Судья Новикова Е.В. Дело № 33-6186/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 августа 2013 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Ковалюк Л.Ю., Хоролич Н.М.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Л.Н.В. на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 03 апреля 2013г. по делу по заявлению Л.Н.В. об обжаловании действий МО МВД России «Кулундинский» по отказу в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Заслушав доклад судьи Хоролич Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Н.В. обратилась в Кулундинский районный суд с заявлением об обжаловании действий МО МВД России «Кулундинский» об отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия, ссылаясь на то, что 02 ноября 2012г. она подала в МО МВД РФ «Кулундинский» заявление на выдачу лицензии на право приобретения оружия самообороны. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе документ, выданный НОУ «Алтайский образовательный центр специальных технологий» о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. 31.01.2013г. она получила письменный отказ в выдаче лицензии от 30.01.2013г. Основанием отказа выдачи лицензии явилось то, что, документ о прохождении обучения не соответствует закону, что программа данного обучения не была согласована с органом внутренних дел. Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку образовательные учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочие учебные планы и программы. НОУ «Алтайский образовательный центр специальных технологий», были самостоятельно разработаны и утверждены рабочие учебные планы и программа по подготовке лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием, которая включает в себя правовую и огневую подготовку, основы первой медицинской помощи в количестве 15 часов (плюс 1 час на экзамен). Осуществление данной программы предусмотрено приложением № 1 к лицензии № 51 от 07.02.2011г., выданной названному образовательному учреждению управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Во исполнение Постановления Правительства РФ №731 от 05.09.2011г. Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи определило перечень организаций, имеющих право проводить указанную подготовку и направило данный перечень в ГУ МВД России по Алтайскому краю. НОУ «Алтайский образовательный центр специальных технологий», входило в этот перечень в период, когда она обучалась и когда предъявила ответчику необходимые документы для получения лицензии на приобретение оружия самообороны, в установленном законом порядке, осуществляло обучение граждан по указанной программе. Действующим законодательством обязанность организации, проведения подготовки и проверки знаний безопасного обращения с оружием на органы внутренних дел не возложена. Данная функция возложена на Министерство образования. Порядок согласования программы, по которой она проходила обучение, на период когда она проходила обучение, с МВД РФ, не был установлен. Таким образом, заявитель считает, что действия должностных лиц МО МВД России «Кулундинский» по отказу в выдаче ей лицензии не соответствуют закону. Заявитель просила суд обязать МО МВД России «Кулундинский» выдать ей лицензию на право приобретения оружия самообороны.
В судебном заседании Л.Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель МО МВД России «Кулундинский» - П.Ю.В. не согласилась с требованиями заявителя, ссылаясь на то, что отказ в выдаче Л.Н.В. лицензии, является законным, поскольку последняя не предоставила документ подтверждающий прохождение ею в установленном законом порядке подготовки, в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 03 апреля 2013г. в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Л.Н.В. просит отменить решение суда, принять новое, которым ее требования удовлетворить, ссылаясь на то, что выводы суда о том, что ей законно отказано в выдаче лицензии не являются обоснованными. В указанное образовательное учреждение НОУ «АОЦСТ» ее направил разрешитель лицензионной службы МО МВД «Кулундинский» С.А.И. Порядок согласования программ обучения безопасного обращения с оружием с Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не установлен. Положениями Закона «Об образовании» предусмотрена компетенция образовательного учреждения разрабатывать учебные программы. Осуществление такой программы предусмотрено приложением к лицензии названного образовательного учреждения. Управлением АК по образованию и делам молодежи данное образовательное учреждение включено в перечень учреждений, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения в целях изучения правил безопасного обращения с оружием, данный перечень был предоставлен ГУ МВД РФ по Алтайскому краю. Порядка согласования на момент ее обучения не существовало. Орган и суд необоснованно признали документ о прохождении обучения недействительным.
В своих возражениях МО МВД России «Кулундинский» просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 17 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (далее ФЗ «Об оружии»; Закон) граждане Российской Федерации, впервые приобретающие, в том числе гражданское огнестрельное оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и порядок согласования этих программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной поли гики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ч. 18 этой же статьи, лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований. Проверка знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
02 ноября 2012г. Л.Н.В. обратилась в МО МВД России «Кулундинский» с заявлением на выдачу лицензии на право приобретения, ношение и хранение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, к которому в том числе приложила свидетельство о прохождении ею в Негосударственном образовательном учреждении «Алтайский образовательный центр специальных технологий» обучения по программе правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием от 26 февраля 2012г.
30 января 2013г. МО МВД России «Кулундинский» было отказано Л.Н.В. в выдаче данной лицензии по основаниям непредставления документа, подтверждающего прохождение, в установленном законом порядке, подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Согласно ч. 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии» основанием к отказу в выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, наряду с другими, является не представление в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки.
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, лицензия на приобретение оружия не может быть выдана лицам, которые не прошли соответствующей подготовки и проверки знаний правил безопасного обращения оружия и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. Такая подготовка в силу прямого указания закона должна быть осуществлена: 1) в организации, имеющей право на ее проведение и включенной в определенный Правительством Российской Федерации перечень; 2) по программе, отвечающей по своему содержанию требованиям и согласованной в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Проверка знаний названных правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием отнесена к компетенции организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, и должна осуществляться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года ***, вступившим в силу ДД.ММ.ГГ
Данный перечень включает образовательные учреждения профессионального образования, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта, в рамках которых предусмотрено изучение дисциплин с использованием огнестрельного оружия, и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
Как следует из материалов дела, в ходе обучения Л.Н.В. в НОУ «Алтайский образовательный центр специальных технологий» и при ее проверке знаний, огнестрельное оружие не использовалось.
Суд с учетом вышеприведенных норм законодательства, обоснованно пришел к выводу, что представленное заявителем в орган внутренних дел свидетельство, выданное 26 февраля 2012г., не подтверждает соответствующую подготовку Л.Н.В. и наличие у нее навыков безопасного обращения с оружием, что согласно ч. 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии» является основанием к отказу в выдаче лицензии. А доводы заявителя в данной части, что ею представлен надлежащий документ, не основаны на законе.
Требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием и Порядок согласования этих программ утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 05 апреля 2012 года №259, а Порядок проведения проверки у граждан Российской Федерации знания данных правил и наличия указанных навыков (далее - Порядок) утвержден Приказом МВД России от 27 апреля 2012 года №372, то есть до принятия оспариваемого Л.Н.В., отказа.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что на момент прохождения обучения заявителем, нормативный акт, устанавливающий такие требований и Порядок, отсутствовал, поскольку выдача лицензии должна осуществляться в соответствии с действующей статьей 13 Закона и указанные заявителем обстоятельства не могут освобождать от установленной законом обязанности прохождения соответствующей подготовки и проверки знаний для приобретения оружия.
Суд правильно указал, что огнестрельное оружие ввиду повышенной опасности относится к вещам, ограниченным в обороте, и прохождение обучения по безопасному обращению и приобретение навыков безопасного обращения с ним, являются гарантиями безопасности как самого гражданина, претендующего на получение лицензии, так и других лиц.
Судом установлено, что представленное заявителем свидетельство о прохождении подготовки, не отвечает действующим требованиям, в том числе порядок проверки знаний и навыков осуществлен не комиссией, включающей в свой состав, в том числе должностное лицо подразделения лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России на региональном или районном уровнях, уполномоченное в установленном порядке на осуществление действий по контролю за оборотом оружия, что предусмотрено п. 3 Порядка, а самим образовательным учреждением.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о наличии у вышеуказанного учреждения лицензии на обучение соответствующим правилам и навыкам, выданной Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, поскольку для отнесения образовательного учреждения к организациям, предусмотренным в установленном Правительством Российской Федерации перечне, необходимо соблюдений требований, предусмотренных вышеназванными Порядками.
Доводы заявителя о том, что в НОУ «Алтайский образовательный центр специальных технологий» она была направлена сотрудником полиции, не имеют значение для разрешения дела по существу.
Таким образом, оснований к удовлетворению жалобы Л.Н.В. не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
апелляционную жалобу заявителя Л.Н.В. на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 03 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи