - государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации (далее - ГИМС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации) и центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - органы государственной регистрации), документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов - в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 12 Правил государственной регистрации маломерных судов).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В судебное заседание ответчиком предоставлены договоры купли-продажи катера Bombardier (строительный (заводской) номер и прицепа (марка, модель , шасси № , год выпуска 2014), заключенные между С.Е.А. и ФИО2 11 ноября 2015 года.

Данные договоры не оспорены, в связи с чем, являются действительными.

Согласно акту приема-передачи от 11 ноября 2015 года указанное судно передано ФИО2

Согласно ответу на судебный запрос из ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» от 21 февраля 2017 года маломерное судно Bombardier (заводской номер с 05 марта 2015 года по 10 ноября 2015 года был зарегистрирован за С.Е.А., по состоянию на 20 февраля 2017 года вышеуказанное судно на учете в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Алтайскому краю» не состоит (л.д.56). Данное обстоятельство подтверждается представленной истцом копией судового билета, в которой стоит отметка о снятии с учета данного документа, зарегистрированного за С.Е.А. (л.д.9), что подтверждает факт того, что указанное обстоятельство было известно истцу при покупке судна.

Из ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Новосибирской области получены сведения (от 20 февраля 2017 года №2-44-211), согласно которых в указанном учреждении нет сведений об обращении ФИО1 с заявлением о регистрации маломерного судна Bombardier (строительный (заводской) номер , 1999 года постройки) (л.д.55).

Из ответа из 1 Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения от 24 февраля 2017 года №4/1-1023 следует, что прицеп, марки , 2014 года выпуска, идентификационный номер № , государственный регистрационный знак 26 февраля 2015 года зарегистрирован на имя С.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ; сведений об обращении ФИО1 по вопросу регистрации данного прицепа и вынесении отказа в Федеральной информационной системе Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-M) отсутствуют.

Из ответа из 1 Межрайонного отдела технического надзора и регистрации автомототранспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ограничения на проведение регистрационных действий с данным прицепом отсутствуют.

Представленной истцом копией ПТС на прицеп подтверждается тот факт, что указанный прицеп зарегистрирован за С.Е.А., а поскольку истец не оспаривал предоставление указанного ПТС на прицеп при заключении договора купли-продажи с ФИО2 18 апреля 2016 года, то указанное обстоятельство было известно истцу, в связи с чем, суд не усмотрел в действиях ответчика введение в заблуждение истца при совершаемой между ними сделки по купле-продаже прицепа относительно собственника, указанного в ПТС.

Также суд пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации маломерного суда не умаляет действительность договора по его купле-продаже, а лишь ограничивает право собственника на возможность плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что за ответчиком право собственности на спорное имущество не зарегистрировано, поэтому сделка купли-продажи имущества противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, ответчиком не представлены доказательства передачи истцу документов, подтверждающих право собственности ответчик на транспортное средство и необходимых для регистрации прицепа за истцом и дальнейшей его эксплуатации являлись предметом оценки суда первой инстанции, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств, у судебной коллегии не имеется.

Судебная коллегия полагает, что указанные доводы не являются основанием для отмены решения, поскольку отсутствие государственной регистрации прав ФИО2 на катер не является достаточным основанием для признания сделки недействительной, учитывая, что при заключении договора истцу было известно о том, что в судовом билете отсутствует отметка о принадлежности катера ФИО2, в ПТС на прицеп имелась отметка о его принадлежности С.Е.А.. При этом истец не лишен возможности защитить свои права путем обращения в суд с иском о признании права собственности на катер. Препятствий для регистрации прицепа при наличии договора купли-продажи, заключенного между ФИО2 и С.Е.А. и предоставленного ответчиком в судебное заседание не имеется. Кроме того, ответчик ФИО2 неоднократно заявлял о возможности оказать истцу содействие в регистрации транспортных средств.

Доводы апеллянта о том, что дело было рассмотрено в отсутствие третьего лица С.В.Л., сведений об извещении которого не поступало не состоятельны, поскольку в материалах дела имеется телефонограмма об извещении С.Е.А. о времени рассмотрения дела.

Ссылки в апелляционной жалобе на не применение судом нормативных актов, в которых не предусмотрена фиксация регистрирующим органом обращений заявителя при последующем отказе в приеме документов, а именно: приказ МЧС России от 29.06.2005 г. №500, приказ МЧС России от 18.10.2012 г. №608, приказ МВД России от 24.11.2008 №1001, приказ МВД России от 07.08.2013 №605 и отказ в допросе свидетеля А.Ю.В., который мог подтвердить факт обращения истца в ГИМС по НСО за регистрацией права собственности на катер и факт отказа в приеме документов в устной форме, не имеют правового значения, поскольку отказ в регистрации не является основанием для признания сделки недействительной.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно применены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 №340, поскольку они вступили в силу с 01.01.2017, а правоотношения возникли 18.04.2016 не состоятельны, поскольку судом приведены нормы Правил как ранее действовавших, так и в новой редакции.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенным судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и подлежат отклонению.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, не приведено таких нарушений и в жалобе ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Обского городского суда Новосибирской области от 30 марта 2017 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи