г.Хабаровск
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 сентября 2019 г. по делу № 33-6187/2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего М.В.Гвоздева,
судей И.Н.Овсянниковой, Ю.В.Моргунова,
при секретаре Ю.А.Ермоленковой,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 13 июня 2019 года, принятое по гражданскому делу по иску военного прокурора гарнизона Горячие Ключи к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности по проведению осмотра системы водоотведения, выполнению текущего, капитального ремонтов системы водоотведения.
Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России – ФИО1, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор гарнизона Горячие Ключи обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ»), и в обоснование иска указав, что на территории военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области расположены объекты водоотведения - очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м. Указанные объекты эксплуатируются с 1981 года в сложных климатических условиях в сейсмически опасном регионе, с момента ввода их в эксплуатацию капитальный или текущий ремонт не проводился. Приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ». Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 № 1168 недвижимое имущество указанного военного городка, в том числе очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженностью 7300 м., закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ». В соответствии с уставом ФГБУ «ЦЖКУ» и Положением о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» (по Восточному военному округу), функции оперативного управления и пользования вышеуказанным имуществом, расположенным в пределах Восточного военного округа, возложены на указанный филиал. Согласно актам осмотров системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.), проведенных должностными лицами войсковой части 05812 и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» в 2017 и 2018 годах установлено, что: очистные сооружения инв. № 135 изношены и требуют проведения ремонта: прилегающая территория и ограждения изношены на 90 %; несущие конструкции изношены на 30%; фундамент изношен на 10%; перекрытия изношены на 30%; ограждающие конструкции изношены на 40%; проемы (окна, двери) изношены на 70%; полы изношены на 40%; кровля изношена на 50%; инженерные системы (электро-, водо-, теплоснабжения, водоотведения и вентиляции) и оборудование объекта находятся в неработоспособном состоянии; сети водоотведения находятся к критически изношенном состоянии и неработоспособны. По результатам проведенных комиссионных осмотров должностными лицами войсковой части 05812 и филиала «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО сделаны выводы о непригодности к эксплуатации системы водоотведения (очистные сооружения инв.№ 135, канализационные сети протяженностью 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области. Таким образом, результаты осмотров свидетельствуют о том, что объекты водоотведения военного городка № 1 с. Горячие Ключи ввиду длительной эксплуатации без проведения капитального ремонта в настоящее время не отвечают требованиям ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 4, 23.1, 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 35, 44, 56, 60 Водного кодекса РФ, ст.ст. 7-11 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», ст.ст. 18, 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку учитывая их неработоспособное состояние, сброс сточных вод из войсковой части № 05812 осуществляется без их очистки и обеззараживания на окружающую территорию и прибрежную океанскую акваторию. Указанные нарушения влекут нарушение прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду и защиту от негативного воздействия. В соответствии с п. 4.3. Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). В соответствии с п. 4.1 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Согласно п. 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений. Несмотря на это обследование и мониторинг технического состояния системы водоотведения (очистные сооружения инв.№ 135, канализационные сети протяженностью 7300 м.) за весь период эксплуатации (более 30 лет) не проводились, запланированные объемы капитального и текущего ремонта в 2017-2018 годах не выполнялись.
Просил суд обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВВО:
- в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», п.п. 44, 45 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению ВС РФ, утвержденному приказом Минобороны России от 30.12.2017 № 860 в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области, в рамках которого уточнить объемы работ по текущему ремонту и объемы работ по капитальному ремонту;
- при проведении внепланового (внеочередного) осмотра системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить участие в указанном осмотре специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с требованиями главы 4 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»;
- по результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра провести в 2019 году текущий ремонт объектов (элементов, конструкций и т.д.) системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области
-провести в 2019 году капитальный ремонт (замену) объектов (элементов, конструкций и т.д.) системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области согласно результатам проведенного внепланового (внеочередного) осмотра.
Обязать Министерство обороны РФ:
- выделить необходимые лимиты денежных средств (провести финансирование) на проведение ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ВВО работ по текущему и капитальному ремонту объектов (элементов, конструкций и т.д.) системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области.
Определениями суда от 21.05.2019, 13.06.2019 приняты отказ от заявленных требований и уточнение исковых требований истца, в связи с тем, что указанные прокурором в иске объекты водоотведения не передавались в ФГБУ «ЦЖКУ» в оперативное управление.
Согласно уточненным требованиям истец просил обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России в лице филиала ФГБИ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ВВО в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести внеплановый (внеочередной) осмотр системы водоотведения (очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области, в рамках которого уточнить объемы работ по текущему ремонту и объемы работ по капитальному ремонту; обязать Министерство обороны Российской Федерации провести в 2019 г. текущий и капитальный ремонты системы водоотведения (очистных сооружений инв.№ 135, канализационных сетей протяженностью 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области для приведения указанных объектов в надлежащее эксплуатационное состояние.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 13 июня 2019 года, исковые требования военного прокурора гарнизона Горячие Ключи удовлетворены частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выполнить текущий и капитальный ремонт системы водоотведения (очистных сооружений инв.№ 135, канализационных сетей протяженностью 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области.
