В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-6179
Строка № 096г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 сентября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Глазовой Н.В., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Курякиной Г.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску Нхумало Тамары Никитичны к Правительству Воронежской области, МЧС России по Воронежской области о взыскании солидарно компенсации за утраченное имущество в результате пожаров в Воронежской области в 2010 году, морального ущерба,
по апелляционной жалобе Нхумало Т.Н.,
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2017 года
(судья Горшенев А.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А:
Нхумало Т.Н. обратилась в суд с иском к Правительству Воронежской области, МЧС России по Воронежской области о взыскании солидарно компенсации за утраченное имущество в результате пожаров в Воронежской области в 2010 году, морального ущерба, в обоснование указала, что она является собственником земельного участка №, расположенного по адреса: <адрес>, с, Медовка, садовое товарищество «Ветеран». В 2010 году на территории данного садового товарищества произошел природный пожар, в результате чего у нее сгорело имущество, на утрату которого, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 года №1286 Воронежской области было выделено <данные изъяты>. на оказание помощи гражданам, пострадавшим от пожара в размере <данные изъяты> руб. Поскольку она является пострадавшей от пожара, то имеет право на получение компенсации за утраченное жилье, которая ей до настоящего времени не выплачена. Просила признать незаконным и противоправным Постановление Правительства Воронежской области от 17 января 2011 года № 14 «О признании утратившим силу Постановление Правительства Воронежской области», взыскать с ответчиков солидарно компенсацию за утраченное имущество в результате пожаров в Воронежской области в 2010 году в размере <данные изъяты> руб. и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> pv6. (л.д. 3-4).
Определением Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 февраля 2016 года производство по делу по исковому заявлению Нхумало Т.Н. к Правительству Воронежской области, Департаменту социальной зашиты населения Воронежской области, МЧС России по Воронежской области об оспаривании нормативного правового акта, взыскании с ответчиков солидарно компенсации за утраченное имущество и морального вреда прекращено на основании ст. 220 ГПК Российской Федерации (л.д. 35).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 12.01.2017 года определение Ленинского районного суда г. Воронежа от 29 февраля 2016 гола в части прекращения производства по делу по иску ФИО1 к Правительству Воронежской области, МЧС России но Воронежской области о взыскании компенсации за утраченное имущество и морального вреда отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения исковых требований ФИО1 по существу (л.д. 94, 95-97).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано (л.д. 142, 143-148).
На данное решение суда ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и направлении в суд первой инстанции для рассмотрения по существу (л.д. 151-156).
В судебное заседание явились: истец ФИО1, представитель истца - ФИО2, представитель МЧС России по Воронежской области – ФИО3, представитель Правительства Воронежской области – ФИО4
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 24 ФЗ № 68-ФЗ, финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Пунктом «м» ст. 10 ФЗ № 68-ФЗ установлено, что Правительство РФ принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.07.2010 года № 1286-р «О выделении субъектам Российской Федерации средств для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году» было принято решение оказать финансовую помощь бюджетам Республики Мордовия, Республики Татарстан, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Кировской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Тульской и Ульяновской областей за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 5 млрд. руб. для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях субъектов Российской Федерации.
В целях предоставления гражданам, лишившимся жилого помещения, либо для осуществления компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 000 руб. каждому гражданину, восстановления и строительства инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета... млн. руб. на каждого погибшего (умершего).
Указанным распоряжением Правительства РФ рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ осуществить дополнительные выплаты в связи с утратой имущества из расчета 100 000 руб. каждому гражданину.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 2010 году на территории садового товарищества «Ветеран», расположенного по адресу: <адрес>, произошел природный пожар, в результате чего сгорело имущество, находящееся на участке 199, которым пользовалась ФИО1
В соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2010 года № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности», Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1286-р «О выделении органам исполнительной власти субъектов РФ дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ для оказания материальной помощи гражданам, лишившимся жилого помещения в результате лесных пожаров, произошедших в 2010 году», Правительство Воронежской области приняло Постановление от 06 августа 2010 года № 645 (в ред. постановлений правительства Воронежской области от 12.08.2010 № 666, от 16.08.2010 № 677), которым утвердила Порядок оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области, за утраченное жилое помещение и (или) иное имущество в 2010 году (далее Порядок), где определены категории граждан, имеющих право на получение материальной помощи за утраченное жилое помещение и иное имущество, а также установлены условия оказания материальной помощи.Согласно п. 2 Порядка право на получение материальной помощи имеют следующие категории граждан, жилое помещение и (или) иное имущество которых утрачено, включенные в список граждан, признанных рабочей группой пострадавшими в результате лесных и ландшафтных пожаров, утверждаемый главой администрации муниципального района (городского округа) Воронежской области:
-собственники жилых помещений, дачных строений, хозяйственных построек;
-граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
-граждане, зарегистрированные в утраченных жилых помещениях;
-граждане, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях.
В соответствии с п. 4 Порядка материальная помощь оказывается:
-за одно утраченное (поврежденное) жилое помещение независимо от количества членов семьи.
-за одно утраченное дачное строение членам семьи, пострадавшим от лесных и ландшафтных пожаров.
-за одну утраченную хозяйственную постройку гражданину независимо от количества членов семьи.
