ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-6192/201824 от 24.09.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Судья – Поддубняк Г.А. Стр.209 г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В. №33-6192/2018 24 сентября 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Гаркавенко И.В.,

судей Мананниковой Т.А., Романовой Н.В.,

при секретаре Исаковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 2 июля 2018 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу ликвидировать на территории муниципального образования «Луковецкое» несанкционированную свалку отходов – полигон твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, выдел №14 квартал 85 Ломоносовского участкового лесничества, участок Луковецкое Холмогорского лесничества, кадастровый , координаты: х - 628430.35, 628419.49, 628272.62, 628288.33, 628430.35, у – 3301273.14, 3301436.54, 33014119.39, 3301266.36, 3301273.14, площадью 1,62 га.

В удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Луковецклес» отказать».

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Луковецклес», администрации МО «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда на территории муниципального образования «Луковецкое», в связи с чем, происходит засорение и загрязнение природной среды, влечет нарушение прав граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Сластилин А.В. уточнил заявленные исковые требования и просит суд обязать ООО «Луковецклес», администрацию МО «Холмогорский муниципальный район», министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в выделе №14 квартала 85 Ломоносовского участкового лесничества, участок Луковецкое Холмогорского лесничества, геодезические координаты: х - 628430.35, 628419.49, 628272.62, 628288.33, 628430.35, у – 3301273.14, 3301436.54, 33014119.39, 3301266.36, 3301273.14, площадью 1,62 га.

Представитель ответчика ООО «Луковецклес» - ФИО1 исковые требования не признал, пояснив суду, что не является арендатором земельного участка с кадастровым номером 29:19:200101:5 в квартале 85, на котором располагается свалка.

Ответчики администрация МО «Холмогорский муниципальный район», министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителя для участия в судебном заседании не направили.

В направленном письменном отзыве администрации МО «Холмогорский муниципальный район» указано, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения муниципального района участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения обязанностей, касающихся проведения очистки территории района от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории района земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования, в связи с чем, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном.

Представитель третьего лица администрации МО «Луковецкое» - ФИО2 заявленные исковые требования не признала, пояснив суду, что площадь под полигоном ТБО расположена на месте отработанного песчаного карьера, не покрыта лесом 2,32 га, что не противоречит ст.21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). По договору аренды от 10 ноября 1996 года администрация Холмогорского района передала данный участок ОАО «Луковецкий леспромхоз» под складирование твердых бытовых отходов. Примерно с 2005-2006 гг. сбором и транспортировкой ТБО на полигон стало заниматься МКП «Луковецкое», позднее преобразованное в ОАО «Луковецкое», а затем в ООО «Луковецкое». Данной организацией взималась плата с населения поселка Луковецкий за размещение на полигоне ТБО отходов потребления. С 31 мая 2011 года услугу по сбору и вывозу ТБО населению поселка Луковецкий оказывает ООО УК «Гарант». Так как администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» не сделан перевод земель полигона из лесного фонда в земли специального назначение (земли промышленности), Управляющая компания не может защитить тариф на захоронение ТБО, следовательно, не взимает плату за данный вид услуги и, соответственно, не производит работы по захоронению отходов.

Представитель третьего лица администрации МО «Луковецкое» - ФИО3 в ходе судебного заседания иск не признал, пояснив суду, что для разрешения спорного вопроса необходимо сделать перевод земель под полигон ТБО из лесного фонда в земли специального назначения, что является прерогативой администрации района. Полигон ТБО расположен на землях лесного фонда, вместе с тем, альтернативы полигона нет, иного места для вывоза и складирования ТБО нет.

Представитель третьего лица ООО Управляющая компания «Гарант» - ФИО4 в ходе судебного заседания с иском не согласился, поскольку применение мер прокурорского реагирования создаст риск негативных социальных последствий, не отвечает целям и задачам прокурорского надзора.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ответчика министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ФИО5

В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения обязанностей на министерство.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.1, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», указал, что муниципальные образования наделены властно-распорядительными, контрольными функциями в пределах определенной компетенции в отношении владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в том числе, осуществляет организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, ликвидацией муниципальных свалок должны заниматься их собственники – муниципальные образования.

В поданных относительно апелляционной жалобы возражениях и.о. прокурора Холмогорского района Архангельской области полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы – несостоятельными.

Заслушав прокурора Подчередниченко О.С., представителя ответчика ООО «Луковецклес» - ФИО1, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив судебное решение, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Холмогорского района Архангельской области в выделе №14 квартала 85 Ломоносовского участкового лесничества, участок Луковецкое Холмогорского лесничества, установлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, образуемых в результате деятельности жителей населенного пункта – пос. Луковецкий, входящего в состав МО «Холмогорский муниципальный район», проживающих на территории МО «Луковецкое».

На момент рассмотрения дела данная свалка не ликвидирована.

Земельный участок площадью 23200 кв.м в (85) 146 квартале Луковецкого лесничества Холмогорского лесхоза в соответствии с договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения №АрО-19-000026 от 10 ноября 1996 года предоставлен администрацией Холмогорского района (Арендодатель) в пользование на условиях аренды ОАО «Луковецкий леспромхоз» (Арендатор) для размещения свалки твердых бытовых отходов сроком на 18 лет до 13 июля 2015 года.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок площадью 23200 кв.м, расположенный по адресу: обл. Архангельская, р-н Холмогорский, Холмогорский лесхоз, Луковецкое лесничество, кв.146, кадастровый стоит на кадастровом учете с 10 ноября 1996 года; категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для производственных целей (свалка); границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

7 сентября 2011 года деятельность ОАО «Луковецкий леспромхоз» прекращена, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 7 июня 2018 года.

С 31 мая 2011 года и по настоящее время услугу по сбору и вывозу ТБО населению поселка Луковецкий оказывает ООО УК «Гарант», вывоз ТБО происходит на спорный земельный участок, на котором расположен полигон ТБО.

В соответствии с выпиской из реестра имущества, принадлежащего МО «Холмогорский муниципальный район», от 1 января 2012 года, полигон твердых бытовых отходов площадью 2,32 га в п. Луковецкий Холмогорского района Архангельской области включен в реестр муниципального имущества на основании акта приема передачи объектов и оборудования коммунально-бытового назначения с баланса ОАО «Луковецкий ЛПХ» на баланс Луковецкой сельской администрации от 3 января 2004 года.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиками ненадлежащим образом выполняются обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на территории лесничества.

Решение суда в части удовлетворения иска к администрации МО «Холмогорский муниципальный район» не оспаривается, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра решения в данной части в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, рассматривая образование и размещение отходов производства и потребления как проявление негативного воздействия на окружающую среду (п. 2 ст. 16), предусматривает, что такие отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды (ст. 51).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П и от 02 июня 2015 года № 12-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О, от 03 февраля 2010 года № 238-О-О, от 15 января 2015 года № 5-О и др.).

Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно ст. 83 ЛК РФ к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (п. 4 ч. 1 и ч. 3).

Так, возлагая обязанность по организации ликвидации несанкционированных отходов, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что п.п. 1,4, 10 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 04 марта 2014 года № 92-пп, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, в том числе в сфере лесных отношений и в сфере обращения с отходами производства и потребления, осуществляя отдельные полномочия, переданные ему Российской Федерацией в области лесных отношений: организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. При этом министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения Архангельской области.

В целом доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения. Выводов суда они не опровергают, являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Нарушений норм процессуального законодательства, безусловно влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 2 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Гаркавенко

Судьи Т.А. Мананникова

Н.В. Романова