Установлен срок исполнения решения суда 1 (один) год с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что дело подлежало рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке, а именно в порядке КАС. Дело подлежало направлению в порядке п.3 ч.2 ст.33 ГПК РФ для рассмотрения по подсудности в гарнизонный военный суд. Выполнять ремонтные работы системы водоотведения военного городка возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, в связи с чем Министерство обороны РФ не является надлежащем ответчиком по делу. Поскольку вопрос о признании спорного объекта недвижимости нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, следовательно, военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления.
Представители МО РФ, военной прокуратуры гарнизона Горячие ключи, ФГКУ «ДТУИО» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, кроме того, информация о движении дела также размещена на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в связи с чем, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствии указанных сторон, учитывая положение ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лица, участвовавшего в судебном заседании суда апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и (или) изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155, создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Устав ФГБУ «ЦЖКУ» утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 № 607.
Согласно п. 13 Устава, основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
30.07.2018 приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 2025 в пункты 16, 21 и 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
Система водоотведения (очистные сооружения инв.№ 135, канализационные сети протяженностью 7300 м.) являются собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России.
Военным прокурором, в марте 2019 года выявлены нарушения в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации вышеуказанной системы водоотведения, а именно поскольку система водоотведения находится в неработоспособном состоянии, сброс сточных вод из войсковой части № 05812 осуществляется без их очистки и обеззараживания на окружающую территорию и прибрежную океанскую акваторию.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст. ст. 12, 210 ГК РФ, ст. ст.44,56,60 Водного кодекса РФ, ст. ст.3,4,34,39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ст.ст.7-11 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и пришел к выводу, что система водоотведения, расположенная на территории военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области, включающая в себя очистные сооружения инв. № 135, канализационные сети протяженности 7300 м, является имуществом, находящимся в государственной собственности, и закреплена за Министерством обороны Российской Федерации во владение, пользование и распоряжение. Согласно актов осмотра от 24.04.2019, вышеуказанные объекты нуждаются в проведении работ по капитальному и текущему ремонту, замене оборудования. В ходе судебного разбирательства не установлено наличие каких-либо договоров (соглашений) заключенных между Минобороны Российской Федерации с ФГБУ «ЦЖКУ» или иными лицами, возлагающие на них обязанности по содержанию, текущему и капитальному ремонту указанных объектов. В материалы дела также не представлены документы, подтверждающие передачу вышеуказанной системы водоотведения в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» или заключения с ним договора безвозмездного пользования данными объектами. Поскольку для устранения выявленных военным прокурором нарушений необходимо провести текущий и капитальный ремонт системы водоотведения в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, данная обязанность возложена на Минобороны РФ, как собственника объекта водоотведения, однако ответчиком МО РФ не исполнена, в связи с чем, требования военного прокурора в указанной части правомерны и подлежат удовлетворению. Требования к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России удовлетворению не подлежат. Поскольку устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 ГПК РФ, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона, и не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Как следует из подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил. Оно осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 п. 7 указанного положения).
Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении Министерством обороны РФ обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего объекта - системы водоотведения (очистных сооружений инв.№ 135, канализационных сетей протяженностью 7300 м.) военного городка № 1 с. Горячие Ключи Курильского района Сахалинской области, судом первой инстанции обоснованно возложена на указанного ответчика обязанность выполнить текущий и капитальный ремонт указанной системы водоотведения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, несостоятельны, поскольку невыполнение требований законодательством об охране окружающей среды, водного кодекса РФ нарушает права граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, наносит ущерб водному объекту.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, а потому не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данное дело подлежала направлению для рассмотрения по подсудности в гарнизонный военный суд, несостоятельны.
В соответствии с положениями ст. 24 ГПК РФ районным судом в качестве суда первой инстанции рассматриваются подведомственные суду гражданские дела, за исключением дел, предусмотренных, в том числе, ст. 25 ГПК РФ.
Согласно ст. 25 ГПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Как усматривается из оснований и предмета заявленного иска, требования военного прокурора гарнизона Горячие Ключи вытекают из гражданско-правовых отношений и не имеют отношения к военной службе, и, следовательно, рассмотрение предъявленного искового заявления подсудно судам общей юрисдикции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 13 июня 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ, - без удовлетворения.
Председательствующий: М.В.Гвоздев
Судьи: И.Н.Овсянникова
Ю.В.Моргунов