-за иное утраченное имущество каждому гражданину, лишившемуся жилого помещения в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области.
Пунктом 6.6 Порядка была предусмотрена материальная помощь «Строительство хозяйственной постройки при строительстве жилого дома».
Первоначально, если граждане в целях строительства жилого дома собственными силами выбирали вид материальной помощи «Выплата материальной помощи взамен строительства жилого дома», право на материальную помощь в виде «строительство хозяйственной постройки при строительстве жилого дома» они не получали, в связи с чем, Порядок был дополнен п. 6.10 «выплата материальной помощи в связи с утратой хозяйственной постройки». При этом такая материальная помощь оказывалась только гражданам, лишившимся жилого помещения, и которые были намерены осуществить строительство жилого дома и хозяйственной постройки своими силами.
Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1286-р оказана финансовая помощь субъектам РФ для ликвидации последствий природных пожаров, в т. ч. для восстановления (строительства) жилья и компенсационных выплат гражданам, лишившимся жилого помещения.
Согласно паспорта ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. необходимое для её жизнедеятельности имущество располагается по адресу регистрации и постоянного места жительства. ФИО1 не была зарегистрирована, и не проживала по адресу местоположения садоводческого участка.
На момент пожара собственность ФИО1 на земельный участок в садоводческом товариществе оформлена не была, судебное решение, установившее факт принятия ею наследства после смерти матери в 1999 году, в том числе, земельный участок, было принято 24.08.2010 года, свидетельство о праве на наследство выдано 21.01.2011 года, а свидетельство о государственной регистрации права собственности выдано 03.03.2011 года.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной СНТ «Ветеран» ФИО1 усматривается, что она имеет земельный участок № на <адрес> в СНТ «Ветеран», строений на нем не имеется. При ландшафтном пожаре 29.07.2010 года на указанном участке пострадало: забор из профиля, кирпич, доска, кустарник, фруктовые деревья.
Как следует из постановления Правительства Воронежской области от 06 августа 2010 года № 645 для рассмотрения и решения вопросов, связанных с получением материальной помощи пострадавшими гражданами, в муниципальных районах и городских округах Воронежской области создавались рабочие группы.
Единственным основанием, предусматривавшим возможность предоставления материальной помощи погорельцам на территории Воронежской области являлся утвержденный этим же постановлением правительства Воронежской области от 06.08.2010 года № 645 Порядок оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области за утраченное жилое помещение и (или) иное имущество, пункт 2 которого предусматривал, что право на получение материальной помощи имеют следующие категории граждан, жилое помещение и (или) иное имущество которых утрачено, включенные в список граждан, признанных рабочей группой пострадавшими в результате лесных и ландшафтных пожаров, утверждаемый главой администрации муниципального района (городского округа) Воронежской области
При этом, пунктами 13, 17 Порядка оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области за утраченное жилое помещение и (или) иное имущество устанавливалось, что для получения материальной помощи граждане, проживавшие в утраченном жилом помещении, представляют в рабочую группу заявление установленной формы, после чего по результатам рассмотрения заявления местной администрацией последовательно принималось два решения: о признании пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров; об оказании материальной помощи в установленном порядке (размере).
ФИО1 обратилась в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области об оказании материальной помощи 01.07.2013 года. 17.07.2013 года и. о. главы администрации Рамонского района разъяснил ФИО1, что основания для оказания ей материальной помощи отсутствуют.
Постановлением Правительства Воронежской области от 17.01.2011 года № 14 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Воронежской области» (вступило в законную силу через 10 дней со дня официального опубликования как принятое по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина - 31.01.2011), признаны утратившими силу постановления правительства Воронежской области от 06.08.2010 года 645 (в редакции от 12 августа 2010 года № 666 и от 16 августа 2010 года № 677) «Об оказании материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных и ландшафтных пожаров на территории Воронежской области в 2010 году».
Доказательств обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган - рабочую группу Администрации Рамонского района Воронежской области, в период действия постановления Правительства Воронежской области от 06.08.2010 года № 645, ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции истицей не представлено.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Так как утративший силу нормативный правовой акт не может быть в силу пп. 2 абзаца 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ основанием к возникновению гражданских прав и обязанностей, то суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Ш.М.В.
При рассмотрении спора по существу, суд первой инстанции правильно применил положения указанных нормативно-правовых актов, нормы гражданского законодательства, полно и всесторонне исследовал доводы сторон, представленные доказательства, и, дав им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
К тому же, в связи с тем, что представителем ответчика - Правительства Воронежской области заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, судом сделан правильный вывод, что началом течения срока исковой давности следует считать момент принятия Постановления правительства Воронежской области от 17.01.2011 года № 14, которым указанный Порядок был признан утратившим силу, и который к моменту обращения ФИО1 в суд является пропущенным.
Разрешая спор, суд первой инстанции тщательно исследовал материалы дела, доводы сторон и имеющиеся доказательства, и пришел к обоснованным и мотивированным выводам, которые последовательно изложены в постановленном решении.
Доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны приведенным в ходе судебных разбирательств, учитывались и оценивались судом, выводов которого в решении не опровергают, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в достаточной степени, сводятся к субъективному толкованию правовых норм и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: